Старик прищёлкнул языком и едва показал на недостроенные коровники. «Эх, Тамара! Хотел, в конце жизни, развести фризских коров и делать элитные сыры. Ан, и не далось! Вот беда – мало «золотого запасу». А брать в банках, так себе дороже.
Давай ещё обсудим всю сделку. С этими деньги, вернусь к себе, в Самару. Там, у меня, три пруда зарыблены. Будем, с внуком, форель, к столу, выращивать и его сеть рыбных ресторанов всё растить».
Женщина улыбнулась. Она приехала из Франции, куда перебрались предки в 1920 году из Крыма. А теперь, их правнучка, получила право от правительства России, на льготное приобретение, своего родового «княжеского гнезда».
И факт был неоспоримо установлен геральдическим архивом и решением суда. Наконец, всё возвращается «на круги своя», после большевистского лихолетья. Когда, об этой инициативе узнали родные во Франции, то непременно постановили создать Фонд памяти рода.
И туда готовы вносить посильные средства 250 членов знатной фамилии. Они считают, что возрождение - это дело их чести!
Тамара приобретала эти угодья по соседству с имением. Там будет музей и санаторий. А, здесь же, будет новое «секретное оружие» - производство кумыса, выращивание коней на продажу и иппотерапия для больных с ДЦП. Всего полсотни километров до областного центра.
Они, со стариком, объезжали сенокосы и ельники - по берегу реки. «Да, Тамара! А места тут - знатные. Двести лет, ваш род, ими владел, когда Пётр Великий за Полтавскую победу пожаловал. Смотрю, везде, и сердце радуется. Рачительные же хозяева были. Даже Советы не смогли, до конца, порушить здесь уникальные промыслы и всю переработку».
Миллионы уже заплачены, бумаги оформлены и теперь – за дело. Поехала на Кавказ, за своими любимцами – карачаевскими лошадьми. Она помнила восхождение на Эльбрус, и горный шторм, страшную лавину на обратном пути и перелом обоих ног.
Спасибо коням и джигитам! Это, они, так бережно её спустили в долину в тёплой бурке и живой. А потом госпиталь и череда операций. Благодарность спасателям осталась на всю жизнь. И любовь к конькам-горбункам, как из сказки Ершова, которые могут всё. А какой кумыс дают! О!».
Прошло пять лет. И, Тамара Георгиевна, на правах хозяйки, водит экскурсии высоких гостей по расписным коридорам княжеского дворца времён матушки Екатерины.
И часто, она слышит, их неприкрытое восхищение этой земной красотой: всем реставрированным комплексом, парком «высокого стиля», фонтанами и прудами - с островками скульптур.
А потом, для десерта, посещение кумысного производства и «снятие пробы» знаменитого, в мире, напитка. «Здесь мы содержим больше сотни кобылиц с жеребятами. Иначе, мамаши, не сильно хотят, доиться.
И устраиваем им «забор молока» каждые два часа. А, потом, всё - в переработку. Проходим в зал - для дегустации. Ещё и санаторий работает на 150 мест».
Муж хозяйки, известный журналист и путешественник, Мирон Митрофанович, часто шутит: «Дорогие мои! Наша любовь, с женой, к кумысу и к восточным лошадям – это зов предков. Правда! Сами знаете, что наши фамилии, из ханского окружения, прибыли ко двору Ивана III.
Поэтому роды наши не только государству Российскому служили, но и привычек азиатских не забывали. А кумыс полезен! Прошу вас, посмотрите на цвет лица моей жены. Ну, как? Настоящий персик! Я ей, всегда, моей любимой, это - утром говорю. Наша ферма подарила новую жизнь и место для встреч родных! Это эликсир молодости!».