Будда знал об этой потенциальной опасности и поэтому был весьма строг в предписании качеств, необходимых для квалифицированного учителя. В наши дни, похоже, этот вопрос стоит остро.
Во-первых, со стороны учителя: тот, кто даёт учение или лекции о Дхарме, должен быть действительно хорошо обучен и иметь много знаний. Затем, поскольку предметом является не история или литература, а духовность, учителю необходим определённый опыт. В этом случае, когда он говорит о религии, исходя из собственного опыта, в его словах есть вес. Иначе они не возымеют действие. Следовательно, человеку, который начинает излагать другим Дхарму, необходимо осознавать, какую ответственность он на себя берёт, и он должен быть к этому готов. Это очень важно, поэтому лама Цонкапа, описывая необходимые для учителя качества, цитирует «Украшение сутр» Майтрейи, труд, в котором перечислено большинство ключевых характеристик благого друга: например, то, что учитель должен обуздать свой ум, быть умиротворённым, сострадательным и т.п. В завершение лама Цонкапа отмечает, что тем, кто стремится найти духовного учителя, нужно в первую очередь знать, каким именно качествами должен обладать наставник. И затем, с этим знанием, приступать к его поискам. Подобным образом, те, кто хочет собрать вокруг себя учеников и стать гуру, должны не только отдавать себе отчёт в этих условиях, но и оценить самих себя: есть ли у них все требуемые качества? Если нет, им нужно стремиться к их обретению. Следовательно, учителя со своей стороны также должны осознавать, как велика их ответственность. Если кто-то на самом деле мечтает лишь о наживе, я думаю, этому человеку лучше прибегнуть к другим средствам обогащения. Если у учителей в глубине души корыстные цели, это, по-моему, весьма печально. Подобные действия — не что иное как доказательство обвинений коммунистов в том, что религия является орудием эксплуатации. Это очень грустно.
И Будда знал о потенциальной возможности такой манипуляции. Поэтому он категорически осуждал образ жизни, связанный со стяжательством и обманом. Например, коварство и лесть в общении с благодетелем с целью получения от него максимальной прибыли.
Но и у учеников в этом вопросе есть свои обязанности. Во-первых, вы не должны слепо доверять учителю. Это очень важно. Видите ли, вы можете учиться Дхарме у того, кого не обязательно признавать своим гуру — лишь духовным другом. Изучайте этого человека, пока как следует его не узнаете и у вас не возникнет уверенность: «Теперь он может стать моим гуру». Пока у вас не будет такой уверенности, относитесь к нему как к духовному другу. Затем учитесь у него. Вы также можете черпать знания из книг, — ведь год за годом их издаётся всё больше. Я думаю, так будет лучше.
В данной связи мне хотелось бы упомянуть о теме, которую я затронул примерно тридцать лет тому назад, касательно одного конкретного аспекта отношений между гуру и учеником. Так, в труде Шантидевы «Вступление на путь деяний бодхисаттвы» уделяется большое внимание определённым положениям, и, если вы не способны их как следует обосновать, возникает серьёзная опасность их неверного истолкования. Подобным образом, во взаимоотношениях между гуру и учеником, поскольку ваш гуру играет огромную роль в качестве источника вашего вдохновения, благословений, передачи и так далее, колоссальное значение имеет сохранение подлинной опоры на гуру и выстроение с ним правильных отношений. В текстах, где описаны эти практики, приводится определённое выражение: «да смогу я породить к своему гуру почтение и преданность, и да смогу воспринять каждое его деяние чистым».
Тридцать лет тому назад я сказал, что это опасно. Эта идея несёт в себе колоссальный потенциал эксплуатации, когда ученик пытается видеть все действия гуру чистыми, просветлёнными. Я тогда сказал, что это подобно яду. Для некоторых тибетцев мои слова могут показаться чересчур резкими. Однако теперь, с течением времени, моё предупреждение, по всей видимости, себя оправдывает. Как бы то ни было, я лично в этом убеждён, и мои представления о том, что это потенциально вредоносная идея, основаны на словах самого Будды. Например, в учениях Винаи, т. е. в писаниях, излагающих нравственные и монашеские нормы дисциплины, преподанные Буддой, в которых взаимоотношения с гуру очень важны, Будда отмечает, что, хотя нужно почитать своего учителя, если гуру даёт вам наставления, противоречащие дхарме, их нужно отвергнуть.
Также в сутрах открыто говорится о том, что, по словам Будды, любые указания, данные гуру, которые соответствуют Дхарме, нужно исполнять, а те, что противоречат основным принципам Учения, — отвергать.
Именно в практике Высшей йога-тантры буддизма Ваджраяны отношения гуру-ученик приобретают особую значимость. Например, в Высшей йога-тантре есть такие практики как гуру-йога — это целая йога, посвящённая отношению к гуру. Однако даже в Высшей йога-тантре есть положения, согласно которым, не следует выполнять любое указание гуру, не соответствующее Дхарме. Вам нужно объяснить гуру причины, по которым вы вынуждены его ослушаться. Вы не должны подчиняться гуру лишь потому, что он так велел, не должны отвечать: «Хорошо, я сделаю всё, что Вы скажете». Нам лучше использовать свой интеллект и здравый смысл, отвергая наставления, не согласующиеся с Дхармой.
Однако читая историю буддизма, мы видим в ней примеры однонаправленной преданности гуру со стороны таких мастеров, как Тилопа, Наропа, Марпа и Миларепа. Их отношение к учителям нам может кое в чём показаться крайностью. Но мы выясняем, что, хотя эти наставники, на первый взгляд, могли выглядеть как изгои и попрошайки, или так странно себя вели, что другие в них разочаровывались, тем не менее, когда им было нужно укрепить веру людей в Дхарму и в них самих как в духовных учителях, имели противовес — высочайший уровень духовных прозрений. Они даже могли продемонстрировать свои необычные способности, чтобы бросить вызов тем, кто усматривал в них недостатки. Однако у некоторых современных учителей полно пороков с точки зрения нравственного поведения, но нет этого противовеса, то есть способности являть чудеса. Это может привести к массе проблем.
Следовательно, как ученики, вы должны вначале тщательно наблюдать и заниматься исследованием. Не считайте кого-то учителем или гуру, пока у вас не будет веских доказательств компетентности этого человека. Это очень важно. Во-вторых, даже после того как вы сделаете свой выбор, если произойдет нечто «нездоровое», у вас есть полное право отвергнуть такого учителя. Ученики не должны «портить» своих гуру. Это очень важно.
— Далай-лама XIV. Из книги «Исцеление от гнева».