На Руси к представителя многих профессий относились с уважением и одновременно с опаской, ведь как- никак, а человек знается с чертовщиной и только Бог знает, что у него на уме. К представителям таких профессий на Руси традиционно относили и пастухов, которых одновременно и боялись, и уважали, ведь без услуг пастуха не могла обойтись ни одна порядочная деревня.
Как и подобает в приличном крестьянском хозяйстве, русские крестьяне держали на своих подворьях домашний скот, нередко даже не одну его голову, а весной и летом скот надо было пасти на вольных нивах, дабы он набирался сил и жира, но вот беда - далеко не всегда крестьяне могли позволить себе пасти своих буренок самостоятельно, летом и так работ был полон рот, поэтому им ничего не оставалось, как отдавать свой скот в общедеревенское стадо, за которым наблюдал нанятый всей крестьянской общиной пастух.
Хотя без пастуха ни деревне, ни крупному крестьянскому хозяйству было никуда, на этой должности всегда экономили, нанимая или выбирая в такие работники человека безземельного, неспособного из-за болезни или по каким-либо другим причинам к полевым работам; соответствующей была и зарплата, чаще всего пастуху платили натурой (едой или зерном), реже - мизерными деньгами, но не платить за работу пастуху не смел никто, ведь с виду безобидный пастух знался с нечистой силой и мог с лёгкостью превратить жизнь односельчан в ад. Как правило, пастухи знали много заговоров на здоровье и защиту скотины от кражи, болезни и нападения зверя, знали они толк и в лечебных и ядовитых травах, поэтому к ним часто обращались за лечением или для того, чтобы капитально нагадить соседу. Чаще всего пастух знался с лешими и полевыми, с которыми он даже заключал договор на сохранность стада (в Олонецкой губернии договор пастуха с лешим заключался так: пастух шёл ночью в чащу леса, где произносил соответствующий заговор и взамен давал соответствующие обязательства, типа не есть в лесу ягод, не мыться всё лето, не давать никому руки и тому подобное, в крайних случаях пастух мог пожертвовать одной коровой из стада или удоем молока, а в знак крепости заключённого договора пастух запирал на ключ амбарный замок и прятал его в корнях старой ели). После заключения подобного договора леший или полевой всё время находился рядом с пастухом и помогал ему работать. Важное значение также имела пастушья дудочка или рожок: с её помощью он управлял стадом и отпугивал от него хищников (тех из них, кто на неё не реагировал, ждало близкое знакомство с пастушьим кнутом), также, по поверьям, играя на дудочке, пастух развлекал лесных духов, дабы они не вредили стаду. За его большую роль в жизни деревенской общины пастуха уважали, но одновременно и боялись, а то мало ли что.
Конечно с тех пор прошли столетия, многое поменялось, но в деревнях по-прежнему держат скот и его по-прежнему пасут пастухи, с которыми обходятся очень уважительно, а то мало ли что.