«Стеклянный потолок» обычно замечают люди среднего возраста.
Например, начальники отделов или главные специалисты понимают, что не могут продвинуться дальше.
Но всё начинается намного раньше. Курсе на втором уже видно, кто из студентов столкнётся со стеклянным потолком через 15 лет.
Давайте посмотрим на всю лестницу становления профессионала.
На каждой ступени можно сделать ошибки, которые ведут в тупик.
Когда эти ошибки накапливаются — на них-то стеклянный потолок и строится.
А не так бывает, что в 35 лет человек вдруг почему-то встретил на своём пути особенно противного начальника, который ну никак не даёт развиваться и вообще эксплуатирует, как Изауру на плантациях.
Нет, всё могло начаться намного раньше.
Вот они, семь стадий развития профессионала.
Это не из книг, модель авторская, и я вывела её из своего практического опыта работы с людьми.
Нулевой уровень.
Абитуриент и «Интересующийся».
Абитуриент готовится получить систематическое высшее или среднее образование.
Роковых ошибок у абитуриента может быть две.
Первая — это неправильный выбор факультета, вуза или колледжа, а вторая — это упрямство и привязанность к неправильному выбору.
То есть, не туда поступить и потом там и остаться до самого выпуска, вот две ошибки.
Более разумное поведение: как только поняли, что в данной профессии вы не будете ни счастливым, ни реализованным человеком — уходите и поступайте в другое место.
Лучше потерять два, да даже и пять лет в самом начале, чем потом 25 лет идти по чужой дороге.
Если же человек решает: «Ну, теперь уж надо доучиться, хоть и на нелюбимой специальности» - то это, во-первых, стратегически очень невыгодно в финансовом плане, а во-вторых, на этом решении стеклянный потолок будет очень крепко держаться.
Такой выбор сложно потом исправить.
Исключение: если человек уже создал семью и нужно её кормить. Тогда — да, надо доучиться, из-за денег выйти на первую работу по неподходящей специальности, но параллельно искать свою настоящую профессию.
Но это сложный маршрут, лучше вернуться на первый курс по другой специальности, уйдя с третьего или даже с четвёртого в самом начале.
«Интересующийся» - это человек, который не собирается получать систематическое образование, поступать в университет по этой специальности и получать диплом. Но ему очень нравится какое-то дело, ремесло. Ну, например, мне очень нравится столярка.
Тут типичные ошибки такие:
- Игнорировать интерес (потому что такие интересы никогда не возникают на пустом месте),
- Считать это всё «баловством» по сравнению с основной специальностью (иногда именно тут люди и начинают нормально зарабатывать, на этом своём «несерьёзном» хобби),
- Не учиться у лучших мастеров. Конечно, по роликам из интернета можно сделать первые шаги, но потом лучше купить нормальные инструменты и записаться на хорошие курсы.
Если нулевой уровень пройден, то дальше - первый уровень.
Это уровень ученика, студента или стажёра.
Самая большая ошибка на этом этапе — не найти своего учителя.
На этапе ученичества очень важно «прилепиться» к настоящему мастеру, перейти от просто студента в подмастерья.
Чем раньше вы это сделаете, тем меньше вероятность, что вы столкнётесь затем со стеклянным потолком.
Работа в молодости под началом хорошего мастера, честное служение его делу — это иммунитет от обесценивания на всю жизнь.
Вы просто не сможете думать о себе совсем уж плохо, если вас воспитывал настоящий профессионал.
Второй уровень.
Молодой специалист.
Худшее, что может сделать на этом этапе человек — это успокоиться и начать «делать, что скажут».
Например, если парень закончил экономический факультет, устроился работать в отдел к маркетологам, а по факту заказывает всем пиццу и меняет воду в кулере — то это нормально.
Но если он сам не ищет себе других задач и просто сидит и ждёт, пока ему что-то поручат — то так он и проведёт лет пять за составлением самых неважных отчётов и за заказом пиццы.
Более правильное поведение — не реже двух раз в месяц приходить к начальнику и предлагать идеи.
И не просто идеи, которые должен кто-то другой воплощать. А брать ответственность за них.
Есть такая как бы смешная пословица: «Инициатива наказывается исполнением».
Увы, многие не замечают иронии в этой пословице и думают, что и правда исполнение своей инициативы — это наказание.
А это — привилегия.
Да, чаще всего, если у вас получится плохо, виноваты будете вы, а если получится хорошо, то заслугу присвоит начальник. Первые раз семь или десять так и будет, вероятно.
Ну и что?
Ведь такие инициативные проекты — это важная часть образования.
Самообразования.
Не думайте, что образование заканчивается, когда выдают диплом. Настоящее образование только начинается в этот момент.
В первые три года после окончания университета надо очень многое попробовать, много предлагать, пока ум ещё свежий и взгляд на замылен.
Если так делать, то никакого стеклянного потолка не возникнет, скорее всего.
Да, даже если вы женщина.
Но если вы работаете строго в пределах должностной инструкции и слишком рано выучили фразу «Это не моя работа», то стеклянный потолок почти неизбежен на пятом-седьмом году стажа.
Третий уровень.
Начинающий мастер.
Это тот момент, когда можно начать создавать себе имя в профессии.
Как узнать, что уже пора?
Ну, года через два на первой работе уже можно начинать.
А через пять лет профессионального стажа — уже точно пора.
Начиная с третьего уровня, очень важно следить за тем, чтобы у вас перестали забирать авторство в ваших проектах и предложениях.
Скорее всего, деньгами платить пока за всю вашу дополнительную активность не будут, но важно, чтобы ваше имя было в составе рабочей группы, чтобы вы были упомянуты как ответственный за проект, чтобы именно вы выступали с презентацией результатов.
Цель начинающего мастера — не деньги, а репутация.
Деньги придут потом сами, если сложится репутация.
Не наоборот.
Если в этот момент сделать упор на деньги, то вы откажетесь от многих интересных волонтёрских задач, а именно на таких задачах быстрее и проще всего делается хорошая репутация и набирается полезный опыт.
Ещё одна ошибка — не говорить от своего имени.
Если вам чуть меньше тридцати, уже пора говорить: «Я, как специалист, считаю, что...»
Начинайте на этом этапе говорить: «моё мнение», «по моим оценкам», «я предлагаю вот что...» - в общем, начинайте привыкать к персональной ответственности.
И коллег приучайте к мысли, что надо давать вам полную ответственность.
Если же продолжить прятаться за спину более опытных — то в стеклянный потолок упрётесь почти неизбежно.
Четвёртый уровень.
Хороший мастер.
Вот три вещи, которые важнее всего сделать на этом этапе.
Первое — репутация: надо закрепить за собой какую-то профессиональную область и стать в ней одним из лучших. Например: «Иван у нас лучший по оценке ущерба», «Светлана — один из лучших колористов в нашей сети салонов», «Андрей — отличный репетитор по подготовке к ЕГЭ по биологии».
Должна возникнуть связка: «имя — профессиональная область — высокая оценка».
Второе — надо начать брать нормальные деньги.
Средние по рынку.
Вы же понимаете, что «среднее» - это значит, что многие зарабатывают меньше. А кто-то, наоборот, больше.
Все подряд не могут зарабатывать выше среднего.
Так вот, вплоть до четвёртого этапа это нормально, если стоимость труда была немного ниже рынка.
А вот на четвёртом этапе нужно стать тем самым средним крепким профессионалом, который назначает самую типичную, среднюю цену.
Не ниже.
И третье — надо начинать подготовку к автономии.
Даже если вы работаете по найму в огромной корпорации, на четвёртом уровне пора начинать готовиться к какому-то своему делу.
Это не значит, что вы именно за деньги будете что-то делать, как ИП или самозанятый. Например, это может поначалу быть имиджевый проект, типа подкаста или блога.
Но с четвёртого уровня вы пойдёте выше, только если у вас будет что-то полностью своё. Что-то такое, что не сможет забрать ваша организация.
(Например, в моём случае это был YouTube-канал).
Если этого не сделать, вы неизбежно упрётесь в стеклянный потолок и останетесь на среднем уровне.
Это само по себе нормально, но давайте посмотрим, что может быть дальше.
Пятый уровень.
Очень хороший мастер и начинающий наставник.
Доход на этом уровне уже немного выше рынка, и кроме клиентов, должны появиться первые ученики.
А что, обязательно быть наставником?
Нет, не обязательно.
Можно пойти по другому пути — уникальная узкая специализация. Становитесь единственным, неповторимым и незаменимым.
Но гораздо более естественный путь — начать делиться с учениками.
Ученики — это студенты, стажёры или молодые специалисты, над которыми вы берёте шефство и обучаете их тому, что умеете сами.
Если у вас был наставник — вы тем самым возвращаете ему долг.
Шестой уровень
Выдающийся мастер, очень хороший наставник.
Важно, набрав учеников, не успокоиться на этом.
Знаете, некоторые научные руководители пишут свою докторскую диссертацию руками и мозгами своих аспирантов. Не надо так.
Дело не только в том, что это не вполне этично.
Просто вам тоже нужно продолжать расти.
Ученики — это очень полезно. Лучшие из них неизбежно будут вас обгонять, и это придаёт бодрости, прямо скажем.
На шестом уровне вам начнут постоянно предлагать работу, и вы её уже больше никогда не будете искать, а начнёте выбирать и от многого отказываться.
Работа будет искать вас.
И на этом этапе люди обычно очень много работают.
Есть два уровня развития, на котором критически важно очень много работать, расти: это второй и шестой.
Иначе есть риск удовлетвориться тем, что уже и так есть.
И, наконец, седьмой уровень.
Выдающийся мастер, выдающийся наставник.
Здесь вашу репутацию начинают создавать ваши ученики.
За работу вы уже запрашиваете столько, сколько хотите. Как правило, это намного выше среднего по рынку.
Но почти наверняка вы с кем-то начнёте работать бесплатно на этом уровне, просто ради удовольствия - потому что сможете себе это позволить.
На этом уровне задачи не ставят перед профессионалом, а профессионал выбирает интересные задачи.
В большинстве профессий к этому уровню люди могут прийти примерно к 55 годам, в спорте — к 35 годам.
В современном бизнесе можно и к тридцати успеть.
Вот такая лестница из семи ступенек получается.
Что вы про неё думаете?
В общем, я считаю, что очень важно с самого начала вести себя так, чтобы стеклянный потолок даже и не начинал складываться над вами.
А уж если он всё-таки возник — давайте его пробивать, потому что сам по себе он никуда не денется.