В одном из недавних материалов затрагивался вопрос внедрения конвейерного автомата заряжания для танков России. От решения отказались из-за ряда факторов, с которыми вы можете ознакомиться в другой статье. Однако, хочется затронуть «другую сторону медали»… Чем отечественный конвейерный автомат отличается от разработок НАТО и чем он превосходит их?
Конвейерный автомат заряжания Объекта 640
Экспериментальный танк Объект 640 дебютировал в двух экземплярах на выставке вооружения в 1997 году. Машина представляет собой глубоко модернизированный Т-80У с новой башней, корзина которой лишена карусельного механизма заряжания. Благодаря этому, удалось разметить экипаж ниже – на уровне погона башни, а крыша башни обладает разнесённой конструкцией с динамической защитой «Контакт-5» на внешней стороне. Так же, экипаж изолирован от орудия 2А46, адаптированного для нового автомата заряжания.
Он представляет собой транспортно-заряжающий контейнер (ТЗК), внутри которого находится лента на 22 снаряда. Её движение обеспечивают две звёздочки, способные вращаться как по часовой, так и против часовой стрелки, ускоряя процесс поиска и подачи боеприпаса. Кроме того, лента состоит из зажимных кассет, разжатие которых происходит на линии досылателя.
Механизм досылания представлен цепным приводом, который работает в паре с люком и выдвижным жёлобом. Так же, для корректного заряжания требуется изменение положения орудия, которое обеспечивается системой управления огнём и органами управления последней. При выборе боеприпаса, лента автомата заряжания подаёт на линию заряжания выбранный боеприпас, параллельно с чем, СУО выводит орудие в необходимое положение. Смена положения на боевое происходит только в момент закрытия каморы, выхода жёлоба в исходное положение и закрытия люка в бронированной перегородке для доступа АЗ в боевое отделение.
Чем наш АЗ лучше западных?
В странах НАТО давно существуют конвейерные автоматы заряжания. Над ними работали при создании MBT-70 (середина 60-х годов), позже, над АЗ работали в США, Германии и Франции. Автомат заряжания приняли на вооружение только во Франции и применили его на ОБТ AMX-56 Leclerc. Его конструкция мало чем отличается от других разработок конвейерного типа, но в сравнении с отечественным есть большая проблема…
Автомат заряжания AMX-56 закреплён на раме, которая крепится к корме башни. Её демонтаж затруднён и в случае поражения, танк требует капитального ремонта. В случае отечественной разработки, АЗ не стационарный и не требует дополнительных приготовлений для демонтажа. ТЗК на Объекте 640 съёмный. Для демонтажа достаточно снять крепления над переходным люком и поднять ТЗК за проушины средствами БРЭМ или автокрана. Для достижения той же цели на AMX-56 придётся частично разобрать башню, демонтировать крышу кормовой ниши, открутить каркас от перегородки, после чего будет возможность поднять всю конструкцию краном, зацепив его за проушины на силовом каркасе. Подробнее ознакомиться с конструкцией автомата заряжания для Объекта 640 можно в патенте RU2195617C1.
Итог
Отечественный конвейерный автомат заряжания отличается принципом установки на башню. В отличие от танков НАТО, АЗ на Объекте 640 и боевом модуле «Бурлак» предполагают использование ТЗК с конвейерным автоматом заряжания внутри. Его демонтаж, при наличии спецсредств можно осуществить менее чем за пол часа. Это позволяет обойтись полевым ремонтом танка в случае поражения ТЗК, вместо отправки машины на капитальный ремонт.