Уравнитель студента и профессора
Возможно, многие люди не задавались вопросом, а всегда ли так было? Нет, не всегда. И собственно говоря, о чем пойдет речь?
Маленькое вступление. Для старшего поколения слово "Комсомол" не нуждается в пояснениях. У каждого комсомольца прошлых лет отношение к организации разное и основывается оно на личном опыте. Комсомол - это огромная структура. Чем обширнее организация, тем больше она предоставляет её участникам возможностей. Это соприкосновение разных взглядов и подходов к событиям и людям, передача лучшего опыта и многое другое.
Современные студенты сегодня имеют возможность принимать активное участие в высших руководящих органах факультета, университета или института. Возможно, многие люди не задавались вопросом, а всегда ли так было? Нет, не всегда.
Случилось же это при активном участие "Комсомола". СЕКРЕТАРИАТ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ВЛКСМ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 июня 1987 г. N 435/20-11/Ст 7/10а.
Ректорам высших учебных заведений:
1.1. Ввести в состав ученых советов вузов и факультетов представителей студенческих коллективов учебных заведений. Установить, что число студентов в составе совета должно составлять не менее четверти его численности, выдвижение представителей в состав советов проводить на профсоюзно-комсомольских собраниях (собраниях профсоюзно-комсомольского актива) вузов, факультетов и курсов.
При выборах ректора и деканов вводить в состав расширенного ученого совета вуза и факультетов представителей студенческой профсоюзной и комсомольской организаций в количестве не более 1/3 его состава.
История
Короткая история 1987 года. В одном из высших учебных заведений страны проходило заседание научного совета факультета. Одна треть научного состава совета состояла из студентов. В определенный момент дело дошло до выборов заведующего кафедрой. Было два кандидата.
Первому кандидату было чуть более сорока лет и был он немного "занудным" преподавателем. Тонкости учебного материала объяснял непонятно, а решить какой-либо вопрос после окончания лекции с ним было делом практически безнадежным.
Второму кандидату было порядка семидесяти лет. Студенты ласкова называли его "старичком". Так вот, если студент встречал этого "старичка" на лестнице с каким-либо вопросом, то на этом же месте и получал развернутый и понятный ответ. В общем, "старичок" всегда находил время и место, чтобы помочь любому студенту разобраться в трудных вопросах.
Голоса "профессорского" состава с небольшим перевесом распределились в пользу молодого кандидата. Руководство факультета тоже продвигало политику омоложения руководящих кадров. Однако, переглянувшись между собой, все студенты, входящие в состав научного совета, отдали свои голоса "старичку". Старого профессора и отличного преподавателя хотели отправить на пенсию, а так еще несколько лет студенты пользовались его знаниями.
Разные подходы к составу научных советов
Во время существования "Комсомола" при СССР в составе совета должно входить не менее четверти его численности и не более 1/3 его состава.
На снимке выше современный порядок формирования научного совета в одном из вузов России.
Читаем современный документ, пункт 2.3. "Помимо указанных в п.2.2. в состав ученого совета института могут входить..."
Ключевое слово здесь "могут", а могут и не входить или входить небольшим составом. Например, "Санкт-Петербургский Государственный Университет Гражданской Авиации" из 44 членов научного совета только один представитель студенчества.
Профессора набрали "вес", но на мой взгляд", система образования от подобного подхода только проиграла.