Психика - свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.
Душа - понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания. В настоящее время вместо понятия «душа» используется понятие «психика».
Психика имеет уникальное свойство - она может отражать окружающий мир. Благодаря этому возможно познание.
Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности человека.
Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:
1. Оно даёт возможность правильно отражать окружающую действительность.
2. Совершается в процессе активной деятельности.
3. Углубляется и совершенствуется.
4. Преломляется через индивидуальность.
5. Носит опережающий характер.
Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. В тоже время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности.
Таким образом, основными функциями психики являются отражение действительности и регуляция поведения и деятельности.
Сознание - высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу.
Структура психики:
1. Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
· познавательные процессы (ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, внимание, речь),
· эмоционально-волевые (чувства и воля).
2. Психические свойства - устойчивые образования, обеспечивающие определённый количественно-качественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Свойства группируются по процессам: интеллектуальные, эмоциональные, волевые. Это направленность личности, темперамент, способности, характер.
3. Психические состояния - под этим понимаем определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в понижении или повышении активности личности. Под влиянием обстановки, хода работы или деятельности, физиологического состояния человека, времени, словесного воздействия возникают: устойчивый интерес, творческий подъём, убеждённость, сомнение, апатия, угнетённость, рассеянность и т.д.
4. Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Структура психики зависит от:
· материальных и духовных условий жизни и деятельности человека.
· формируется в деятельности.
· изменяется в процессе развития общества и человека.
· определяется возрастом.
· зависит от обучения и воспитания.