Людмила Петровна два дня ломала голову как лучше все объяснить Ире, советовалась с дедом Иваном, Идой Марковной. Она понимала, что будет лучше, если девочка все узнает от нее, нежели от незнакомой пока чеченской родственницы.
И в результате как-то вечером, когда Ирочка сделала уроки, Людмила Петровна посадила ее перед собой и рассказала про внезапно объявившуюся родню со стороны погибшего отца девочки и про их вражду с кланом Рамазана. Женщина рассчитывала на какую угодно реакцию, только не на ту, что последовала.
Ира почти равнодушно отнеслась к новости, хотя и выразила желание познакомиться с родственниками.
Пораженная до глубины души таким безразличием, Людмила Петровна вечером, когда девочка уснула, набрала Ивану и поделилась тревогой:
-Вань, может к психологу ее отвести, а? Что-то странно отреагировала.
-Да я вот что думаю, Люся- устала девочка от событий. Ведь за последний год сам сколько всего произошло- вырвали мы ее из лап Дмитрия, про мать с отцом узнала, на могилу съездила, на Кавказ опять же , на вторую родину добралась. А ведь она ребёнок ещё, двенадцать лет. Вот психика уже и не выдерживает. Не верю я в этих психологов, по мне так покой ей нужен и нормальное детство, подружки, прогулки. книжки, но если тебе будет спокойнее , то и своди к специалисту, хуже то не будет.
-Ох, Ваня, да, не всякий взрослый выдержит вот это все.
Ира же и правда хандрила. Эта осень, такая красивая и короткая на Северном Урале, навалилась на нее всей своей мощной стихией и охватила душу девочки какой-то тоской. И вроде все было нормально - никто не угрожал, никуда не заманивал, в школе и в художку было спокойно. Даня иногда приезжал на выходные и они вместе бродили по городу, охваченному золотым листопадом и первыми заморозками. Ида Марковна иногда зазывала их с Людмилой Петровной на творческие вечеринки.
Но мир словно потерял краски для Иры, и все виделось в мрачных серых тонах.
Психолог оказалась совсем молоденькой девушкой с медицинским образованием. Рекомендовали ее знающие люди, поэтому Людмила Петровна решила довериться профессионалу. После долгой беседы с Ирой, врач позвала женщину и сказала, что у девочки серьезное посттравматическое расстройство. Рекомендовала психотерапию, витамины, позитивные эмоции и, если не поможет. обратиться к психиатру и выписать лёгкие антидепрессанты.
Людмила Петровна кивала и думала:
-Эхх, в наше время ничего такого не было, а может оно и помогло бы многим.
.
*****
Даня был в восторге - оказалось, что Аня, сестренка Лешего, обладала недюжиннымми способностями и, наряду с еще двумя мальчиками из интерната, уже делала первые успехи в программировании. Даня и не думал, что это так приятно - обучать других тому, что умел сам. Лия тоже от души радовалась первым достижениям своих подопечных. Однако ее больше интересовали «безнадежные» «лежачие» пациенты интерната. Она развела кипучую деятельность и подключила наконец один довольно известный благотворительный фонд. В интернат приехала целая группа специалистов, некоторых детей забрали на усиленную реабилитацию. Также потянулись волонтёры - совсем молодые парни и девушки. Многие из них учились на медицинском.
Василий Степанович только удовлетворенно делился с Анной Михайловной- вот ведь дает девка! Такие двери перед ней открываются, что мне никогда бы не поддались! Да и молодежь привлекла - а ещё говорят, чтотнвнче мол юноши и девушки - не те, а вон сколько хороших и бескорыстных то.
Кипучая деятельность так затянула Лию и Даню, что они очень сблизились. Мальчик стал искренне восхищаться этой удивительной женщиной, а она чувствовала реальную поддержку этого стойкого паренька. Это было особенно важно учитывая размолвку между Лией и Михаилом, когда она поняла, какие они с мужем разные на самом деле.
Даня, со своей стороны, с удовольствием делился успехами с Ирой, но она от этого только ещё больше грустнела. Конечно, она старалась не показывать этого настроения мальчику, но ей действительно казалось, что она в свое время то же была лишь «объектом для спасения» Дани. А ей хотелось быть для кого то «главной», «особенной», «любимой».
Она начала ходить к психологу, и потихоньку та доставала из глубин ее души спрессованные пласты боли, одиночества, страданий. Рисовала она сейчас только задания художественной школы, и то с трудом. А если и садилась рисовать на свободную тему, то картины получались мрачные и тоскливые, в них читалась какая-то безысходность.
И тогда Людмила Петровна решила увезти Иру из города на школьные каникулы, дабы избежать встречи с родственниками девочки. Был конец октября, и они опоздали с отъездом на один день .
В последний учебный день недалеко от школы девочку уже поджидали несколько кавказских родственников. Оказывается, они узнали адрес, где она учится с помощью той же кавказской диаспоры. Не учли только, что об их приезде в Пермь сразу же доложили Рамазану.
Читать первую часть трилогии Светотени