Антидепрессанты и транквилизаторы: есть ли минусы?

6,9K прочитали

Сразу упомяну, что статья не призвана раскрыть медицинские аспекты работы фармацевтических препаратов, и здесь не будет ссылок на медицинские исследования и доказательства эффективности.

Говорить о целесообразности тех или иных препаратов я здесь тоже не буду, да и не имею для этого оснований.

Я хочу подробнее остановиться лишь на двух эффектах, которые никак не зависят от типа или назначения лекарства. Первый не связан напрямую напрямую с его эффективностью, но при является одним из важнейших в учете состояния человека, который начинает или перестает принимать эти препараты. А второй эффект связан с эффективностью, но тоже не менее важен.

Эффект №1. Ложная опора на антидепрессанты (далее - АД)

В целом назначение человеку антидепрессантов часто является достаточно неоднозначным решением. Если в случае, когда у человека болит голова, назначение ему обезболивающего ни у кого не вызывает сомнений, то в случае с АД всегда есть куча сопутствующих факторов.

Насчет этого вида лекарств в мире очень много различных сомнений и домыслов, а основаны они в основном на том, что часто до конца непонятно, насколько эффективно они работают.

С точки зрения биохимии они действительно влияют на нейромедиаторы и могут увеличивать количество того же серотонина, например, благодаря своему действию. Но действительно ли это действие улучшает состояние, и в какой мере у каждого конкретного человека - вопрос до сих пор не совсем однозначный. Например, не только серотонин регулирует наше настроение, но и тот же норадреналин, и другие гормоны.

Действие нейромедиаторов, количество гормонов, их соотношение друг к другу - невероятно сложный биохимический процесс, и мы еще далеко не все знаем о нем. В мире проводится все больше исследований, однако, до полного понимания всех процессов нам еще далеко.

Сразу упомяну, что статья не призвана раскрыть медицинские аспекты работы фармацевтических препаратов, и здесь не будет ссылок на медицинские исследования и доказательства эффективности.

Однако, как я и говорил вначале, моя цель - не рассуждать об эффективности. Я хотел бы поговорить о другом, хотя эта подводка, которую я написал выше, тоже важна для понимания следующего факта.

Дело в том, что зачастую при назначении АД человек никогда до конца не знает, помогли ли они ему, или он помог себе сам.

Во-первых, никогда нельзя исключать простые совпадения: к моменту, когда АД начинают действовать (а начинают действовать по общим данным они далеко не сразу после приема, в отличие от транквилизаторов), человек уже может выйти из острого состояния и сам по себе.

Во-вторых, человек может получить улучшение собственного состояния только на основании ожидания того, что ему может стать легче. Психика - очень сложная вещь, которая способна на очень многие вещи. Плацебо - эффект, научно доказанный, особенно когда речь идет о таких эфемерных вещах, как настроение и общее улучшение ментального самочувствия.

Именно на эффекте плацебо работают такие псевдоуспокаивающие препараты вроде "Новопассита", "Афобазола", "Глицина" и прочих десятков препаратов без доказанной эффективности, но принимая которые, люди верят, что им стало легче, хотя на самом деле облегчение наступает само по себе.

И вот тут наступает самая большая проблема: когда мы путаем причины со следствиями. Наш организм в целом устроен биологически так, что он во всем ищет закономерности, в том числе там, где искать их совершенно не нужно. Подробнее об этом в моей статье: Как мы ищем закономерности там, где их нет, и почему у этого фатальные последствия?

Что же происходит? Наступает момент, когда человек, который решился на АД, начинает верить, что ему действительно стало лучше только из-за них, а не по ряду обстоятельств (совпадение, решение внутренних установок, плацебо-эффект, основанный на ожидании улучшения), и так далее. Возможно, таблетки действительно ему помогли. А возможно, и нет.

Хорошо осознать это мне помог мой собственный пример. Когда я загибался от тревожного расстройства, я выпросил у невролога рецепт на транквилизатор, и каждое утро, будучи в ужасном эмоциональном напряжении, открывал шкафчик с лекарствами, смотрел на него, и закрывал обратно. Я ужасно себя чувствовал, и очень хотел облегчить свое состояние, жизнь для меня ощущалась не иначе как невыносимая. Однако, мне помог психолог в том моменте, говоря: "до тех пор, пока ты можешь опираться на себя - опирайся на себя".

Небольшая ремарка: я хочу, чтобы меня правильно поняли, у меня нет цели в этой статье отговаривать от приема АД. У них есть конкретные показания к применению и наверняка их обоснованные назначения спасли множество жизней. Когда человек не может спать сутками, и у него начинается паранойя и галлюцинации, то назначение транквилизаторов для него обосновано. Как и, видимо, обоснованы назначения АД в других случаях, где жизни человека реально угрожает опасность из-за его эмоционального состояния.

Но на западе все чаще возникают не самые обоснованные применения АД, в том числе подросткам, и мы потихоньку переориентируемся на похожие модели. Все чаще людям, у которых нет суицидальных мыслей, назначают АД, чтобы они просто начали чувствовать себя лучше, однако, такие применения всегда имеют свои последствия.

Сразу упомяну, что статья не призвана раскрыть медицинские аспекты работы фармацевтических препаратов, и здесь не будет ссылок на медицинские исследования и доказательства эффективности.-2

Возвращаюсь к своей истории: когда моему тревожному расстройству стукнул второй год, я был в таком истощенном состоянии, что был готов на что угодно, лишь бы мне это помогло. Но я при этом все еще был в шаге от приема транквилизаторов, потому что из последних сил удерживал себя и пытался справиться сам. Полная историю читайте здесь: Как я справился с ВСД (неврозом) без антидепрессантов и транквилизаторов. Часть 1, и Часть 2.

Чем же это кончилось? Тем, что, прочитав к тому времени огромное количество книг по психотерапии и о том, как работает фокус на своих ощущениях, меня вдруг начало отпускать. До сих пор помню это чудное ощущение расслабленности, которое приходит после бесконечного напряжения, и то, каким невероятным чудом и подарком с небес оно ощущается.

Но в чем мораль этой истории? Очень важно понимать, что если бы тогда так совпало, что я начал принимать фармацевтику перед тем, как мне начало становиться легче самому по себе, я был бы абсолютно убежден (и убеждал бы вас в этом), что это работает, и мне без этого не справиться.

Это основная мысль это статьи. Нужно всегда помнить о том, что мы можем путать последствия улучшения из-за собственных усилий с эффектом от лекарств, и привязываться к ним, и опираться на них, и это имеет кучу негативных последствий:

Во-первых, у АД, как у любых препаратов, имеются свои не самые приятные побочные эффекты, которые могут дополнительно усугублять эмоциональное состояние человека.

Во-вторых, далеко не все АД подходят сразу, и от некоторых из них становится еще хуже, а многим людям так и не могут подобрать вообще ни одного препарата.

В-третьих, если человек начинает верить в то, что ему стало легче из-за лекарств, то он теряет опору на себя и свои силы, и начинает полностью полагаться на фармацевтику. И это имеет колоссальное значение для психики, потому что вера в свои силы - это один из важнейших факторов, которые важно учитывать для выхода из невроза.

И в четвертых, антидепрессанты никак не решают источник проблемы, а только работают с симптомами. У невроза разные причины, но суть их всегда в одном - в определенном типе мышления, который приводит человека в гадкое психоэмоциональное состояние.

АД с типом мышления и мировосприятия не работают никак от слова совсем. Если человек не решает или не пытается решить свои жизненные проблемы, не меняет свои рефлексы мыслить и рассуждать тем, а не иным образом, не прорабатывает свое негативное прогнозирование, не меняет отношение к жизни, людям, не работает со своими ожиданиями и принятием жизни в том виде, в каком она есть - то человек остается тем же, каким он был до начала приема препаратов, только вдобавок к его проблемам прибавляется и еще одна - страх того, что без таблеток он совсем загнется.

Сразу упомяну, что статья не призвана раскрыть медицинские аспекты работы фармацевтических препаратов, и здесь не будет ссылок на медицинские исследования и доказательства эффективности.-3

Подтверждение этому - прямо здесь. В комментариях мне часто пишут люди, которые годами принимают лекарства, боятся от них отказаться, но лучше им не становится, потому что они не работают над своим мышлением, а лекарства им не всегда помогают.

Проблема №2: Избегание тревожности с помощью транквилизаторов

Отдельно стоит упомянуть про такую проблему, как привычка "сбегать" от тревоги с помощью транквилизаторов, которые действительно имеют доказанную эффективность, да еще и достаточно быструю.

Впрочем, не настолько быструю, как привыкли многие считать: я сталкивался с историями, когда люди трясущимися руками принимали феназепам сразу после начала панической атаки, и были уверены, что она проходит именно из-за этого препарата, при том, что он все-таки не имеет такого быстрого эффекта, и их паническая атака проходила сама по себе.

При этом снова и снова повторяется эффект психологической привязанности к препарату, ложный в самой своей основе. Человек кажется, что без препарата он не справится. И каждый раз любое употребление в ответ на сильную тревожность только закрепляет это убеждение и рефлекс делать так впоследствии.

А с рефлексами бороться очень сложно, потому что мы их не осознаем, и побуждения к действиям рождаются внутри нас, до того, как мы сами успеваем понять и логически обдумать, нужно ли нам это делать.

Однако отдельно в данном пункте важно раскрыть именно проблему того, что вместо того, чтобы прожить свою тревогу, люди выбирают более легкий путь избавиться от нее с помощью транквилизатора.

Чем это опасно? Во-первых, транквилизаторы в целом очень специфический препарат, и долго принимать их не рекомендуется, потому что они вызывают самое настоящее привыкание, как наркотик, и могут взвинтить тревожность, если с этим перебрать, до еще более высокого уровня, чем она была до начала приема, и выкинуть человека в еще худшее состояние.

Во-вторых, как и в п. 4 выше, они убирают симптом, но не решают проблему. Почему это так?

Чтобы это понять, нужно осознать, что тревога - это попытка мозга поменять отношение к какой-то внутренней проблеме, которую мы иногда даже сами до конца полностью не осознаем.

Это крайне неприятные ощущения, и проживать, терпеть их не хочется никому. Но если уж человек доходит до ситуации, когда он настолько остро реагирует на происходящее, то это в первую очередь знак для него: требуется адаптация, изменение отношения к чему-то, требуется что-то в себе поменять.

Однако, если мешать мозгу поменять отношение к этой проблеме, то изменения не происходит, и проблема остается. Транквилизаторы прекрасно убирают проблему бессонницы, которая мешает измотанной психике затормозить и успокоиться, но никак не решают человеку помочь осознать, что именно его беспокоит, и почему он так из-за этого переживает, как и не помогаю ему подумать над тем, стоит ли над этим так переживать, и если не стоит - то как это сделать.

Расскажите в двух словах о вашем опыте с фармацевтикой? Принимали ли препараты, было ли ощущение, что они вам помогали? И если да, допускаете ли вы мысль, что это может быть не таким однозначным, как казалось раньше?

--

Помогла ли Вам моя статья, была ли она полезной?

Я трачу много ресурса и свободного времени, чтобы мои статьи легко воспринимались и усваивались, и мне не всегда хватает вдохновения для написания новых материалов.

Поэтому я буду рад небольшой финансовой помощи с Вашей стороны, если Вы чувствуете, что и я Вам помог: