Есть хороший принцип: если ты самый умный в комнате — то это не твоя комната.
Мы разбираемся со «стеклянным потолком», когда человек вроде бы делает много работы, старается - а доходы не растут, в должности не повышают, уважения нет.
Одна из причин, почему так происходит — это неправильная оценка своего уровня.
Я уже писала, что ни в коем случае не надо позволять другим людям обесценивать наш труд.
Но есть и обратная сторона: не надо позволять самим себе переоценивать свой уровень.
Вот, к примеру, молодой преподаватель в университете, свежезащитившийся кандидат наук. Его работа так устроена, что 20% контактов — это семья и друзья, 10% — это старшие коллеги, а примерно 70% контактов — это совсем молодые люди с минимальным опытом.
На фоне студентов легко блистать умом и оригинальностью.
И очень просто переоценить свой уровень.
Но тут-то и начинает складываться стеклянный потолок. Человек думает: «Я такой прекрасный, почему коллеги не признают этого?»
Да потому что ты уже давно не вёл отчаянных научных дискуссий с равными, дружок.
Вот поэтому.
Ты собрал вокруг себя наивных студентов и перед ними красуешься, а ты попробуй-ка на научном семинаре соседней кафедры покрасоваться и защитить там свою работу, вот тогда и поговорим.
В общем, нужно стараться войти в окружение более сильных коллег.
Для роста полезно помещать себя в нижний квартиль, и делать это осознанно.
Что я имею в виду?
Шаг первый. Представьте всё своё профессиональное окружение.
Шаг второй. Теперь подумайте, какие ключевые параметры для оценки в вашей профессии вы сами больше всего цените.
Шаг третий. А теперь следите за тем, чтобы оказываться самым младшим и неопытным среди более сильных профессионалов, если судить именно по этим параметрам.
Например, для писателей критерием оценки может быть тираж изданных бумажных книг, или количество проданных электронных копий, или первые места в писательских конкурсах, или книжные премии, или обзоры у книжных блогеров, или количество переводов на иностранные языки...
А может быть, признаком настоящего успеха стала одна-единственная рецензия — но от такого человека, которого все уважают.
В общем, подумайте, какие критерии успеха вы сами засчитываете, как важные.
Если вы считаете, что упёрлись в стеклянный потолок, то как это определили?
Чего не хватает?
Денег, повышения в должности, новых проектов?
Значит, это и есть ваши критерии профессионального признания: достойная оплата, приличная должность, участие в перспективных проектах.
А если признак «стеклянного потолка» для вас — это то, что не приглашают на телевидение и не берут интервью — значит, смотрите на критерии популярности и известности.
Определили свой критерий?
А теперь попробуйте целенаправленно строить своё общение таким образом, чтобы ¾ людей в профессиональном кругу превосходили вас именно по этому параметру.
Например, можно вступить в мастер-группу, которая для вас пока дороговата — но там не менее ¾ участников зарабатывают намного больше вас.
Или можно вписаться в проект, за который вам мало заплатят (или совсем не дадут ни копейки, ещё и с вас членские взносы насчитают) — но в нём вы будете общаться с людьми, ¾ которых публикуются там, где вы давно хотели опубликоваться.
В общем, принцип вы поняли, я думаю.
Не надо надолго задерживаться в комнате, где вы — самый умный.
Это рискованно.
Идите в комнату, где большая часть людей добилась того, о чём вы пока только мечтаете.
Что произойдёт дальше?
А дальше вы начнёте меняться.
Примерно через полгода ваши прежние критерии успеха устареют, а параллельно вы заметите, что очень сильно выросли по сравнению с предыдущей версией себя.
В общем, один из самых мощных «стеклорезов» - это добровольно вернуться в позицию ученика.
Слезть с табуреточки, на которую вас поместили те, кто младше.
И пойти послушать, что более опытные люди говорят со своих табуреточек.
Спрашивается, а при каком окружении нет ни роста, ни деградации?
Вот тот самый «стеклянный потолок» и неподвижность когда возникают?
Это бывает, когда окружение 50/50.
То есть, если половина окружения — выше вас на лестнице профессионального роста, а половина — ниже (смотрят на вас снизу вверх), тогда вы не растёте, но хоть и не отстаёте. А просто зависаете на том же уровне.
А если большая часть людей в окружении достигли в вашей профессии меньше, чем вы — то вы будете сильно продвигать их, но при этом заметно отставать сами.
К сожалению, такое часто происходит с учителями начальных классов, если они не сохраняют круг общения с профессионалами высокого уровня.
Вот если такой учитель занимается параллельно наукой, исследованиями в области педагогики — то деградации не будет, потому что придётся периодически выступать перед очень опытными, профессиональными старшими коллегами.
А если в кругу общения остаются только маленькие дети, их родители, коллеги (равные) да завуч (на уровень выше) — то регресс неизбежен.
Увы.
Самое печальное, что замечаем мы это не сразу.
И думаем, что это злой жестокий стеклянный потолок нас останавливает.
Хотя со стороны прекрасно видно, что сам человек с каждым месяцем всё больше отстаёт от жизни.
Буду очень рада обсудить этот «принцип нижнего квартиля» с вами, напишите, что об этом думаете?