Найти в Дзене
Карина Харламова

Почему учиться дистанционно менее эффективно, чем вживую?

Оглавление

Казалось бы, совсем недавно дистанционное обучение было для общества чем-то странным и как будто неофициальным. Несмотря на то, что в интернете и раньше было представлено множество онлайн курсов, люди с недоверием относились к таким «мероприятиям». Сейчас же большинство студентов говорят о том, что учиться онлайн гораздо лучше, по крайней мере я и мои знакомые-студенты признавали, что лучше по Zoom, только бы не добираться до универа по 1,5 – 2 часа.

Предыстория…

Если вспомнить, начало дистанта было ужасным. Когда случилась пандемия, все плакали о том, что скучно дома, неудобно совершать обычные рабочие моменты, когда ты один на один с ноутбуком, компьютером, телефоном. Внезапно пришлось учиться звонить преподавателям, писать более-менее приличные сообщения на электронную почту, что в сущности студент сам по себе не умел, а отмазка «забыл работу дома» потеряла всяческий смысл.

Однако, появилось много плюшек: сидеть на паре в пижаме, включить лекцию и уснуть, спихнуть на неработающую технику все то, что не хочешь делать. Это все, конечно, замечательно, но по началу это сильно портило качество обучения.

Проблемы дистанционного обучения

Комммуникативный барьер

Что же все-таки происходит с усвоением материала в условиях дистанционного обучения? Пока нас учат вживую, мы видим мимику, жесты человека, улавливаем микроизменения в его голосе или в настроении. Все это дает дополнительную информацию, которая запоминается лучше, потому что у того, кто учится, появляются какие-то эмоции на эту информацию. То есть он отреагировал на новый материал, а не просто выслушал и забыл. Опять же гораздо проще и быстрее задать вопрос, если что-то непонятно, в аудитории преподавателю, чем искать момент вклиниться в видео, в котором может еще и задержка….создастся путаница….станет неловко….ааааа!!!!….

Кстати, преподавателям тоже не так просто. Я вела некоторое время лекции у студентов онлайн, и это страшно. Я их не вижу! Я не понимаю, слушает ли меня кто-то, записывают ли; быстрее мне, медленнее, может вообще помолчать минутку, или вдруг там вообще никого нет (камеры то выключены). В общем сплошной стресс.

Кроме того, есть же еще концентрация внимания, которая имеет свойство теряться при утомлении. В условиях аудиторного обучения студент может отвлечься на пару секунд, чтобы улыбнуться соседу или чем-то с ним поделиться, и это не будет надолго. Сознание быстро переключится на другую деятельность (с преподавателя, который про учебу, на одногруппника, который про отдых), снимет напряжение и снова войдет в учебный процесс, более того, если что-то упустит, то быстро спросит. В дистанте же, чтобы отвлечься на одногруппника, нужно открыть другую вкладку, напечатать сообщение, вернуться, понять не упустил ли ты что-то и так далее. Это неудобно, это долго и это с большими потерями.

Отсутствует погружение в студенческую жизнь

У многих ведь родители рассказывали, как забавно они проводили молодость в техникумах и университетах? Не обязательно участвовать в студвесне, чтобы быть частью чего-то веселого.

По своему опыту могу сказать, что быть первокурсником в дистанте очень грустно. В период «адаптации» к новому коллективу, к новому университету, мы все сидели по домам, а встретились только в ноябре. Мы, конечно, познакомились, но на вручение пришли и ушли каждый сам по себе, несмотря на то, что некоторые одногруппники пытались сдружиться, ничего особенно близкого не получилось.

Отсутствие должной практики

Так как я являюсь представителем помогающей профессии скажу еще о том, что было упущено время ценных практик. Учителя, психологи, практически все гуманитарии, все же отрабатывают новые навыки друг на друге. Это очень важно попробовать применить на живом человеке то, что описано в книге. Понятно, что с видео сделать это тоже можно, но почему-то это в большей мере смешно, чем полезно.

Заключение

Конечно у дистанционного обучения много плюсов, однако, мне кажется, вы и сами сможете их сформулировать, поэтому я описала негативную сторону. Находясь в процессе обучения, меня все время трогает то, как некачественно преподносят материал, а ведь учеба – это дорого. Грустно, что образование, которое и в очном формате иногда оставляет желать лучшего, стало еще хуже. Однако, ситуация выправляется, потому что со временем все, что угодно, начинает работать нормально. Так, например, придумали же прокторинг, отслеживание часов работы студента в дистанте… Все можно улучшить, главное начать, жаль только что мы попали в период начала.