Захотелось посмотреть кусочек Италии в Москве. А погода подвела. Кто ж думал, что в конце октября снег на землю ляжет и температура до -2. Слегка расстроилась и подумала: какая ирония! Как в фильме Вуди Аллена в "Художественном". Но "великая ирония" была впереди!
Если у вас возникло чувство, что не повезло, что мало денег, что хотите жить в Москве, а дорого, или расстроились, что деньги потеряли на курсах акций, или что наследство "уплыло"- советую посетить особняк Тарасова на углу Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка.
И вот почему... Но сначала немного истории и фото.
Армянский купец Г.Тарасов (родная фамилия была другой, но созвучной) вел дела в Армавире, Ростове. Был заявлен как купец 3-й гильдии. В делах помогали два сына, которые ездили в поездах третьим классом и ходили в простых пальтишках, экономили. Наконец, так разбогател, что пришлось поселиться в Москве.
Богатство скрывал, потому что так торговаться легче. Переехав в Москву, попал в купцы 1-й гильдии. Налоги выше и надо было построить в столице статусный дом. Городскую усадьбу поручили спроектировать и построить Ивану Жолтовскому в 1909-1912гг. В духе итальянского Ренессанса.
Надо сказать, что градостроительство в Москве уже давно не было хаотичным. На планах города проводились "красные линии", отделяющие частные участки от общественных земель. Как правило на ширину двух карет/ авто от стены до стены. Купцы, конечно, использовали каждый сантиметр, стены дома ставили к "красным линиям" впритык. Редко кто от этих "красных линий" отступал... А позже, с обязательным вводом тротуаров, центральные московские улочки стали не просто закатанными в асфальт, но и односторонними. А вся зелень- во дворах. Сейчас покажу. Листайте.
Для архитектора Жолтовского это был второй дом. И он построил его в итальянском стиле на грани обвинения в плагиате. Как копию палаццо Тьене (арх. Андреа Палладио в г.Виченце в 1542-53гг). Но не обвинили. Потому что пропорции другие. В Италии второй этаж массивнее первого, а в Москве- нижний массивнее верхнего. Но очень похожи. Как близнецы.
Особняк Г.Тарасова. (4 фото).
Со стороны тесноватых улиц здание выглядит огромным, мощным, тяжелым. Хотя задумывалось как несколько домов, объединенных въездными арками и открытой террасой. Климат не итальянский, дожди, протечки. Короче, что могли- замуровали. Остался один дальний вход, через который можно попасть во внутренний дворик, патио.
В здании сейчас Институт Африки РАН. Входная дверь настолько массивная, что открывается автоматически. Если открывают руками- она оседает под своей тяжестью. И так во всем доме. Впервые о такой проблеме слышу. Похоже, не то дерево выбрали в 1909г для дверей. Вход в здание только один. Листайте.
Внутренний дворик. Патио. Фонтан, который убрали на чистку. Мне не повезло, не увидела. В хорошую погоду здесь посидеть было бы неплохо. Сейчас покажу. Листайте. (9 фото).
Были сквозные арки. Сейчас из одной сделали библиотеку, остальное закрыли.
Вход в другое здание. Холл с сохранившимся огромным зеркалом, и окна, с сохранившимися, но слегка "поплывшими" стеклами. И натуральный паркет тех времен. ( 5 фото).
И вот здесь выясняется, что вся роскошь интерьеров этого особняка- ИМИТАЦИЯ!!! Дерево- не дерево, а композит, мрамор- крашеный бетон, лепнина- раскрашенное папье-маше. Только оседающие двери деревянные, из-за чего в доме возник оригинальный стиль- дверные ручки на уровне шеи. И настоящий наборный паркетный пол с подобранным рисунком укладки. Но за ним, похоже, никто не ухаживает, мастикой не натирает. Выглядит простецки.
Здесь я поняла, что такое "дорого-богато, но дешево".
Библиотека, расширенная в одну из арок. Сохранился не только замок в двери, но и ключ к нему. Дали повернуть. Листайте.(7 фото).
Если потолки в холлах и коридорах в особняке оформлены просто красивой плоскостью, то в помещениях- роскошно.
Кабинет. Здесь не просто красиво оформленный потолок, но и широченные припотолочные "пояса". А стены просто крашеные. Возможно, предусматривалось развешивание картин на сохранившемся по периметру рельсе. Кто знает...Но выглядит чудаковато: роскошный верх (даже если это раскраска папье-маше) и супер-скромный низ. (4 фото).
Зал с росписями Лансере в итальянском стиле по мотивам древнегреческих мифов о Персее. Здесь на верхнем бордюре- изображения Атланта в разных своих возрастах- от юного до пожилого. Одна из последних работ художника перед отъездом во Францию. (Он же расписывал зал ожидания на Казанском вокзале, и еще много чего). Прекрасно. Не подделка. Паркет на полу повторяет структуру потолка. Но красота пола блеклая. (6 фото). Дверная ручка снова высоко.
Музыкальная комната и столовая, когда-то две комнаты, были объединены в одну для заседаний Верховного суда СССР.
Музыкальная комната. Роскошная люстра "листопад" как во Дворце в Кусково. Наборный паркет. Красивый имитационный потолок. (5 фото).
Столовая с большим бетонным камином. Слева- вход на кухню. Очень красивые люстры. Очень красивый потолок получился. К его росписи привлекались студенты Строгановского училища по принципу: написал студент картинку, получил "зачет". Результат удачный. (7 фото).
Поднимаемся на второй этаж по лестнице. Я перестаю думать, что здесь сплошная имитация натуральных материалов и просто любуюсь интерьерами. Или их кусками. (3 фото).
Красивый зал второго этажа над библиотекой, с белым камином, колонны (не мрамор, все- бетон). (3 фото).
Вид из окна на патио.
Переходим в итальянский зал с росписью потолка художником И.Нивинским. Красиво. (5 фото).
Двери ведут и в неожиданные места, например, на черную лестницу с лифтом для подъема еды. Это так называемый "ленивый дворецкий" или служебные помещения.
Расписные потолки в коридорах прекрасны.( 5 фото).
Виды из окон на патио чудесные. Надо сказать, что окна с видами на улицу занавешены так, что ничего и не увидишь другого. Только патио.
Расписные коридоры ведут к центральному холлу.
Ну, и покажу потолок центрального холла, "мозаичный". Еще роскошнее. (7 фото).
В чем ирония судьбы этого особняка на мой субъективный взгляд? Не в имитации богатых интерьеров. Сейчас тоже из гипсокартона такое могут сделать, от мрамора не отличишь. Главное же общий стиль создать. Кого может интересовать цена ремонта, если все выглядит дорого и стильно?
Оказывается, были такие люди. Они начисляли, например, налог на наследство. Был в России такой налог. Чтобы наследники не торопились предыдущее поколение на тот свет провожать.
Здание было построено в 1912. А Г.Тарасов, владелец, умер в 1911. Сыновья потратились, достроили. Но им назначили после объявления об окончании строительства налог на наследство такой, как будто материалы натуральные, а картины итальянские. Так "налоговики" оценили прекрасную работу архитектора, мастеров и художников. Как сыновья не объясняли, что здесь вместо гранитного фасада- бетонный, вместо картин итальянских мастеров- росписи местных художников и студентов, и мрамор не мрамор, и дерево- не дерево, все было тщетно. Отпихнуться не удалось. Налог братья не заплатили. Жить в здании не смогли по закону.
Выдвинули здание на золотую архитектурную премию. На 100% здание было бы победителем. Можно было бы из премии налог заплатить. Так и планировалось. Но... достроен в конце 1912, а присуждали премию зданиям, построенным в 1913г.! В 1917 братья уехали в Европу и следы их в истории затерялись.
Но у Г.Тарасова было 2 племянника. Они могли бы стать хозяевами особняка. Но...Один прославился тем, что еще до 30-летнего возраста стал миллионером по наследству от родителей, и считал, что все хотят его денег. И не дал денег отвергнувшей его женщине, которая пришла просить огромную сумму, чтобы погасить карточный долг своего любовника. Любовник от отчаяния застрелился на ее глазах. В шоке женщина никому ничего не сказала, приняла и проводила гостей и пыталась застрелиться. Умерла в больнице на следующий день от потери крови. Ее подруга позвонила Тарасову и обвинила в смерти двух человек из-за жадности. Тот взял и застрелился. Москва была в шоке- три самострела за три дня. Второй племянник стал писателем в 50 лет, сменив имя и эмигрировав.
Их дальний родственник Тарасов, в 90-е годы занялся политикой, решил заплатить то ли подоходный, то ли на бездетность налог на сумму 150000р при средней зарплате в 120р. А потом просил мэра Лужкова выселить Институт Африки и отдать ему особняк под музей меценатства на первом этаже и личное жилье на втором. Лужков отказал под предлогом, что налог на наследство сыновья прежнего владельца Г.Тарасова не заплатили.
Великая ирония. В этом особняке НИКТО не жил. Но все пытались...
Попасть можно только в составе организованной экскурсии. Реставрация здесь затягивается из-за отсутствия финансирования. Стиль- "дорого-богато и недорого". Сплошная имитация. Но это по меркам тех времен. По нашим, обычно-человеческим меркам людей из квартир- РОСКОШНЫЙ ОСОБНЯК с интересной историей.
Вокруг особняка тоже есть осколки итальянского стиля. Я так, мельком глянула, пока не замерзла и не посинела как девушка у стены.
Прекрасный итальянский особняк! Жаль, что не стал никому домом, не обжился. Посмотрела с удовольствием.
Буду благодарна за подписку, она поможет продвижению канала. А гостям канала не пропустить новые публикации.
Спасибо, что дочитали, подписались, отреагировали. Хороших всем прогулок и ярких впечатлений!