Найти в Дзене
Everything is a Copy of a Copy

Сэмплы из видеоигр в треках Aphex Twin

Оглавление

Ричард Дэвид Джеймс, более известный как Aphex Twin — британский музыкант, композитор и диджей ирландского происхождения. Он известен своими уникальными работами в разных электронных стилях, включая IDM, техно, эмбиент. Журналисты таких изданий, как Mixmag, The New York Times, NME, Fact, Clash и The Guardian, называют Джеймса одним из самых влиятельных и важных представителей современной электронной музыки.

В каталоге Ричарда Д. Джеймса представлены самые изобретательные варианты использования звуковых эффектов из игр — от чавканья Пакмана до бластеров из "Space Invaders".

Ричард Д. Джеймс, создатель Aphex Twin, — мастер сэмплирования, известный своей способностью легко превращать необычные звуковые отрезки — включая фрагменты из "Робокопа", рекламы Tampax и порнофильма 1980-х годов — в совершенно нестандартные биты и сигналы. И ни один источник для сэмплов не подходит для искажения его треков лучше, чем музыка и звуковые эффекты из видеоигр.

В целом, работы Джеймса обычно вызывают воспоминания о видео играх — от привычных звуков загрузки ПК до победных звуков игровых консолей. И хотя в его дискографии есть треки, которые будто заимствованы из игр: “Logan Rock Witch”, который неофициально называют Banjo-Kazooie-кором, или цифровой свист в “Pitcard”, который звучит как произнесение заклинания в The Elder Scrolls III: Morrowind — есть там и треки, в которых используются сэмплы, взятые непосредственно из видеоигр.

Независимо от того, записывается ли Джеймс как Aphex Twin или под одним из своих менее известных псевдонимов, используя свой особый "нюх", он отбирает звуковые эффекты из аркадных автоматов 80-х и старых компьютерных игр. Вот несколько примечательных примеров из его дискографии.

Пакман в Power-Pill — "Pac-Man" (1992)

Трек Джеймса с наиболее очевидным сэмплом из видеоигр был выпущен под одним из его наименее известных псевдонимов: Power-Pill. Яркий пример того, как чиптюн* переходит в тяжелый брейкбит. “Pac-Man” гудит так, словно на каждой работающей на батарейках игрушке в детской комнате одновременно срабатывает будильник.

* Чиптюн (англ. chiptune) — электронная музыка, синтезируемая в реальном времени аудиочипом компьютера или игровой приставки (обычно ранних поколений), а не набором музыкальных семплов, записанных с аудиоустройств.

Трек объединяет различные звуковые фрагменты из классической 8-битной игры, которые Джеймс соединяет и деформирует в одну перегруженную звуковую дорожку, состоящую из чавканья Пакмана, звуков поедания фруктов, звуков смерти и возрождения призраков, культовой “game over” и непосредственно музыкальной темы. Особенно приятно слышать, как он веселится, когда вставляет смещенную по высоте версию темы Пакман из кат-сцены.

Berzerk на Caustic Window — "Humanoid Must Not Escape" (1993)

В свои двадцать с небольшим лет Джеймс еще не был столь скрытен в отношении источников сэмплов. Например, "Humanoid Must Not Escape" с диска Caustic Window - Joyrex J9 (1993), который он выпустил под псевдонимом Caustic Window, представляет собой повторяющийся брейкбитовый acid-house, который снова и снова повторяет одноименную фразу из аркадной игры "Berzerk" 1980 года: "Гуманоид не должен сбежать!". Этот роботизированный голос принадлежит злодею игры, Злому Отто, который выкрикивает этот приказ всякий раз, когда ваша зеленая фигурка выбегает из лабиринта, не попав под пули его приспешников.

ZX Spectrum из Aphex Twin — "Cornish Acid" и "Peek 824545201" (1996)

В тот момент, когда игривый синтезаторный паттерн "Cornish Acid" на альбоме "Richard D. James" начинает затухать, раздается пронзительная нота, похожая на писк коммутируемого интернет-соединения. Она переходит во вступление трека "Peek 824545201", в котором на протяжении всего времени звучания повторяются похожие высокочастотные писки. Если порыться в сети в поисках исходника этого звука, вам скажут, что это запуск игры "Commando" 1985 года. Что с одной стороны верно, но не совсем.

И тут пенсионерское сердечко должно сжаться, ведь технически этот оглушающий звук — звук загрузки ZX Spectrum, 8-битного компьютера, выпущенного в 1982 году для игр и любительского программирования, игры для которого записывались и хранились на аудиокассетах. Поэтому независимо от того, что запускалось на приставке, — космический симулятор "Elite" или горизонтальный шутер "R-Type" — из динамиков вырывался один и тот же пронзительный звук, а на экране мелькали полосы основного цвета, обрамлявшие начальную страницу игры. Это идеальный пример того, как старая технология приобретает жутковатый оттенок, подходящий для фильма ужасов, и становится основным материалом для сэмплов Aphex Twin.

Defender в Aphex Twin — "Bucephalus Bouncing Ball" (1997)

Взятая с EP "Come to Daddy" 1997 года, композиция "Bucephalus Bouncing Ball" получила свое название благодаря ритмическому рисунку, возникающему в середине трека. Металлический звон постепенно ускоряется, подобно тому, как прыгающий мяч теряет свою энергию, а затем и вовсе останавливается. Примерно в этой же точке песни Джеймс начинает сэмплировать несколько звуковых эффектов из "Defender" — аркадной игры 1981 года, в которой вы защищаете своих товарищей-астронавтов, уничтожая летящие навстречу космические корабли.

На спотыкающийся ритм накладываются имитации различных звуков: пиксельных выстрелов в открытом космосе, взрыва реактивного двигателя и восходящих нот темы прохождения миссии. Данные сэмплы, вместо того чтобы нарушить поток этого затягивающего ритма, приземляются как статические разряды, выпрыгивающие наружу в самые неожиданные моменты, еще больше подчеркивая магию первоначальной идеи Джеймса для этого трека.

Space Invaders и Berzerk в Aphex Twin — "54 Cymru Beats" (2001)

Почти все фирменные стили Джеймса присутствуют в этом 6-минутном треке: странные синтезаторы, порезанный drum'n'bass, искаженный брейкбит, колеблющаяся электроакустика, трудноразличимые вокальные сэмплы и даже тонкие эмбиентные нотки на заднем плане. Это так же одна из двух песен с альбома 2001 года "Drukqs", в которой довольно ловко использованы сэмплы из видеоигр.

На заднем плане звучат звуки бластеров из культовой игры 1978 года "Space Invaders", причем некоторые из них — в обратном направлении. Джеймс и здесь привлекает Злого Отто, злодея "Berzerk", для многочисленных вокальных партий на протяжении всей "54 Cymru Beats". Все это происходит быстро и в то же время изящно, а способность Джеймса жонглировать десятком движущихся частей одновременно впечатляет как никогда.

Space Invaders и Defender в Aphex Twin — "Mt Saint Michel + Saint Michaels Mount" (2001)

Композиция "Mt Saint Michel + Saint Michaels Mount" с альбома Drukqs — самое упорядоченное и трогательное использование сэмплов из видеоигр в карьере Джеймса. Следуя за звоном церковных колоколов нечеткий брейкбит обрывается, чтобы затем снова наложиться на себя, будто барабанная установка, прерывает себя на полуслове во время перепалки с другой, более нервной, установкой. В середине 8-минутного трека Джеймс встраивает в композицию всевозможные игровые звуковые эффекты — нарастающий гул космического корабля, летящего по галактике из игры Defender, яркие взрывы пришельцев, расстреливаемых в "Space Invaders", оцифрованные звуки лазеров из обеих игр. Когда же трек останавливается для передышки, обещая нам некое замедление за счет использования клавишных, возвращается медитативная секция. И тогда становится понятно — каждый элемент находится на своем месте, именно так, как он их и расставил.

При составлении данного списка мы наткнулись на крайне странное интервью с Джеймсом в 1994 году в Москве. В тот год Артемий Троицкий пытался организовать фестиваль электронной музыки "Бритроника", на который был в томи числе приглашен и Aphex Twin. Ходит много слухов и баек про тот визит, но мы предлагаем вам ознакомится с тем интервью: Часть 1 и Часть 2.

А это место оставим для будущих коллабораций со школами по изучению английского языка ;)