Найти тему

Почему мы деградируем

Есть хороший принцип: если ты самый умный в комнате — то это не твоя комната.

Мы разбираемся со «стеклянным потолком», когда человек вроде бы делает много работы, старается - а доходы не растут, в должности не повышают, уважения нет.

Одна из причин, почему так происходит — это неправильная оценка своего уровня.

Я уже писала, что ни в коем случае не надо позволять другим людям обесценивать наш труд.

Но есть и обратная сторона: не надо позволять самим себе переоценивать свой уровень.

Вот, к примеру, молодой преподаватель в университете, свежезащитившийся кандидат наук. Его работа так устроена, что 20% контактов — это семья и друзья, 10% — это старшие коллеги, а примерно 70% контактов — это совсем молодые люди с минимальным опытом.

На фоне студентов легко блистать умом и оригинальностью.

И очень просто переоценить свой уровень.

Но тут-то и начинает складываться стеклянный потолок. Человек думает: «Я такой прекрасный, почему коллеги не признают этого?»

Да потому что ты уже давно не вёл отчаянных научных дискуссий с равными, дружок.

Вот поэтому.

Ты собрал вокруг себя наивных студентов и перед ними красуешься, а ты попробуй-ка на научном семинаре соседней кафедры покрасоваться и защитить там свою работу, вот тогда и поговорим.

В общем, нужно стараться войти в окружение более сильных коллег.

Для роста полезно помещать себя в нижний квартиль, и делать это осознанно.

Что я имею в виду?

Шаг первый. Представьте всё своё профессиональное окружение.

Шаг второй. Теперь подумайте, какие ключевые параметры для оценки в вашей профессии вы сами больше всего цените.

Шаг третий. А теперь следите за тем, чтобы оказываться самым младшим и неопытным среди более сильных профессионалов, если судить именно по этим параметрам.

Например, для писателей критерием оценки может быть тираж изданных бумажных книг, или количество проданных электронных копий, или первые места в писательских конкурсах, или книжные премии, или обзоры у книжных блогеров, или количество переводов на иностранные языки...

А может быть, признаком настоящего успеха стала одна-единственная рецензия — но от такого человека, которого все уважают.

В общем, подумайте, какие критерии успеха вы сами засчитываете, как важные.

Если вы считаете, что упёрлись в стеклянный потолок, то как это определили?

Чего не хватает?

Денег, повышения в должности, новых проектов?

Значит, это и есть ваши критерии профессионального признания: достойная оплата, приличная должность, участие в перспективных проектах.

А если признак «стеклянного потолка» для вас — это то, что не приглашают на телевидение и не берут интервью — значит, смотрите на критерии популярности и известности.

Определили свой критерий?

А теперь попробуйте целенаправленно строить своё общение таким образом, чтобы ¾ людей в профессиональном кругу превосходили вас именно по этому параметру.

Например, можно вступить в мастер-группу, которая для вас пока дороговата — но там не менее ¾ участников зарабатывают намного больше вас.

Или можно вписаться в проект, за который вам мало заплатят (или совсем не дадут ни копейки, ещё и с вас членские взносы насчитают) — но в нём вы будете общаться с людьми, ¾ которых публикуются там, где вы давно хотели опубликоваться.

В общем, принцип вы поняли, я думаю.

Не надо надолго задерживаться в комнате, где вы — самый умный.

Это рискованно.

Идите в комнату, где большая часть людей добилась того, о чём вы пока только мечтаете.

Что произойдёт дальше?

А дальше вы начнёте меняться.

Примерно через полгода ваши прежние критерии успеха устареют, а параллельно вы заметите, что очень сильно выросли по сравнению с предыдущей версией себя.

В общем, один из самых мощных «стеклорезов» - это добровольно вернуться в позицию ученика.

Слезть с табуреточки, на которую вас поместили те, кто младше.

И пойти послушать, что более опытные люди говорят со своих табуреточек.

Спрашивается, а при каком окружении нет ни роста, ни деградации?

Вот тот самый «стеклянный потолок» и неподвижность когда возникают?

Это бывает, когда окружение 50/50.

То есть, если половина окружения — выше вас на лестнице профессионального роста, а половина — ниже (смотрят на вас снизу вверх), тогда вы не растёте, но хоть и не отстаёте. А просто зависаете на том же уровне.

А если большая часть людей в окружении достигли в вашей профессии меньше, чем вы — то вы будете сильно продвигать их, но при этом заметно отставать сами.

К сожалению, такое часто происходит с учителями начальных классов, если они не сохраняют круг общения с профессионалами высокого уровня.

Вот если такой учитель занимается параллельно наукой, исследованиями в области педагогики — то деградации не будет, потому что придётся периодически выступать перед очень опытными, профессиональными старшими коллегами.

А если в кругу общения остаются только маленькие дети, их родители, коллеги (равные) да завуч (на уровень выше) — то регресс неизбежен.

Увы.

Самое печальное, что замечаем мы это не сразу.

И думаем, что это злой жестокий стеклянный потолок нас останавливает.

Хотя со стороны прекрасно видно, что сам человек с каждым месяцем всё больше отстаёт от жизни.

Буду очень рада обсудить этот «принцип нижнего квартиля» с вами, напишите, что об этом думаете?