Это белорусский фильм, но аналогичные ошибки и "ляпы" делались и в российском современном кино про Великую Отечественную войну в 2000-2010-х годах, а некоторые делались даже в советских кинофильмах. По сюжету сержант-сапер с белорусской фамилией Чаклун (играет Андрей Федорцов) с собакой по кличке "Румба" занимаются разминированием местности и попадает в разные фронтовые истории.
Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии. Хамство и не нормативная лексика не приветствуются
Первое, что бросается в глаза - все солдаты и офицеры чистенькие, отъевшиеся и ухоженные. У всех женщин регулировщиц отличные прически. Хотя на фронте, даже в тылу, по воспоминаниям ветеранов, все ходили вечно голодные, грязные и вшивые. И, кстати, фронтовики были практически все молодыми, особенно во второй половине войны, когда армия полностью "обновилась". Но еще с советских времен у нас, да и на Западе рядовых 18-20-летных солдат показывают опытные 30-40-летные киноактеры. А по сути, воевали дети.
Еще один интересный киноляп - солдаты, сержанты и офицеры все одеты в офицерские гимнастерки. До введения погон в 1943 г. у офицерских и солдатских гимнастерок были нагрудные карманы. А с 1943 г. под новые погоны солдатские (точнее - красноармейские, т. е. рядового и сержантского состава) гимнастерки лишились этих карманов. Какое то время солдаты донашивали гимнастерки с карманами старого образца (под петлицы), пришив к ним шлевки для погон. Был, конечно, еще вариант, когда поношенные командирские (т. е. офицерские) гимнастерки могли донашиваться красноармейцами, но не все же солдаты донашивали командирские гимнастерки, как во многих современных фильмах! Сейчас, кстати, в любом "Военторге" можно купить гимнастерку обр. 1943 г. современного пошива, причем только с карманами, т. е. офицерскую...
Забавный "косяк", который тянется еще с некоторых советских фильмов - генералы на передовой обязательно должны быть в повседневной форме (она же парадная). Конкретно в этом фильме генерал-майор артиллерист в парадном (повседневном) кителе с золотыми погонами наблюдет за атакой на плацдарм со своего командного пункта. Видимо, чтобы вражеские снайпера его побыстрее вычислили. Вообще на "передке" и даже в прифронтовой зоне полагалось носить полевую форму (у генералов также была гимнастерка) с погонами и фуражкой защитного цвета обр.1941 г. Но показывать генерала в полевой форме не интересно - он становится сразу же не выразительным, т. к. на нем все защитного цвета (кроме звездочек на погонах). По этому генералов в кино наряжают как "новогодние елки".
Продолжим тему погон - в этом фильме, приятно, что правильно размещены звездочки на погонах офицеров (см. изображение выше). Звездочки расположены не на просветах родов войск, как стало позже в советской армии. Многие фильмы этим грешат.
Но с погонами все равно есть ляп - у полковника повседневные погоны шестиугольные, которые были введены только в 1946 г., а должны быть пятиугольными с острыми углами. Оказалось, что офицерские погоны были очень жесткими и своими углами "дырявили" ворот гимнастерки или кителя. Особенно это касалось офицеров, которые служили долго. В результате в 1946 г. угол срезали и получились новые погоны шестиугольные погоны (в ВМФ такие носили с 1943 г.).
Офицеры на "передке" в кино все в повседневно-парадных фуражках обр.1935 г. с красной звездой, причем при полевых гимнастерке и погонах. Но в 1941 г. была введена полевая фуражка полностью защитного цвета со звездой также защитного цвета (см. изображение выше). Показывать в цветном фильме такую фуражку не очень интересно - нет яркой красной звезды. В принципе, проблема такая же, как и с генералами. Такое положение было еще в фильмах с советских времен.
В фильме показана атака немецких "танков". Эти бутафорские танки были сделаны на базе советских "глубоко" послевоенных Т-72, что довольно необычно. На "Мосфильме" еще остались бутафорские "Тигры", созданные на базе танков Т-44. Но фильм - белорусский, поэтому киношники выкручивались, как могли. Танки Т-72, конечно, слишком широкие и приземистые, получилось что-то немного похожее на "Тигры". Спереди на "носу" сделали вертикальную броневую плиту, башню также сделали цилиндрической, а на пушку насадили дульный тормоз.
Немецкая танковая атака показана типичной еще с советских времен - между танками в равном промежутке идут пехотинцы с "автоматами" МР-40.
А вот уже из новенького, той глупости, которой не было в советских фильмах. генерал прибывает в лазарет и награждает медалями раненных солдат (штрафников). От красивости ответа и личной симпатии зависит ценность вручаемой генералом награды. Чаклун не присутствовал в палате, поэтому награды и не получил, хотя ему обещали. Странно, не правда ли? А как же заранее составленное представление непосредственным командиром?
Ну и главный "тренд" современного российского кино - обязательно надо "пнуть" советскую власть и показать штрафбат, злых НКВДшников с некрасивыми лицами или невинно репрессированных. Конкретно в этом фильме главный герой Чаклун по своей глупости попадает в штрафную часть. Причем попадает он не в штрафную роту, где проходил службу рядовой состав, а сразу в штрафной батальон, где должны искупать вину только офицеры. Этот исторический ляп пошел со времен абсолютно лживого сериала "Штрафбат" (2004 г.). Видимо, киношникам это не объяснили, а они и подумали, что солдаты и офицеры "чалились" в штрафном батальоне вместе. Ну и конечно, киношный "штрафбат" сзади во время атаки караулит "заградотряд" из НКВДшников с пулеметом, чтобы расстреливать отступающих штрафников. Это тоже современный киношный ляп, такого по воспоминаниям ветеранов не было.
При желании Вы можете помочь каналу для его развития и просто "поддержки штанишек": 4276 1609 6920 7498
Автор ни коим образом не навязывает никакой идеологии и материал также не является пропагандистским
Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз
Другие статьи канала по теме - Танки Т-44, бутафорские "Пантеры" и РПГ-7 в фильме "Подвиг Фархада" (СССР, 1967 г.) про ВОВ
Немецкие танки в советском сериале «Два капитана» (1976 г.)
Военная техника в советском фильме «Крепость на колесах» (1960 г.)