1.5. С чего есть пошло государство российское?
Змиевы валы
С чего есть пошло государство российское?
“Летописная версия “призвания варяжских князей” и последующего создания ими Русской державы, вызывала в науке столь сильное недоверие, что, например, историк Д.Ф. Щеглов высказал еще в прошлом (XIX-ом) веке свое мнение в предельно резкой форме: “Наша летопись или, точнее, наша сага о начале Русского государства, … знает то, чего не было, и не знает того, что было”.4,109
“Возникает вопрос, признает ли летопись существование ... (первичных, древнеславянских, -И.К.) государств? С одной стороны, ... признает, что у каждого племени было издавна ... по собственному княжению. С другой же стороны, летопись пытается создать впечатление, будто эти княжения никакой роли в сложении державы не играли и были всего лишь отсталыми племенами. Так, их населению ... приписывается “звериньский” образ жизни. ... Признавая наличие примерно дюжины русских “племенных” княжеств, летопись старательно замалчивает ... имена всех их династий и почти всех князей. ... Она приписывает активную положительную роль в создании державы и руководстве ею одному Варяжскому дому, а прочие земли рисует то смутьянами, то пассивным материалом в его руках. Короче говоря, летопись намеренно создает впечатление, будто русские земли - не настоящие княжества, а только территории обитания племен, хотя и с князьями. ...
Летописная информация не раз принималась историками на веру, и отсюда делался вывод, что племена-де жили родовым строем, а государство на Руси возникло из разложения этого родового строя лишь в IX веке, и притом сразу в виде державы.
Но в свете Змиевых валов становится ясно, что держава, Киевская Русь, возникла вовсе не из разложения родового строя, а на прочной основе вековой русской земельной государственности (подчеркнуто мной, И.К.), выросла из русских княжеств, сохранившихся и внутри державы и бывших на деле основой ее могущества”.4,166
(Каждый из русских городов имел свою архитектуру)
“По существу каждая древнерусская земля была городом-государством в классическом смысле этого термина. Примечательно, что в скандинавских источниках Русь называется Gardariki (“Царство городов”). ... Нигде в Центральной и Западной Европе того периода они не могли увидеть так много городов, как на Руси, и, особенно, нигде на Западе они не могли увидеть так много городов, столь влиятельных в политическом отношении. ... С приходом Рюрика в Новгород, а позднее - Олега в Киев, княжеское господство было наложено на подобную систему городов-государств. ... Олег и его наследники представляли собой иноземный элемент, доминирующий над древними племенами и городами. К середине десятого века в Киеве прочно утвердились новые князья, и постепенно дом Рюрика (к сожалению, - И.К.) стал неотъемлемой частью всей русской политической жизни”.2,192
Напомню, что сформировавшийся в рассматриваемые времена в праславянских государствах общественный строй базировался не на привнесенном извне феодализме, который по сути отношений “феодал-вассалы” является начальной стадией тоталитаризма, а на свободе личности каждого гражданина, что выражалось во владении ими и свободном ношении оружия, возможности прямого участия в выборах всех без исключения органов власти и священной обязанности защиты своей земли не только в военное, но и в мирное время путем строительства систем оборонительных валов, как это практиковалось у древлян в течение девяти (!) веков.
По уровню политической теории и культуры государства такого типа, по крайней мере на тысячелетие, опередили Европу в признании главенства прав человека и свободы личности, обеспечения гармоничного и естественного развития каждого индивидуума, отражая Нево единственную, созидательную ментальность древних славян-земледельцев и их способность самостоятельно выстроить устойчивое и, даже по современным меркам, передовое государство, не имеющее аналогов в других странах. Варяжское нашествие морских пиратов-викингов, узурпация и, по существу, криминализация ими славянской государственной власти, введение феодальных порядков, впоследствии переросших в крепостное право, грубо прервали процесс развития этой оригинальной формы правления, внесли в нее элементы произвола и жестокости, характерные для феодальных европейских государств. Более того, жестокость и произвол, внесенные в славянскую среду варягами, перетекая по столетиям русской истории, достигли беспрецедентного пика в период большевистских “чисток” Красного и Большого террора. Конвульсии современной демократической власти в России, во многом сохраняющей элементы и носителей советского тоталитаризма, показывают, что по существу она должна родиться заново на основе сохранившегося в веках славянского ненасильственного менталитета. Разумеется, бессмысленно говорить, что, например, Древлянская земля могла бы, подобно Китаю, еще тысячелетие развиваться за каменной, в данном случае, земляной стеной, отгороженная от влияния мировых течений государственной мысли. Объединение славянских земель и создание единого Русского государства к тому времени стало объективно необходимым процессом, и археологические данные говорят, что это объединение произошло задолго до появления в Киеве варягов. Но, даже если бы этого не было, учитывая многовековой опыт сложившейся славянской государственности, она смогла бы самостоятельно найти оптимальное решение без несвойственных славянам жестокости и произвола. Активная деятельность Ольги по защите Варяжского дома, а, прежде всего, престола и своего регентства при малолетнем сыне, несмотря на провозглашение ею славянской политики, перекрыло дорогу истинно славянскому пути развития России, а в дальнейшем сделало ее “как у всех”. В этом величайшее злодейство и преступление Ольги перед русским народом, перед русской и мировой историей.
“Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою”,3 - вещает нам Карамзин. При всем уважении к его многотрудному, двести лет назад сочиненному варианту российской, на основе варяжских “лжеписей” истории, нельзя не заметить, сколь верноподданнически лелеет маститый историк память о столь любезное сердце его венценосной особе. Я же считаю, что в свете вышесказанного о наглой правке ею российской истории к своему возвышению, величать ее следовало бы Самозванкою, чтобы из-за ужасных последствий ее хитроумных деяний, протянувшихся на пять столетий и докатившихся до наших дней, не назвать ее по справедливости на старославянский лад еще и Ольгой Паскудною. Как мы увидим дальше, сама себя она называет “паганою”, что, впрочем, сейчас одно и то же.
(Для справки. “В фольклоре некоторых кавказских племен ... (это божество) ... известно, как Паскудж, ... функцией которого было распространение семян жизни на воде и на земле. В определенном смысле это был символ плодородия, и его культ в конце концов должен был деградировать в непристойные оргии; важно, что русское слово паскудный - предположительно производное от Паскудж - означает “одиозный”, “грязный”, “плохой”.2,63 ).
Изначальное же зло принес на славянскую землю основатель династии Рюрик. Кратко оценив выше последствия его прихода, можно наконец попытаться ответить и на вопрос, кем же был этот матерый прародитель стаи князей-волков.
“Один из историографии, которым коренных вопросов отечественной сам Нестор-летописец начал свои “Повести временных лет” - откуда есть пошла русская земля? Кстати, только несторовская хроника ... и донесла до нас то немногое, что вообще известно о князе Рюрике (почему - теперь понятно, - И.К.). Думается, нам вполне по силам одолеть его короткую историю в оригинале, на нашем с вами древнем языке.
“Въ лето 6367 (859 по Р.Х.). Имаху дань варязи из заморья на чюди, на словенехъ, на мери, и на всехъ кривичехъ. А козари (хазары) имаху на поленехъ, и на северехъ, и на вятичехъ.
Въ лето 6370. Изъгнаша варяги за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собе володети. И не бе в нихъ правды, и въста родъ на родъ., и быша в нихъ усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в собе: поищем собе князя, иже бо володелъ нами и судилъ по праву. И идоша за море к варягомъ, к руси. Сице бо зваху ся тьи варязи русь, яко се друзии зовутся свие, урмане, анъгляне, гъте, тако и си.
Реша руси чюдь, словене и кривичи и вси: земля наша велика и обилна, а наряда в ней нетъ. Да поидете княжить и володети нами. И изъбрашася 3 братья с роды своими, пояше по собе всю русь и придоша. Старейший Рюрикъ седе Новегороде, а другий Синеусъ на Беле Озере, а третий Изборсте Труворъ.
И от техъ варягъ прозвася Руская земля.
По двою же лету Синеусъ умре и братъ его Труворъ. И прия власть Рюрикъ и раздая мужемъ своимъ грады... А перьвии насельници в Новегороде словене, в Полотьски кривичи, в Ростове меря, в Беле Озере весь, в Муроме мурома.
И теми всеми обладаше Рюрикъ”.
Ипатьевский список сохранил еще два факта. Рюрик “первее срубиша город Ладогу” - в низовье Волхова, у Онежского озера, на северной окраине славянских земель. Но уже на следующий год перебрался, так сказать, в центр: “придоша к Ильмерю и сруби город над Волховым и прозваша его Новгород”.17
Если это “немногое, что вообще известно о князе Рюрике”, принять за истину в последней инстанции, то возникает ряд вопросов:
1. Кто из “чуди, словене и кривичи и вси” “реша” пригласить, грубо говоря, себе на голову, заморских грабителей, которых только что “изъгнаша ... за море, и не даша имъ дани”?
2. Куда, говоря современным языком, пригласили иностранных “специалистов по госуправлению”, если Новгород (по летописи) еще не был даже построен?
3. Почему Рюрик, имея такое приглашение, “первее срубиша город Ладогу”, ... - на северной окраине славянских земель”, а не едет сразу в центр земли, в которой ему предстоит княжить, и “не рубиша” там сразу “Новый город”?
4. Представителей какой национальности “зваху ся тьи варязи русь” - шведов, норманов, “англянов”, “готландцов”, ибо в зависимости от ответа на этот вопрос следовало выбирать конкретные и отличающееся между собой направления, куда надо “идоша за море к варягомъ, к руси”?
5. Если “от техъ варягъ-(руси) прозвася Руская земля”, как она называлась до этого, если “реша руси чюдь, словене и кривичи и вси” уже “вси” сообща называются “руси”?
Поскольку других первоисточников нет, попробуем в меру своего разумения и с помощью известных трудов по истории Древней Руси ответить на эти вопросы.
Очевидный ответ на первый вопрос: в ситуации, когда северные славяне “воевати почаша сами на ся”, - варягов
века пригласила одна из воющих сторон в качестве подмоги в разгоревшейся междуусобице. Борьба за власть - дело серьезное, ведется не на жизнь, а на смерть, поэтому ни одна из схлестнувшихся сторон не станет столь ожесточенно воевать, чтобы победив, отдать затем власть приглашенному “чужому дяде”. В новейших исторических работах отмечается, что если приглашение и было, то только в качестве наемников, учитывая профессиональную военную подготовку и свирепость, даже неистовость варягов-берсёрков в схватке.
“История эта полна несообразностей. Отмечу лишь некоторые. Приглашение иноземного принца в монархи - вещь обычная в истории (десятки примеров можно приводить вплоть до XIX), но в таких случаях приглашали непременно за знатный род. А летопись не называет никаких заморских владений Рюрика или его знатных предков (верный признак того, что ссылаться на мнимый титул и будто бы громкое имя отца Рюрика не было никакой возможности). Даже само имя отца Рюрика и то неизвестно. Кроме того, если бы новгородцы и пригласили безродного Рюрика в князья, то действовали бы от своего имени (а не от имени мифического Гостомысла, которого домысливают некоторые историки - И.К.), да и из летописи не видно, чтобы у них был мандат от других русских земель распоряжаться их судьбой. ... Не видно из рассказа и того, чтобы от Рюрика потребовали каких-то гарантий его правления в русском духе. ... Между тем, такие гарантии по династическому праву требовались даже при самодержавном строе. ... Одним словом, уже первое звено прав дома Рюрика на власть на Руси не выдерживает проверки. История появления Рюрика в Новгороде не только нескладна, но и подозрительна. И конечно, это было подмечено в науке давно”,4,109 - см. выше приведенные сомнения в достоверности летописи.
Надо сказать, что умелых рубак-викингов (варягов) добродушные славяне приглашали для внутренних “разборок” и до, и после Рюрика. О том, как это было “до”, я скажу ниже, а вот “после” - это почти слепок с рассматриваемой ситуации. Тем более, что случилось это с правнуком Рюрика - князем Владимиром Красно Солнышко.
“Ко времени смерти Святослава три его сына управляли Русью. ... Ярополк правил Киевом, Олег - землей древлян, а Владимир - Новгородом. ... В ... (междуусобной) ... войне (976 г.) Олег был разбит (Ярополком) и погиб. ... Когда новость о смерти Олега достигла Владимира, он понял ее как предостережение для себя и бежал в Скандинавию. Ярополк остался единственным князем Руси. Однако ненадолго, ибо Владимир вернулся с отрядом варягов, нанятых (! - И.К.) за рубежом. ... Ярополк был предупрежден своим вассалом Варяжко (имя является уменьшительным от варяга), что не следует доверять брату ... и посоветовал Ярополку бежать к печенегам и собрать там армию. ... Его совет проливает некоторый свет на природу братоубийственной войны. В целом народ соблюдал нейтралитет, и оба соперничающих князя должны были полагаться на помощь своих вассалов и нанимать вспомогательные войска. ... Варяжские наемники ... вели себя в Киеве, как в завоеванном городе (все подчеркнуто мной, - И.К.).... (Владимир) ... позволил ... (некоторым) ... проследовать в Константинополь, чтобы предложить свои услуги там. Опережая их, ... (он) ... послал курьера, несшего следующее сообщение: “Варяги на пути к вашей стране. Не размещайте большого количества их в вашем городе, иначе они причинят столько же вреда, как и здесь. Разошлите их в различные точки, и не позволяйте ни одному из них вернуться тем же путем”.2,66 Надеюсь, комментарии излишни.
Ответ на второй вопрос, уже частично раскрытый предыдущим абзацем, может звучать трояко. “Здравое мнение о Рюрике высказал еще академик Б.Д. Греков.18 Да, считал он, норман Рюрик был действительно приглашен новгородцами во время какой-то новгородской усобицы, но вовсе не в князья, а в наемники. Новгородцам нужен был не столько Рюрик лично, сколько пиратская ватага, атаманом которой (“морским конунгом”) он был. Однако новгородцы жестоко просчитались: пиратский атаман, воспользовавшись усобицей, совершил государственный переворот.
Объяснение академика Гракова логично и реалистично. Это подтверждается множеством дополнительных аргументов. Принцев так, как описано в летописи, не приглашают; три князя вместо нужного одного просто, как говорится, не лезут ни в какие ворота. Но наемников так приглашают; от них не требуются ни знатность, ни заморские владения, а только их отряд рубак. Где, как и из какого сброда такой отряд нанят, об этом атамана, кондотьера, и не спрашивают. И кто он сам такой - тоже, лишь бы хорошо воевал. Примеры захвата трона такими кондотьерами тоже далеко не единичны в мировой истории. ... Правдоподобна следующая схема новгородских событий 862 года: земельная династия не столько вымерла, сколько между ее линиями кипит борьба за трон. Ватагу Рюпика одна из сторон нанимает для борьбы с противниками в этой усобице. Викинги - не только отличные вояки, но и мастера коварства. Прикинув обстановку, атаман варяжских наемников захватывает трон и истребляет всех соперников из обеих враждующих новгородских партий”.4,110
Возможен и второй вариант. Как и в первом, идет усобица, но пригласить могли только в “действующую армию”, то есть во чисто поле, так как здесь же, в летописи, выясняется, что Новгорода еще не было. Поэтому дальновидный Рюрик “первее ... (и) ... срубиша город Ладогу” подальше от заварушки, на самой “северной окраине славянских земель”. А это, в свою очередь, наводит на мысль о третьем варианте: изгнанный без дани за три года до этого Рюрик, не желая упускать лакомый, но неожиданно ставший недоступным “кусок”, собрался с силами и сам, то есть, как прежде, со своей бандой и, естественно, без всякого приглашения, явился на облюбованную землю, чтобы взять “дань”, Однако, усвоив прежний урок, решил сначала построить опорную базу, а затем, “придоша к Ильмерю”, основал Новгород, как столицу завоеванной им земли, в которой и начал “княжить”, то есть, «законно» обирать ее.
Последнее я написал нарочито грубо, так как слово “управлять”, альтернативное слову «княжить», имело бы здесь слишком современное звучание, поскольку, “как мы знаем, в десятом веке князь обычно каждый год вместе со свитой приезжал в завоеванные земли для собирания дани. Это было известно, как полюдье. Ольга заменила этот военный способ собирания государственных доходов тем, что установила сеть местных пунктов для сбора дани (очевидно, учтя ужасную участь ставшего жлобом мужа, - И.К.)”.2,209 Дань собиралась с беззащитных деревень, имевших, от силы, десяток дворов. Иными словами, “княжение” базировалось на грубой силе во главе с самим князем. Внешне эта “сила” имела разбойный характер, поэтому собирать дань и считать себя правителем данной земли можно было и не живя в ней. Возможно, что таким “пришлым” правителем словенов Рюрик был и до его изгнания возмущенными “подданными” (чувствуете семантику? - “под данью”, - И.К.). И тогда он решил укрепиться основательно. Ну а приглашение, о котором пишет Нестор?.. Мы уже видели, как правились летописи “де факто”.
В свете этих разъяснений и на основе давно и хорошо известных обстоятельств “приглашения” чужеземца править изначально свободными славянами, диким вывертом норманской теории выглядит объявление в 2003 году Старой Ладоги “самой древней столицей российского государства” и “колыбелью его государственности” с официальным посещением сего, как и прежде окраинного сельца главой государства, а затем министром внутренних дел и по совместительству лидера правящей партии Единая Россия. Можно понять, конечно, это и как повод для выклинивания федеральных денег под реставрацию действительно существующей здесь старины, но как могут смотреть в глаза русским людям те анонимные “археологи”, “советы” которых легли в основу этих заявлений и визитов?
Точно такой же дикостью и наплевательством на русскую историю является официальное признание Пскова местом рождения Великой княгини Ольги (НТВ 25.07.03). Дата ее появления на свет историкам известна, да только, как говорилось выше, княжества такого здесь тогда не было, а упомянутый в “лжеписи” мифический “Плъсковъ” вряд ли когда уже получит научное объяснение. Тем не менее, городу – не в пику ли “украинским товарищам”? - подарили аж две ее скульптуры: одна, работы “вовседыркизатычного” Церетели, изваяна в доспехах воина - натуральных средневековых латах, чего на Руси отродясь не ведали, вторая, работы “церковного” Клыкова, - полная противоположность. Это кроткая Первосвятая и у ног ее “унук” (внук) – будущий святитель Руси Владимир, поскольку ни облик, ни дух, ни «звериньские» деяния ее сына-хазарина ни с какого боку не вяжутся с христианской моралью и любовью. Первую статую установили на въезде в город, вторую – у гостиницы в центре. “Явный монументальный перебор”, - отметил ко всему привыкший журналист, интервьюируя встречных псковитян. Меня просто восхитил истинно русской оценкой “святыней” некий прохожий в кепке: “А чего, пускай стоят. Дареным коням в зубы не смотрят” …
Продолжая разбор судьбоносного для нас летописного отрывка о приглашении варягов, рассмотрим вопрос об их национальности, который интересен тем, что от её, указанной в летописи названия “русь”, якобы “прозвася Руская земля”. Так ли это на самом деле?
“Русь выступает первоначально как синоним полян (то есть имя южное и славянское). С другой стороны, в той же летописи говорится, что новгородские послы, отправленные за князем, “пошли за море, к варягам, к руси”, что эта таинственная русь - один из скандинавских народов, что Рюрик с братьями “взяли с собой всю русь”. ... Согласно этой версии, этнотопоним “Русь” - северный и варяжский. ...
Более правдиво из них то, которое связывает имя Руси с Полянской землей - первой коронной землей державы. Имя, видимо, восходит к названию реки Рось, впадающей в Днепр южнее Киева
“Один из историографии, которым коренных вопросов отечественной сам Нестор-летописец начал свои “Повести временных лет” - откуда есть пошла русская земля? Кстати, только несторовская хроника ... и донесла до нас то немногое, что вообще известно о князе Рюрике (почему - теперь понятно, - И.К.). Думается, нам вполне по силам одолеть его короткую историю в оригинале, на нашем с вами древнем языке.
“Въ лето 6367 (859 по Р.Х.). Имаху дань варязи из заморья на чюди, на словенехъ, на мери, и на всехъ кривичехъ. А козари (хазары) имаху на поленехъ, и на северехъ, и на вятичехъ.
Въ лето 6370. Изъгнаша варяги за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собе володети. И не бе в нихъ правды, и въста родъ на родъ., и быша в нихъ усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в собе: поищем собе князя, иже бо володелъ нами и судилъ по праву. И идоша за море к варягомъ, к руси. Сице бо зваху ся тьи варязи русь, яко се друзии зовутся свие, урмане, анъгляне, гъте, тако и си.
Реша руси чюдь, словене и кривичи и вси: земля наша велика и обилна, а наряда в ней нетъ. Да поидете княжить и володети нами. И изъбрашася 3 братья с роды своими, пояше по собе всю русь и придоша. Старейший Рюрикъ седе Новегороде, а другий Синеусъ на Беле Озере, а третий Изборсте Труворъ.
И от техъ варягъ прозвася Руская земля.
По двою же лету Синеусъ умре и братъ его Труворъ. И прия власть Рюрикъ и раздая мужемъ своимъ грады... А перьвии насельници в Новегороде словене, в Полотьски кривичи, в Ростове меря, в Беле Озере весь, в Муроме мурома.
И теми всеми обладаше Рюрикъ”.
Ипатьевский список сохранил еще два факта. Рюрик “первее срубиша город Ладогу” - в низовье Волхова, у Онежского озера, на северной окраине славянских земель. Но уже на следующий год перебрался, так сказать, в центр: “придоша к Ильмерю и сруби город над Волховым и прозваша его Новгород”.17
Если это “немногое, что вообще известно о князе Рюрике”, принять за истину в последней инстанции, то возникает ряд вопросов:
1. Кто из “чуди, словене и кривичи и вси” “реша” пригласить, грубо говоря, себе на голову, заморских грабителей, которых только что “изъгнаша ... за море, и не даша имъ дани”?
2. Куда, говоря современным языком, пригласили иностранных “специалистов по госуправлению”, если Новгород (по летописи) еще не был даже построен?
3. Почему Рюрик, имея такое приглашение, “первее срубиша город Ладогу”, ... - на северной окраине славянских земель”, а не едет сразу в центр земли, в которой ему предстоит княжить, и “не рубиша” там сразу “Новый город”?
4. Представителей какой национальности “зваху ся тьи варязи русь” - шведов, норманов, “англянов”, “готландцов”, ибо в зависимости от ответа на этот вопрос следовало выбирать конкретные и отличающееся между собой направления, куда надо “идоша за море к варягомъ, к руси”?
5. Если “от техъ варягъ-(руси) прозвася Руская земля”, как она называлась до этого, если “реша руси чюдь, словене и кривичи и вси” уже “вси” сообща называются “руси”?
Поскольку других первоисточников нет, попробуем в меру своего разумения и с помощью известных трудов по истории Древней Руси ответить на эти вопросы.
Очевидный ответ на первый вопрос: в ситуации, когда северные славяне “воевати почаша сами на ся”, - варягов
века пригласила одна из воющих сторон в качестве подмоги в разгоревшейся междуусобице. Борьба за власть - дело серьезное, ведется не на жизнь, а на смерть, поэтому ни одна из схлестнувшихся сторон не станет столь ожесточенно воевать, чтобы победив, отдать затем власть приглашенному “чужому дяде”. В новейших исторических работах отмечается, что если приглашение и было, то только в качестве наемников, учитывая профессиональную военную подготовку и свирепость, даже неистовость варягов-берсёрков в схватке.
“История эта полна несообразностей. Отмечу лишь некоторые. Приглашение иноземного принца в монархи - вещь обычная в истории (десятки примеров можно приводить вплоть до XIX), но в таких случаях приглашали непременно за знатный род. А летопись не называет никаких заморских владений Рюрика или его знатных предков (верный признак того, что ссылаться на мнимый титул и будто бы громкое имя отца Рюрика не было никакой возможности). Даже само имя отца Рюрика и то неизвестно. Кроме того, если бы новгородцы и пригласили безродного Рюрика в князья, то действовали бы от своего имени (а не от имени мифического Гостомысла, которого домысливают некоторые историки - И.К.), да и из летописи не видно, чтобы у них был мандат от других русских земель распоряжаться их судьбой. ... Не видно из рассказа и того, чтобы от Рюрика потребовали каких-то гарантий его правления в русском духе. ... Между тем, такие гарантии по династическому праву требовались даже при самодержавном строе. ... Одним словом, уже первое звено прав дома Рюрика на власть на Руси не выдерживает проверки. История появления Рюрика в Новгороде не только нескладна, но и подозрительна. И конечно, это было подмечено в науке давно”,4,109 - см. выше приведенные сомнения в достоверности летописи.
Надо сказать, что умелых рубак-викингов (варягов) добродушные славяне приглашали для внутренних “разборок” и до, и после Рюрика. О том, как это было “до”, я скажу ниже, а вот “после” - это почти слепок с рассматриваемой ситуации. Тем более, что случилось это с правнуком Рюрика - князем Владимиром Красно Солнышко.
“Ко времени смерти Святослава три его сына управляли Русью. ... Ярополк правил Киевом, Олег - землей древлян, а Владимир - Новгородом. ... В ... (междуусобной) ... войне (976 г.) Олег был разбит (Ярополком) и погиб. ... Когда новость о смерти Олега достигла Владимира, он понял ее как предостережение для себя и бежал в Скандинавию. Ярополк остался единственным князем Руси. Однако ненадолго, ибо Владимир вернулся с отрядом варягов, нанятых (! - И.К.) за рубежом. ... Ярополк был предупрежден своим вассалом Варяжко (имя является уменьшительным от варяга), что не следует доверять брату ... и посоветовал Ярополку бежать к печенегам и собрать там армию. ... Его совет проливает некоторый свет на природу братоубийственной войны. В целом народ соблюдал нейтралитет, и оба соперничающих князя должны были полагаться на помощь своих вассалов и нанимать вспомогательные войска. ... Варяжские наемники ... вели себя в Киеве, как в завоеванном городе (все подчеркнуто мной, - И.К.).... (Владимир) ... позволил ... (некоторым) ... проследовать в Константинополь, чтобы предложить свои услуги там. Опережая их, ... (он) ... послал курьера, несшего следующее сообщение: “Варяги на пути к вашей стране. Не размещайте большого количества их в вашем городе, иначе они причинят столько же вреда, как и здесь. Разошлите их в различные точки, и не позволяйте ни одному из них вернуться тем же путем”.2,66 Надеюсь, комментарии излишни.
Ответ на второй вопрос, уже частично раскрытый предыдущим абзацем, может звучать трояко. “Здравое мнение о Рюрике высказал еще академик Б.Д. Греков.18 Да, считал он, норман Рюрик был действительно приглашен новгородцами во время какой-то новгородской усобицы, но вовсе не в князья, а в наемники. Новгородцам нужен был не столько Рюрик лично, сколько пиратская ватага, атаманом которой (“морским конунгом”) он был. Однако новгородцы жестоко просчитались: пиратский атаман, воспользовавшись усобицей, совершил государственный переворот.
Объяснение академика Гракова логично и реалистично. Это подтверждается множеством дополнительных аргументов. Принцев так, как описано в летописи, не приглашают; три князя вместо нужного одного просто, как говорится, не лезут ни в какие ворота. Но наемников так приглашают; от них не требуются ни знатность, ни заморские владения, а только их отряд рубак. Где, как и из какого сброда такой отряд нанят, об этом атамана, кондотьера, и не спрашивают. И кто он сам такой - тоже, лишь бы хорошо воевал. Примеры захвата трона такими кондотьерами тоже далеко не единичны в мировой истории. ... Правдоподобна следующая схема новгородских событий 862 года: земельная династия не столько вымерла, сколько между ее линиями кипит борьба за трон. Ватагу Рюпика одна из сторон нанимает для борьбы с противниками в этой усобице. Викинги - не только отличные вояки, но и мастера коварства. Прикинув обстановку, атаман варяжских наемников захватывает трон и истребляет всех соперников из обеих враждующих новгородских партий”.4,110
Возможен и второй вариант. Как и в первом, идет усобица, но пригласить могли только в “действующую армию”, то есть во чисто поле, так как здесь же, в летописи, выясняется, что Новгорода еще не было. Поэтому дальновидный Рюрик “первее ... (и) ... срубиша город Ладогу” подальше от заварушки, на самой “северной окраине славянских земель”. А это, в свою очередь, наводит на мысль о третьем варианте: изгнанный без дани за три года до этого Рюрик, не желая упускать лакомый, но неожиданно ставший недоступным “кусок”, собрался с силами и сам, то есть, как прежде, со своей бандой и, естественно, без всякого приглашения, явился на облюбованную землю, чтобы взять “дань”, Однако, усвоив прежний урок, решил сначала построить опорную базу, а затем, “придоша к Ильмерю”, основал Новгород, как столицу завоеванной им земли, в которой и начал “княжить”, то есть, «законно» обирать ее.
Последнее я написал нарочито грубо, так как слово “управлять”, альтернативное слову «княжить», имело бы здесь слишком современное звучание, поскольку, “как мы знаем, в десятом веке князь обычно каждый год вместе со свитой приезжал в завоеванные земли для собирания дани. Это было известно, как полюдье. Ольга заменила этот военный способ собирания государственных доходов тем, что установила сеть местных пунктов для сбора дани (очевидно, учтя ужасную участь ставшего жлобом мужа, - И.К.)”.2,209 Дань собиралась с беззащитных деревень, имевших, от силы, десяток дворов. Иными словами, “княжение” базировалось на грубой силе во главе с самим князем. Внешне эта “сила” имела разбойный характер, поэтому собирать дань и считать себя правителем данной земли можно было и не живя в ней. Возможно, что таким “пришлым” правителем словенов Рюрик был и до его изгнания возмущенными “подданными” (чувствуете семантику? - “под данью”, - И.К.). И тогда он решил укрепиться основательно. Ну а приглашение, о котором пишет Нестор?.. Мы уже видели, как правились летописи “де факто”.
В свете этих разъяснений и на основе давно и хорошо известных обстоятельств “приглашения” чужеземца править изначально свободными славянами, диким вывертом норманской теории выглядит объявление в 2003 году Старой Ладоги “самой древней столицей российского государства” и “колыбелью его государственности” с официальным посещением сего, как и прежде окраинного сельца главой государства, а затем министром внутренних дел и по совместительству лидера правящей партии Единая Россия. Можно понять, конечно, это и как повод для выклинивания федеральных денег под реставрацию действительно существующей здесь старины, но как могут смотреть в глаза русским людям те анонимные “археологи”, “советы” которых легли в основу этих заявлений и визитов?
Точно такой же дикостью и наплевательством на русскую историю является официальное признание Пскова местом рождения Великой княгини Ольги (НТВ 25.07.03). Дата ее появления на свет историкам известна, да только, как говорилось выше, княжества такого здесь тогда не было, а упомянутый в “лжеписи” мифический “Плъсковъ” вряд ли когда уже получит научное объяснение. Тем не менее, городу – не в пику ли “украинским товарищам”? - подарили аж две ее скульптуры: одна, работы “вовседыркизатычного” Церетели, изваяна в доспехах воина - натуральных средневековых латах, чего на Руси отродясь не ведали, вторая, работы “церковного” Клыкова, - полная противоположность. Это кроткая Первосвятая и у ног ее “унук” (внук) – будущий святитель Руси Владимир, поскольку ни облик, ни дух, ни «звериньские» деяния ее сына-хазарина ни с какого боку не вяжутся с христианской моралью и любовью. Первую статую установили на въезде в город, вторую – у гостиницы в центре. “Явный монументальный перебор”, - отметил ко всему привыкший журналист, интервьюируя встречных псковитян. Меня просто восхитил истинно русской оценкой “святыней” некий прохожий в кепке: “А чего, пускай стоят. Дареным коням в зубы не смотрят” …
Продолжая разбор судьбоносного для нас летописного отрывка о приглашении варягов, рассмотрим вопрос об их национальности, который интересен тем, что от её, указанной в летописи названия “русь”, якобы “прозвася Руская земля”. Так ли это на самом деле?
“Русь выступает первоначально как синоним полян (то есть имя южное и славянское). С другой стороны, в той же летописи говорится, что новгородские послы, отправленные за князем, “пошли за море, к варягам, к руси”, что эта таинственная русь - один из скандинавских народов, что Рюрик с братьями “взяли с собой всю русь”. ... Согласно этой версии, этнотопоним “Русь” - северный и варяжский. ...
Более правдиво из них то, которое связывает имя Руси с Полянской землей - первой коронной землей державы. Имя, видимо, восходит к названию реки Рось, впадающей в Днепр южнее Киева
“Один из историографии, которым коренных вопросов отечественной сам Нестор-летописец начал свои “Повести временных лет” - откуда есть пошла русская земля? Кстати, только несторовская хроника ... и донесла до нас то немногое, что вообще известно о князе Рюрике (почему - теперь понятно, - И.К.). Думается, нам вполне по силам одолеть его короткую историю в оригинале, на нашем с вами древнем языке.
“Въ лето 6367 (859 по Р.Х.). Имаху дань варязи из заморья на чюди, на словенехъ, на мери, и на всехъ кривичехъ. А козари (хазары) имаху на поленехъ, и на северехъ, и на вятичехъ.
Въ лето 6370. Изъгнаша варяги за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собе володети. И не бе в нихъ правды, и въста родъ на родъ., и быша в нихъ усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в собе: поищем собе князя, иже бо володелъ нами и судилъ по праву. И идоша за море к варягомъ, к руси. Сице бо зваху ся тьи варязи русь, яко се друзии зовутся свие, урмане, анъгляне, гъте, тако и си.
Реша руси чюдь, словене и кривичи и вси: земля наша велика и обилна, а наряда в ней нетъ. Да поидете княжить и володети нами. И изъбрашася 3 братья с роды своими, пояше по собе всю русь и придоша. Старейший Рюрикъ седе Новегороде, а другий Синеусъ на Беле Озере, а третий Изборсте Труворъ.
И от техъ варягъ прозвася Руская земля.
По двою же лету Синеусъ умре и братъ его Труворъ. И прия власть Рюрикъ и раздая мужемъ своимъ грады... А перьвии насельници в Новегороде словене, в Полотьски кривичи, в Ростове меря, в Беле Озере весь, в Муроме мурома.
И теми всеми обладаше Рюрикъ”.
Ипатьевский список сохранил еще два факта. Рюрик “первее срубиша город Ладогу” - в низовье Волхова, у Онежского озера, на северной окраине славянских земель. Но уже на следующий год перебрался, так сказать, в центр: “придоша к Ильмерю и сруби город над Волховым и прозваша его Новгород”.17
Если это “немногое, что вообще известно о князе Рюрике”, принять за истину в последней инстанции, то возникает ряд вопросов:
1. Кто из “чуди, словене и кривичи и вси” “реша” пригласить, грубо говоря, себе на голову, заморских грабителей, которых только что “изъгнаша ... за море, и не даша имъ дани”?
2. Куда, говоря современным языком, пригласили иностранных “специалистов по госуправлению”, если Новгород (по летописи) еще не был даже построен?
3. Почему Рюрик, имея такое приглашение, “первее срубиша город Ладогу”, ... - на северной окраине славянских земель”, а не едет сразу в центр земли, в которой ему предстоит княжить, и “не рубиша” там сразу “Новый город”?
4. Представителей какой национальности “зваху ся тьи варязи русь” - шведов, норманов, “англянов”, “готландцов”, ибо в зависимости от ответа на этот вопрос следовало выбирать конкретные и отличающееся между собой направления, куда надо “идоша за море к варягомъ, к руси”?
5. Если “от техъ варягъ-(руси) прозвася Руская земля”, как она называлась до этого, если “реша руси чюдь, словене и кривичи и вси” уже “вси” сообща называются “руси”?
Поскольку других первоисточников нет, попробуем в меру своего разумения и с помощью известных трудов по истории Древней Руси ответить на эти вопросы.
Очевидный ответ на первый вопрос: в ситуации, когда северные славяне “воевати почаша сами на ся”, - варягов
века пригласила одна из воющих сторон в качестве подмоги в разгоревшейся междуусобице. Борьба за власть - дело серьезное, ведется не на жизнь, а на смерть, поэтому ни одна из схлестнувшихся сторон не станет столь ожесточенно воевать, чтобы победив, отдать затем власть приглашенному “чужому дяде”. В новейших исторических работах отмечается, что если приглашение и было, то только в качестве наемников, учитывая профессиональную военную подготовку и свирепость, даже неистовость варягов-берсёрков в схватке.
“История эта полна несообразностей. Отмечу лишь некоторые. Приглашение иноземного принца в монархи - вещь обычная в истории (десятки примеров можно приводить вплоть до XIX), но в таких случаях приглашали непременно за знатный род. А летопись не называет никаких заморских владений Рюрика или его знатных предков (верный признак того, что ссылаться на мнимый титул и будто бы громкое имя отца Рюрика не было никакой возможности). Даже само имя отца Рюрика и то неизвестно. Кроме того, если бы новгородцы и пригласили безродного Рюрика в князья, то действовали бы от своего имени (а не от имени мифического Гостомысла, которого домысливают некоторые историки - И.К.), да и из летописи не видно, чтобы у них был мандат от других русских земель распоряжаться их судьбой. ... Не видно из рассказа и того, чтобы от Рюрика потребовали каких-то гарантий его правления в русском духе. ... Между тем, такие гарантии по династическому праву требовались даже при самодержавном строе. ... Одним словом, уже первое звено прав дома Рюрика на власть на Руси не выдерживает проверки. История появления Рюрика в Новгороде не только нескладна, но и подозрительна. И конечно, это было подмечено в науке давно”,4,109 - см. выше приведенные сомнения в достоверности летописи.
Надо сказать, что умелых рубак-викингов (варягов) добродушные славяне приглашали для внутренних “разборок” и до, и после Рюрика. О том, как это было “до”, я скажу ниже, а вот “после” - это почти слепок с рассматриваемой ситуации. Тем более, что случилось это с правнуком Рюрика - князем Владимиром Красно Солнышко.
“Ко времени смерти Святослава три его сына управляли Русью. ... Ярополк правил Киевом, Олег - землей древлян, а Владимир - Новгородом. ... В ... (междуусобной) ... войне (976 г.) Олег был разбит (Ярополком) и погиб. ... Когда новость о смерти Олега достигла Владимира, он понял ее как предостережение для себя и бежал в Скандинавию. Ярополк остался единственным князем Руси. Однако ненадолго, ибо Владимир вернулся с отрядом варягов, нанятых (! - И.К.) за рубежом. ... Ярополк был предупрежден своим вассалом Варяжко (имя является уменьшительным от варяга), что не следует доверять брату ... и посоветовал Ярополку бежать к печенегам и собрать там армию. ... Его совет проливает некоторый свет на природу братоубийственной войны. В целом народ соблюдал нейтралитет, и оба соперничающих князя должны были полагаться на помощь своих вассалов и нанимать вспомогательные войска. ... Варяжские наемники ... вели себя в Киеве, как в завоеванном городе (все подчеркнуто мной, - И.К.).... (Владимир) ... позволил ... (некоторым) ... проследовать в Константинополь, чтобы предложить свои услуги там. Опережая их, ... (он) ... послал курьера, несшего следующее сообщение: “Варяги на пути к вашей стране. Не размещайте большого количества их в вашем городе, иначе они причинят столько же вреда, как и здесь. Разошлите их в различные точки, и не позволяйте ни одному из них вернуться тем же путем”.2,66 Надеюсь, комментарии излишни.
Ответ на второй вопрос, уже частично раскрытый предыдущим абзацем, может звучать трояко. “Здравое мнение о Рюрике высказал еще академик Б.Д. Греков.18 Да, считал он, норман Рюрик был действительно приглашен новгородцами во время какой-то новгородской усобицы, но вовсе не в князья, а в наемники. Новгородцам нужен был не столько Рюрик лично, сколько пиратская ватага, атаманом которой (“морским конунгом”) он был. Однако новгородцы жестоко просчитались: пиратский атаман, воспользовавшись усобицей, совершил государственный переворот.
Объяснение академика Гракова логично и реалистично. Это подтверждается множеством дополнительных аргументов. Принцев так, как описано в летописи, не приглашают; три князя вместо нужного одного просто, как говорится, не лезут ни в какие ворота. Но наемников так приглашают; от них не требуются ни знатность, ни заморские владения, а только их отряд рубак. Где, как и из какого сброда такой отряд нанят, об этом атамана, кондотьера, и не спрашивают. И кто он сам такой - тоже, лишь бы хорошо воевал. Примеры захвата трона такими кондотьерами тоже далеко не единичны в мировой истории. ... Правдоподобна следующая схема новгородских событий 862 года: земельная династия не столько вымерла, сколько между ее линиями кипит борьба за трон. Ватагу Рюпика одна из сторон нанимает для борьбы с противниками в этой усобице. Викинги - не только отличные вояки, но и мастера коварства. Прикинув обстановку, атаман варяжских наемников захватывает трон и истребляет всех соперников из обеих враждующих новгородских партий”.4,110
Возможен и второй вариант. Как и в первом, идет усобица, но пригласить могли только в “действующую армию”, то есть во чисто поле, так как здесь же, в летописи, выясняется, что Новгорода еще не было. Поэтому дальновидный Рюрик “первее ... (и) ... срубиша город Ладогу” подальше от заварушки, на самой “северной окраине славянских земель”. А это, в свою очередь, наводит на мысль о третьем варианте: изгнанный без дани за три года до этого Рюрик, не желая упускать лакомый, но неожиданно ставший недоступным “кусок”, собрался с силами и сам, то есть, как прежде, со своей бандой и, естественно, без всякого приглашения, явился на облюбованную землю, чтобы взять “дань”, Однако, усвоив прежний урок, решил сначала построить опорную базу, а затем, “придоша к Ильмерю”, основал Новгород, как столицу завоеванной им земли, в которой и начал “княжить”, то есть, «законно» обирать ее.
Последнее я написал нарочито грубо, так как слово “управлять”, альтернативное слову «княжить», имело бы здесь слишком современное звучание, поскольку, “как мы знаем, в десятом веке князь обычно каждый год вместе со свитой приезжал в завоеванные земли для собирания дани. Это было известно, как полюдье. Ольга заменила этот военный способ собирания государственных доходов тем, что установила сеть местных пунктов для сбора дани (очевидно, учтя ужасную участь ставшего жлобом мужа, - И.К.)”.2,209 Дань собиралась с беззащитных деревень, имевших, от силы, десяток дворов. Иными словами, “княжение” базировалось на грубой силе во главе с самим князем. Внешне эта “сила” имела разбойный характер, поэтому собирать дань и считать себя правителем данной земли можно было и не живя в ней. Возможно, что таким “пришлым” правителем словенов Рюрик был и до его изгнания возмущенными “подданными” (чувствуете семантику? - “под данью”, - И.К.). И тогда он решил укрепиться основательно. Ну а приглашение, о котором пишет Нестор?.. Мы уже видели, как правились летописи “де факто”.
В свете этих разъяснений и на основе давно и хорошо известных обстоятельств “приглашения” чужеземца править изначально свободными славянами, диким вывертом норманской теории выглядит объявление в 2003 году Старой Ладоги “самой древней столицей российского государства” и “колыбелью его государственности” с официальным посещением сего, как и прежде окраинного сельца главой государства, а затем министром внутренних дел и по совместительству лидера правящей партии Единая Россия. Можно понять, конечно, это и как повод для выклинивания федеральных денег под реставрацию действительно существующей здесь старины, но как могут смотреть в глаза русским людям те анонимные “археологи”, “советы” которых легли в основу этих заявлений и визитов?
Точно такой же дикостью и наплевательством на русскую историю является официальное признание Пскова местом рождения Великой княгини Ольги (НТВ 25.07.03). Дата ее появления на свет историкам известна, да только, как говорилось выше, княжества такого здесь тогда не было, а упомянутый в “лжеписи” мифический “Плъсковъ” вряд ли когда уже получит научное объяснение. Тем не менее, городу – не в пику ли “украинским товарищам”? - подарили аж две ее скульптуры: одна, работы “вовседыркизатычного” Церетели, изваяна в доспехах воина - натуральных средневековых латах, чего на Руси отродясь не ведали, вторая, работы “церковного” Клыкова, - полная противоположность. Это кроткая Первосвятая и у ног ее “унук” (внук) – будущий святитель Руси Владимир, поскольку ни облик, ни дух, ни «звериньские» деяния ее сына-хазарина ни с какого боку не вяжутся с христианской моралью и любовью. Первую статую установили на въезде в город, вторую – у гостиницы в центре. “Явный монументальный перебор”, - отметил ко всему привыкший журналист, интервьюируя встречных псковитян. Меня просто восхитил истинно русской оценкой “святыней” некий прохожий в кепке: “А чего, пускай стоят. Дареным коням в зубы не смотрят” …
Продолжая разбор судьбоносного для нас летописного отрывка о приглашении варягов, рассмотрим вопрос об их национальности, который интересен тем, что от её, указанной в летописи названия “русь”, якобы “прозвася Руская земля”. Так ли это на самом деле?
“Русь выступает первоначально как синоним полян (то есть имя южное и славянское). С другой стороны, в той же летописи говорится, что новгородские послы, отправленные за князем, “пошли за море, к варягам, к руси”, что эта таинственная русь - один из скандинавских народов, что Рюрик с братьями “взяли с собой всю русь”. ... Согласно этой версии, этнотопоним “Русь” - северный и варяжский. ...
Более правдиво из них то, которое связывает имя Руси с Полянской землей - первой коронной землей державы. Имя, видимо, восходит к названию реки Рось, впадающей в Днепр южнее Киева
Первое надежное упоминание его ... относится еще к IV веку (оно сохранилось в хронике Иордана VI века) в форме “росомоны”. Термин этот нередко переводят как “народ Рос”, но, на мой взгляд, более верен перевод “люди с реки Рось”.
Кстати, древнейшая письменная форма слова “русский”, как отмечает Рыбаков, была “росьский”, так что, очевидно, народ и держава назывались сначала не Русью, а Росью (подчеркнуто мной, - И.К.). Легко заметить, что имя это славянское, а не норманское и что оно зафиксировано на Юге державы ещё за полтысячелетия (! - И.К.) до Рюрика. Таким образом, ничего общего с Рюриком имя Руси не имеет”. 4,113
Южное значение слова “рось” (рос) мы находим также “в Бертинских анналах, принадлежащих перу епископа Пруденция, фиксировавшего погодно все наиболее важные события, связанные с историей Франкского государства и его правящего дома. ... (В них) ... содержится запись, и весьма пространная по тогдашним канонам, где упоминается посольство руссов. ...
Шел май 839 года. До так называемого призвания варяжских князей на Русь, с которым норманисты связывают начало государственности на Руси, было еще двадцать три года. Летопись датирует его 862 годом. ... Пруденций пишет: “Послал он (Феофил) с ними (послами) также неких людей, которые говорили, что их зовут рос, и которых, как они говорили, царь их, по имени Хакан (Каган? - И.К.), отправил к нему (Феофилу) ради дружбы”.11,52
А что означает северный вариант Руси? “Какую … “русь” мог привести с собой .. (Рюрик) ... в Новгородскую землю всю, то есть в полном составе? ... Мог ли пиратский атаман привести с собой целый народ?
“Вся русь”, приведенная с собой Рюриком. - не народ, а воинский контингент, пиратская ватага с именем, несколько созвучным по случайности, что и породило потом путаницу. Рядовые скандинавские пираты назывались по-нормански рутскарлами или рутсменами (буквально “гребцами”, по смыслу же “ушкуйниками”).
У их соседей, финнов, слово превратилось в этнотопоним “Руотси” со значением “Пиратская страна”. Загляните сегодня в финско-русский словарь, и вы найдете в нем страну Руотси и сейчас. Но это отнюдь не Русь, а Швеция! В древнерусский язык слово “руотси” перешло в форме “рутсь” (как “Суоми” дало летописное “сумь”) опять с новым значением - “варяжские пираты”. Таким образом, “вся русь”, приведенная Рюриком, это его “трувор” - “верная дружина”. Новгородцы ехали действительно за море, к варягам, к рутси (или руотси) - норманским пиратам, хозяйничавшим тогда на Балтике. И наняли одну их ватагу, одну рутсь, на новгородскую службу, не предвидев горьких последствий этого для Новгорода (тогда еще Холмграда), а тем более для всей Руси. Мечами этой-то рутси Рюрик и произвел вероломно свой переворот”.4,113
“Первым же шагом Варяжской династии на русской земле была узурпация Новгородского княжения. Она-то и превратила пирата Рюрика и его род в княжескую династию. С этим, между прочим, гармонирует и само имя Рюрик. По-варяжски оно звучит “Хрёрекр” и переводится как “Могучий Славой”. ... - довольно явно это его тронное имя, взятое им как раз после захвата Новгорода. Оно как бы символ прямо-таки невероятной удачи: разбойнику с большой морской дороги посчастливилось добыть своим мечом огромное княжество. ... Как тут было не возгордиться? ... Подлинного, первого норманского имени Рюрика мы не узнаем никогда.
Так обнажается первоисточник, первое звено “династического мифа” Варяжского дома - узурпация Рюрика. ... Подтверждением тому, что перед нами династический миф ... - абсолютный политический вакуум, в котором появляется и действует на Руси Рюрик. ... Самому Рюрику такая версия была бы не нужна. Где же здесь Слава, где Могущество? ... Точно так же Рюрику вовсе не нужна была версия о приглашении. “Могучий Славой” должен был открыто хвастать тем, что добыл Новгород своим мечом, изображать свою победу как завоевание Новгорода.
Откуда же взялся мотив приглашения в князья? Видимо, он восходит к Ольге. Это её теория - династия, княжащая в славянской земле, тем самым славянская, а не варяжская. ... Приглашение Рюрика в Новгород было фактом. Ольга велит своим летописцам перетолковать его. ... На сей раз перед Ольгой стояла иная задача - доказать, будто “Могучий Славой” был князем законным (к нему восходили права Святослава на трон, а Ольги на регентство), но вместе с тем князем недостойным. Династия-то восходила к Рюрику, но верная, славянская, политика начинается с нее, с Ольги!”.4,111
Таким образом, сначала “пиратская ватага Хрёрекра превратилась в его княжескую гвардию. А когда Варяжская династия после Рюрика переместилась из Новгорода в Киев, она стала великокняжеской гвардией. В этом значении термин “русь” несколько раз упоминается в летописи, в описаниях походов Олега и Игоря на Византию, вплоть до 944 года. Но норманская гвардия не только участвовала в заморских походах. Это ее мечами Варяжская династия добывала (или добивала? – И.К.) славянские земли, и на её мечах фактически держался трон Варяжского дома.
Какова была судьба гвардии рутсь? Ведь в этом загадочном варяжском значении термин “русь” после 944 года не встречается больше ни разу. Когда же его носитель, гвардия рутсь, исчез? Она была приведена Игорем в 945 году под Коростень. И уложена Малом Древлянским под Шатрищем! Вот почему с этого года термин “Русь” имеет в летописи только два славянских значения”.4,115
Представляется, что разъяснения маститого историка вполне доказательны. Мне остается только в шутку добавить следующее. Если исходить из, так сказать “северной”, летописной основы названия “Русь”, то тогда она должна быть названа более правильно как “Киевская Руотсь”, что означает “Киевская Швеция” (см. ссылку на финско-русский словарь). Если бы варяги были родом из Суоми (Финляндии), то они сварганили бы “Киевскую Сумь”. Соответственно, появись они из Германии или Франции (а там тоже были такие бандиты), мы имели бы сейчас какую-нибудь “Киевскую Германь” или, прости, Господи, “Киевскую Франь”.
Можно представить и такой вариант. “Поход Владимира на Крым в 989 г. ... был мотивирован его стремлением обеспечить себе владение Тмутараканью, старой столицей первого Русского каганата (ничего названьице? - И.К.). Характерно, что после крымской кампании Владимир присвоил себе титул кагана, который сохранил за собой и его сын Ярослав. Таким образом, правители Киева стали политическими преемниками русских каганов Тмутаракани (все подчеркнуто мной, - И, К.)”.1,371 Поэтому далее Вернадский с полным основанием называет Киевскую Русь Киевским каганатом. Ну и совсем анекдот: по аналогии с династией Рюриковичей, можно сказать, что два эти князя создали “династию”… Кагановичей. А это уже суровая реальность, подтверждаемая известной фамилией одного из кровавых руководителей сталинского СССР. Шутка-шуткой, но каким-то неведомым способом эта фамилия ведь образовалась?
Во всяком случае, выдуманные мною Киевские Суомь, Германь или Франь - не абстрактная игра ума, поскольку, согласно Вернадскому, Русский каганат еще раньше назывался Великой Швецией (Svitjort en mikla).1,282 Мы настолько зациклились на рюриковских варягах и их “подвигах” во славу российской государственности, что совершенно упустили из виду, что викинги разбойничали на Руси, по крайней мере, за три столетия до “рюриков”!
“Из-за суровости скандинавского климата и природных условий человек мог там обеспечить свое существование, приложив значительно больше усилий, нежели житель более плодородной земли. Несмотря на небольшое население в древней Скандинавии, его состав время от времени увеличивался сверх возможности обеспечить всех пищей. ... В таких случаях не оставалось иной альтернативы, кроме эмиграции хотя бы части племени или племён. (Альтернатива была – пиратство, породившее немало других “хрёрекров”. Пишу, а в ушах так и гремит “Песня варяжского гостя”! – И.К.). ... В V-ом и VI-ом веках скандинавы широко исследовали южный и восточный берега Балтийского моря, а в VI-ом веке часть из них расселилась в устье Западной Двины.
Скандинавия богата железом и древесиной, поэтому у её жителей было более чем достаточно материалов, необходимых для ковки оружия и строительства кораблей. ... Течение Западной Двины представляло собой естественный путь внутрь страны, оно-то и стало первой дорожкой, облегчавшей варягам продвижение в Россию. ... Выяснилось, что славянские общины у истоков Западной Двины ... были малочисленны и слабы. Из-за близости истоков варяги ... стали исследовать также и верховья Днепра и Волги ... не позднее VII-ого века. ...
Варяги открыли для себя ворота к донецко-донскому речному пути и вниз к Азовскому морю. ... В течение VIII-го века отряд скандинавов, а более точно - шведов, установил контроль над районами нижнего Дона и Приазовья. ... Эта территория была известна как Великая Швеция. ... Отряд шведов, контролировавший местные племена асов и рухс-асов (еще одна “русь”, -И.К.), видимо, не был многочисленным, и постепенно шведы не только смешались со своими вассалами, но и приняли их название и сами стали известны сначала как асы, а затем как русь. ... Поэтому государство, которое они основали в Азовском регионе, впоследствии стало известно, как Русский каганат (из-за размещения на хазарской земле, где уже вовсю исповедовался иудаизм - И.К.). ...
Имя Ас (женская форма Аса, русское - Ася, И.К.) стало распространенным личным именем в Скандинавии. Несколько норвежских княгинь в IX-ом и X-ом веках носили имя Аса. А слог “ас” также использовался в образовании таких имен, как Асмунд, Аскольд и т.п. ... На восточном берегу Азовского моря ... есть гора, которая до сих пор называется Ас-Даг (“Гора Асов”), ... (что), ... как и Асгард (Асхераден) (на берегах Западной Двины, - И.К.) происходит от Азовского моря”.1,283 В самом деле, чуть-чуть измени произношение и получишь: асы-азы, асов-азов. Не отсюда ли старорусское: азм есть, то есть попросту: я русский, и “аз” как первая буква старорусского алфавита?
И еще: “росы, как и восточные анты проживали ... к северу от Азовского моря. ... В некоторых восточных источниках IX-го и X-го веков Дон называется Русской или Славянской рекой. ... Также упоминается город Малороса (Mal-i-Rosa - “Русское болото”, - известный из других источников как уже упоминавшийся выше Тмутаракань, И.К.) в устье Кубани. ... Как мы знаем, название “русь” тесно связано с названием “ас”. Столица скандинавов в Приазовье, Ас-Град, вероятно, находилась близко от “Болотного Города” русов, Малоросы”.1,268 “Дельта Кубани, где были расположены Ас-Град и Малороса, назывались арабскими авторами Русским Островом”.1,291 Ну и, соответственно, Азовское - это Русское море, или, по инверсии, Сурожь - как оно и называется в старых источниках.
Приведенные данные
говорят, о том, что помимо всего прочего, варяжское нашествие на Русь осуществлялось широким фронтом в течение нескольких столетий главным образом потому, что славяне основными своими врагами считали “степняков” и, соответственно, строили укрепления в виде Змиевых валов, повернутыми фронтом на юг. Нашествие варягов с севера было не столько неожиданным, сколько казалось несущественным для миролюбивых славян, за что они и жестоко поплатились от отряда Рюрика, приход которого, как мы видим, был лишь небольшим эпизодом варяжской “ползучей экспансии” на Древнюю Русь.
Дальнейшее изучение вопроса показало: можно однозначно утверждать, что скандинавская агрессия в азово-черноморские степи была осуществлена почти за тысячу лет до Рюрика! Изучая древнюю историю, мы привычно говорим о нашествии готов, от которых древляне спешно отгораживались самыми древними Змиевыми валами. Но готы - это те же скандинавы, их прародина - берега Янтарного моря!
“В I веке н.э. готы (“скандинавской нации”, уточняет далее автор, - И.К.) жили на балтийском побережье в устье реки Висла. С течением времени население выросло, а земля не давала достаточно пищи. Во второй половине II века н.э. большинство племенных вождей решили, что их народ должен двигаться на юг в поисках более плодородной земли. ... Согласно Иордану, они ... (пришли) ... в Скифию, в местности, которую они назвали Ойум, ... (что) ... может означать “степная страна” (отсюда и современное слово ойкумена - неизвестная земля, - И.К.). “Широкая река”, ... должна быть Днепром”.1,132
“Тесная связь между готами и славянами Южной Руси длилась около двух столетий, от конца II-го до последней четверти IV-го века. Неудивительно, что слова готского происхождения появились в славянском языке и наоборот: ... князь от готского Kuni (куни) (“старейшина клана”); ... полк (“вооруженные люди”, “подразделение”) - от volk; шлем, от готского hilms. С другой стороны, готское meki(“меч”) может быть выведено из анто-славянского меч. ... Также характерно, что многие готские короли и принцессы имели имена, которые звучат скорее по-славянски. ... Так, наследник Германариха звался Витимир; его внук был назван Видимир. Имя брата Видимира было Валамир. (Красиво звучит, как для нас “студебеккер”! – И.К.) ... Позднее тот же процесс славянизации личных имен применялся к скандинавским правителям Руси (IX-го и последующих столетий, у уже известных нам Рюрика, Олега, Игоря, Ольги и сына их Святослава, - И.К.)”.1,138
Эти тысячелетние праваряги тоже завоевывали праславян, - венедов, антов, асов, рухсь, из которых потом “вышли” поляне, но почему-то никакой Готской Руси из этого не получилось. А вот соседние с ними склавене, - прародители древлян, - уже три столетия отгораживались от таких непрошеных гостей Змиевыми валами и так и не были покорены ими, во-первых потому, что эти “находники” приходили с юга, откуда их ждали, а во-вторых, потому, что уже более чем триста лет имели собственную государственность.