Найти тему
Толя п...т про вино

Московский кубок сомелье: как проходит и что даёт

Давно не писал вам, мои маленькие любители накатить со вкусом, а поводов накопилось достаточно.

Я занял шестое место в Московском кубке сомелье.
На первый взгляд, далеко не так круто, как выход в финал на южном кубке, но конкуренция в Москве на порядок выше. Дополнительное удовольствие доставляет то, что я сам оценивал себя на 9-11 место.

Что же это за конкурсы сомелье такие, спросите вы меня? И я вам незамедлительно отвечу: это безумно сложное испытание, которое почти не связано с реальной работой в зале.

ОТБОРОЧНЫЙ ТУР

Он состоит из шести заданий, по результатам которого отбираются трое финалистов. Задания включают в себя:
– тест;
– полное органолептическое описание вина;
– слепую дегустацию вина;
– слепую дегустацию крепких напитков.

Это в первый день.
Во второй прошли те, кто не завалил ни одного из заданий первого, и там задания уже индивидуальные:
– сервис вина;
– продажа напитка в карту ресторана;
– ответ на вопрос на английском.

ТЕСТ

В этом году он субъективно был не таким сложным, как в прошлые. То ли я стал лучше, то ли судьи начали жалеть участников. Понятное дело, что присутствовали вопросы, ответить на которые было сложно, а некоторые и вовсе никак не связаны с современными российскими винными реалиями.

Например, теперь я знаю, что Уильям Уотерс - президент ASI, а Cos d'Estournel и Cos Labory принадлежат Мишелю Рейбье, владельцу шампанского дома со смешным именем Jeeper.

Зачем мне знать это?
Ответов, на самом деле, несколько, но об этом позже.

СЛЕПАЯ

Её я, субъективно, провалил. А, да, если у вас возник вопрос, почему я говорил про 6 испытаний, а перечислил 7, то вы умнички и внимательно читаете и считаете. А ещё - описание вина и дегустация вин идут одним блоком.

Выглядит это так: перед тобой стоят 6 пронумерованных вин, номер один нужно и описать, и опознать, а остальные - только опознать. На это даётся 20 минут, лист формата А4 для описания и бланк для внесения в него своих версий для слепой, основной и дополнительной.

Я опознал только одно полностью, ещё в одном угадал страну, а в остальных… Хорошо, если попал в год.

Видимо описание вина я тренировал не зря, и добрал этим часть баллов. С другой стороны, я потратил на это задание 12 минут вместо 10, чем сократил своё время на дегустацию остальных образцов.

Зачем сомелье угадывать вино вслепую?
И на это я отвечу позже.

КРЕПКИЕ НАПИТКИ

С ними всё пошло тоже не сильно хорошо. Я угадал вермут и бренди (пусть и записал армянский коньяк в выдержанную граппу), и не угадал ирландский виски и, барабанная дробь, самогон.

А разве сомелье должен разбираться в крепких напитках? Зачем?
Да расскажу я, чуток осталось. > Толя п...т про вино: Как ни странно, второй день пошёл сильно лучше. Я был вторым в очереди на испытания, так что волновался и дрожал, заикался и забывал слова, но раз уж ввязался, то надо танцевать до конца.

Да и задания тут куда привычнее: аэрация красного вина за 5 минут с довольно простыми ловушками от судей (в обе из которых я попал, тем не менее, уложившись во время).
Вина было два, а я просто сразу взял то, которое моложе, не рассказав судьям про второе, пока не спросили. Ещё и ляпнул, что вино постарше лучше подходит для аэрации, хотя это вопрос дискуссионный. Плюс не полностью ответил на классический "вопрос, который задают, пока ты открываешь бутылку". Наверняка там было много и других косяков, но внутри себя я могу поставить галочку "зачёт".

Продать Ратафию де Шампань в карту ресторана тоже было довольно легко. Наверняка там можно было бы сделать больше, но и того, что я рассказал, было достаточно.

А вопрос на английском срезал существенное количество участников, что для меня несколько странно. Хотя ладно, я сам забыл половину лексики, но кто-то не понял вопроса, кто-то отказался отвечать. В любом случае, хоть это и полезный навык, за него давали меньше всего баллов. Раньше в тесте были вопросы на английском, в этом году вообще всё было на русском, кроме этого задания и части финала.

ИТАК, ПОДЫТОЖИМ

Конкурс не даёт тебе существенных бонусов типа миллиона долларов приза и дачу в придачу. Я ушел с него с пакетиком вкусных сыров и мясной нарезки.
Призовую бутылку вина кто-то подрезал, что печально, но в целом пофиг.
Половина навыков тебе в реальной работе не нужны совсем, вторая половина выглядит совершенно иначе.
Медийные плюшки достаются только тем, кто выходит в финал, и тем, кто ведёт свои большие каналы, а не постит раз в полтора года, как я.

Так и зачем всё это?
Отвечу субъективно.

Во-первых, это весело. Серьёзно, мне доставляет удовольствие весь этот процесс подготовки, волнение во время испытаний, осознание, что ты можешь быть лучше. Ещё лучше. Прям вот совсем капитальным красавчиком, как Света Добрынина, победившая в этом году.

Во-вторых, это ответственно. Я, к своему сожалению, встречаю слишком много сомелье, которые утратили эту искру в глазах. Или у которых искра есть, а вот знаний и навыков не хватает. Мне искренне хотелось бы видеть на таких конкурсах меньше в процентном соотношении бренд-амбассадоров, преподавателей школ, аналитиков и прочих независимых экспертов, и больше работников зала. Проще говоря, мне бы хотелось состязаться не с 35ю участниками, а со 135ю. Пытаюсь внести свою лепту.

В-третьих, это расширяет твой опыт. Понимание стилей регионов и производителей, понимание рыночной математики, понимание химии вина, понимание разных маленьких фишечек, которые, на первый взгляд, не важны, но могут оказаться решающими. Например, можно просто выпить Ратафию. А можно выпить Ратафию, зная, что слово "ратифицировать" произошло от неё, и что короли Франции заканчивали ей удачные переговоры. Ратафию ты выпьешь и так, и эдак, а удовольствие во втором случае более глубокое.

И отсюда следует в-четвёртых. Многие гости думают, что задача сомелье красиво продать "чего подороже". Даже многие сомелье думают так. Однако, мой икигай в другом. Меня движет болезненно острое желание, чтобы гости получили максимум удовольствия за те деньги, которые они готовы потратить. И да, деньги в этом уравнении тоже присутствуют, однако это лишь ресурс, который люди обменивают на удовольствие.

А для этого нужно знать больше. Понимать больше. Копать глубже. Рассказывать, петь, слагать стихи, рисовать картины, танцевать, гореть. И, если не зажигать других, то хотя бы указывать им направление.

Когда-нибудь я устану от этого. Но не сегодня.
Сегодня мне исполняется 34 года, сегодня я 6й сомелье в Москве и… надо бы, наверное, писать почаще в
телеграм-канал.