Прошло уже два года с тех пор, как Российский автомобильный рынок потерял иностранных поставщиков компонентов для сборки машин. Все началось еще 11 лет назад, когда Россия вступила в ВТО. Один из требований вступления являлось снижение таможенных пошлин. При таком раскладе государству был необходим алгоритм собственного производства. Этим спасителем стал утилизационный сбор.
В 2023 году этот сбор для машины с двигателем до 2 литров стал 306 тысяч рублей. Данную сумму платят все без исключения. Хотя если машина собирается в России, то есть возможность компенсировать эту сумму. Для этого Минпромторг разработал специальный алгоритм подсчёта степени локализации. Если машина набирает 2500 баллов, то государство полностью компенсирует этот сбор. До 2022 года полную компенсацию получала Lada и УАЗ. Остальные иномарки, собираемые в России, набирали в среднем 1500 баллов.
Сейчас из каждого «утюга» производители машин докладывают о максимальной локализации. Соответственно, данные Минпромторга должны просто удивить. Посмотреть бумаги может любой желающий, эти данные есть в сети. И на бумаге у нас в России все просто прекрасно. Показатели Lada и УАЗ выросли. Но как показывает практика все получилось, наоборот. По какой-то причине в методике расчета были внесены изменения и за инженерные достижения баллы стали весомо больше. Если компания тратит выручку на исследования в инженерии, то баллы там летят фееричные. 400 баллов за 1 процент потраченных денег. «Ежу понятно», что деньги в инженерию пошли колоссальные.
Уберите баллы за инженерию и получается весьма печальная картина. В баллах эти показатели даже у УАЗ и Lada будут ниже, чем в 2021 году. Ведь многие компоненты хоть и были иностранные, но собирались в России (например, завод Bosh).