Дисциплина на уроке – основа эффективного обучения. Даже самый интересный урок с разнообразными видами деятельности, на подготовку которого будет потрачено много времени и сил, окажется провальным в случае упущения дисциплинарных моментов.
В первый год работы в школе я допускала много ошибок, но в то же время значительную часть делала интуитивно правильно. В университете этой проблеме практически не уделялось время. Неудивительно, что, когда я пришла работать в школу, где в классе было по 30-35 человек, столкнулась с тем, что большую часть времени я тратила не на объяснение материала урока, а на дисциплину. Поэтому пришлось набивать шишки и делать выводы, которыми теперь могу поделиться и даже, возможно, помочь кому-то.
Школьная дисциплина не равно послушание
Дисциплина на уроке в первую очередь это про работоспособность, сосредоточенность, вовлеченность. Именно поэтому мы так часто говорим про важность дисциплины и так охотно стараемся ее добиться.
1. ВОЗЬМИТЕ РАССАДКУ ДЕТЕЙ В СВОИ РУКИ
Дети зачастую «мигрируют» по классу, постоянно пересаживаясь. Уследить за всеми, когда в классе больше 20 человек - сложно. Но от того, где и с кем сидят учащиеся зависит их работа на уроке. Даже посадка согласно списку классного руководителя не всегда эффективна. Я рекомендую рассадить учащихся на ваше усмотрение. В своем самом сложном (в плане дисциплины) классе это решение значительно облегчило мне работу: я продумала план рассадки, принесла и повесила его на доску, сообщив, что на моем предмете ученики будут сидеть так.
2. КОММУНИКАЦИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ИЛИ О ПЛОХОМ В ХОРОШЕМ КЛЮЧЕ
Не забывайте про коммуникацию с родителями. Родитель, учитель и ученик – это треугольник, который должен взаимосвязано работать. Не обязательно каждый раз обращаться к классному руководителю с просьбами передать информацию, просить личные номера или ждать родительского собрания. В современной школьной жизни у каждого есть доступ к электронному журналу, в котором вы можете передавать всю информацию о поведении, успехах и требованиях к учащимся. В электронном журнале вам не придется отвечать на сообщения с незнакомых номеров и догадываться кто из родителей (или учеников) обращается к вам с вопросом, так как вы сразу видите от кого вам поступил запрос. При выставлении оценок у каждого есть графа «комментарий» куда вы можете сделать необходимую заметку для родителей.
Следующая рекомендация, касающаяся общения с родителями, состоит в том, чтобы любые ваши обращения к ним не несли в себе сплошной негатив. Родитель должен понимать, что вы обращаетесь к нему за помощью без цели пожаловаться или упрекнуть. Когда родители знают, что вы пишите, потому что заинтересованы в успехах ребенка это дает колоссальный эффект. Не обращайтесь к родителям только в случаях проблем и неудач. Пишите об успехах. Не забывайте подкреплять ваше общение с родителями и позитивными моментами.
3. ВЫСТРОЙТЕ С ДЕТЬМИ ХОРОШИЕ И ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Поболтайте с ними на переменах, спросите в начале урока, например, как у них прошли выходные. Желайте хорошего дня в конце. Не бойтесь пару раз пошутить на уроках в рамках изучаемой темы. Когда дети видят вашу доброжелательность они не боятся идти к вам на урок и более того начинают относиться к вам так же. Здесь стоит сказать, что доброжелательность не отменяет вашей строгости и требовательности. Мы должны быть твердыми в отношении конкретного проступка. И в то же время мы должны быть доброжелательными в отношении ученика, совершившего проступок, чтобы у него не возникло желание защищаться и не пропал интерес к общению с вами.
4. ТРЕБОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ И СООТВЕТСТВИЕ ИМ
В контексте требовательности стоит так же упомянуть наличие четко сформулированных требований от учителя к поведению и работе на уроках, а также к выполнению домашнего задания. При выставлении отметок при личном обращении всегда уточните у ребенка понятно ли ему, почему выставлена конкретная оценка. Не забывайте, что вы не должны противоречить своим требованиям. Их, конечно же, можно менять или делать исключения, но всегда стоит уведомлять об этом учеников, чтобы не возникло недопониманий.
5. ТОЧЕЧНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИЛИ КАК СТАВИТЬ ОЦЕНКИ ЗА ПОВЕДЕНИЕ
Методика точечного регулирования, то есть обращения лично к каждому, кто в какой-то момент нарушает дисциплину, тоже эффективна. Я часто хожу по классу во время урока, наблюдаю за тем, как ученики работают в тетради, читают, выполняют задания - стараюсь регулировать работу и поведение каждого. Несмотря на то, что оценки за поведение учителю ставить нельзя, оценка за знания зачастую является результатом поведения ученика. Когда видите, что ученик отвлекается - задайте ему вопрос. Не ответил на несколько вопросов – оценка в журнал. Чаще всего вместо ответа последует фраза: «Повторите вопрос». Объясните, что вы задали вопрос достаточно громко и четко, спросите у ученика почему он его не услышал. Дайте знать, что вопросы по несколько раз повторять вы не будете.
6. ЕСЛИ ХОТИТЕ,ЧТОБЫ ВАС СЛЫШАЛИ - ГОВОРИТЕ ТИШЕ
Играть голосом и его тональностью важно во время урока, но не стоит постоянно надрывать связки и пытаться достучаться до каждого. Попробуйте снизить громкость своего голоса, оставаясь на комфортном уровне, но при этом периодически меняя его тон. Иногда стоит совсем понизить громкость вашего голоса, чтобы расшумевшийся класс заметил это и "вернулся" на урок. От опытных коллег получала совет вовсе замолчать, когда в классе появляется шум и не говорить до тех пор, пока не наступит тишина. Взяла себе на заметку, но сразу оговорюсь, что это работает не всегда и не везде.
7. ЭФФЕКТ НЕОЖИДАННОСТИ
Это то, что я подглядела у коллег с начальной школы. В среднем звене тоже можно использовать, так как детям в 5-6 классе еще точно будет интересно, а тем, кто постарше просто забавно. Например, во время урока сказать: «Покажите ладошки». Скорее всего ладошки покажут те, кто не отвлекается и внимательно вас слушает. Но это как раз и привлечет внимание тех, кто этого не делает. Во второй раз можете сказать: «А теперь покажите только большой палец». И вот уже даже самые отвлечённые дети включаться в работу.
8. ХВАЛИТЕ УЧЕНИКОВ
Ну и последнее, но, наверное, самое главное – не забывайте хвалить своих учеников. Хвалить как в целом класс, так и лично каждого при определенных успехах. Ставьте оценки за работу на уроке. Мотивируйте обучающихся в рамках ваших возможностей. Даже если тот самый ученик, который всегда отмалчивался, вдруг на уроке проявил активность – заметьте это и не пожалейте поставить ему заслуженную на уроке оценку.
Важно, чтобы в стремлении поддерживать дисциплину в классе, учитель не пренебрегал педагогической этикой. Гнев, крик, оскорбления и высокомерие – те составляющие, которые не должны использоваться в организации дисциплины на уроках. Стоит всегда помнить, что учитель должен быть требовательным, но никто не отменял человечность и доброжелательность. Сочетание двух этих принципов даст необходимый эффект в налаживании дисциплины на занятиях, а также в укреплении взаимоотношений между учителем и учеником.