Найти тему
Пойдем, посмотрим!

Особняк Тарасова. Ирония судьбы московского палаццо.

Захотелось посмотреть кусочек Италии в Москве. А погода подвела. Кто ж думал, что в конце октября снег на землю ляжет и температура до -2. Слегка расстроилась и подумала: какая ирония! Как в фильме Вуди Аллена в "Художественном". Но "великая ирония" была впереди!

Если у вас возникло чувство, что не повезло, что мало денег, что хотите жить в Москве, а дорого, или расстроились, что деньги потеряли на курсах акций, или что наследство "уплыло"- советую посетить особняк Тарасова на углу Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка.

И вот почему... Но сначала немного истории и фото.

Армянский купец Г.Тарасов (родная фамилия была другой, но созвучной) вел дела в Армавире, Ростове. Был заявлен как купец 3-й гильдии. В делах помогали два сына, которые ездили в поездах третьим классом и ходили в простых пальтишках, экономили. Наконец, так разбогател, что пришлось поселиться в Москве.

Богатство скрывал, потому что так торговаться легче. Переехав в Москву, попал в купцы 1-й гильдии. Налоги выше и надо было построить в столице статусный дом. Городскую усадьбу поручили спроектировать и построить Ивану Жолтовскому в 1909-1912гг. В духе итальянского Ренессанса.

Надо сказать, что градостроительство в Москве уже давно не было хаотичным. На планах города проводились "красные линии", отделяющие частные участки от общественных земель. Как правило на ширину двух карет/ авто от стены до стены. Купцы, конечно, использовали каждый сантиметр, стены дома ставили к "красным линиям" впритык. Редко кто от этих "красных линий" отступал... А позже, с обязательным вводом тротуаров, центральные московские улочки стали не просто закатанными в асфальт, но и односторонними. А вся зелень- во дворах. Сейчас покажу. Листайте.

Для архитектора Жолтовского это был второй дом. И он построил его в итальянском стиле на грани обвинения в плагиате. Как копию палаццо Тьене (арх. Андреа Палладио в г.Виченце в 1542-53гг). Но не обвинили. Потому что пропорции другие. В Италии второй этаж массивнее первого, а в Москве- нижний массивнее верхнего. Но очень похожи. Как близнецы.

Фото из Сети. Палаццо Тьене
Фото из Сети. Палаццо Тьене

Особняк Г.Тарасова. (4 фото).

Со стороны тесноватых улиц здание выглядит огромным, мощным, тяжелым. Хотя задумывалось как несколько домов, объединенных въездными арками и открытой террасой. Климат не итальянский, дожди, протечки. Короче, что могли- замуровали. Остался один дальний вход, через который можно попасть во внутренний дворик, патио.

В здании сейчас Институт Африки РАН. Входная дверь настолько массивная, что открывается автоматически. Если открывают руками- она оседает под своей тяжестью. И так во всем доме. Впервые о такой проблеме слышу. Похоже, не то дерево выбрали в 1909г для дверей. Вход в здание только один. Листайте.

Внутренний дворик. Патио. Фонтан, который убрали на чистку. Мне не повезло, не увидела. В хорошую погоду здесь посидеть было бы неплохо. Сейчас покажу. Листайте. (9 фото).

Были сквозные арки. Сейчас из одной сделали библиотеку, остальное закрыли.

Вход в другое здание. Холл с сохранившимся огромным зеркалом, и окна, с сохранившимися, но слегка "поплывшими" стеклами. И натуральный паркет тех времен. ( 5 фото).

И вот здесь выясняется, что вся роскошь интерьеров этого особняка- ИМИТАЦИЯ!!! Дерево- не дерево, а композит, мрамор- крашеный бетон, лепнина- раскрашенное папье-маше. Только оседающие двери деревянные, из-за чего в доме возник оригинальный стиль- дверные ручки на уровне шеи. И настоящий наборный паркетный пол с подобранным рисунком укладки. Но за ним, похоже, никто не ухаживает, мастикой не натирает. Выглядит простецки.

Здесь я поняла, что такое "дорого-богато, но дешево".

Библиотека, расширенная в одну из арок. Сохранился не только замок в двери, но и ключ к нему. Дали повернуть. Листайте.(7 фото).

Если потолки в холлах и коридорах в особняке оформлены просто красивой плоскостью, то в помещениях- роскошно.

Фото автора.
Фото автора.

Кабинет. Здесь не просто красиво оформленный потолок, но и широченные припотолочные "пояса". А стены просто крашеные. Возможно, предусматривалось развешивание картин на сохранившемся по периметру рельсе. Кто знает...Но выглядит чудаковато: роскошный верх (даже если это раскраска папье-маше) и супер-скромный низ. (4 фото).

Зал с росписями Лансере в итальянском стиле по мотивам древнегреческих мифов о Персее. Здесь на верхнем бордюре- изображения Атланта в разных своих возрастах- от юного до пожилого. Одна из последних работ художника перед отъездом во Францию. (Он же расписывал зал ожидания на Казанском вокзале, и еще много чего). Прекрасно. Не подделка. Паркет на полу повторяет структуру потолка. Но красота пола блеклая. (6 фото). Дверная ручка снова высоко.

Музыкальная комната и столовая, когда-то две комнаты, были объединены в одну для заседаний Верховного суда СССР.

Фото автора.
Фото автора.

Музыкальная комната. Роскошная люстра "листопад" как во Дворце в Кусково. Наборный паркет. Красивый имитационный потолок. (5 фото).

Столовая с большим бетонным камином. Слева- вход на кухню. Очень красивые люстры. Очень красивый потолок получился. К его росписи привлекались студенты Строгановского училища по принципу: написал студент картинку, получил "зачет". Результат удачный. (7 фото).

Поднимаемся на второй этаж по лестнице. Я перестаю думать, что здесь сплошная имитация натуральных материалов и просто любуюсь интерьерами. Или их кусками. (3 фото).

Красивый зал второго этажа над библиотекой, с белым камином, колонны (не мрамор, все- бетон). (3 фото).

Вид из окна на патио.

Фото автора.
Фото автора.

Переходим в итальянский зал с росписью потолка художником И.Нивинским. Красиво. (5 фото).

Двери ведут и в неожиданные места, например, на черную лестницу с лифтом для подъема еды. Это так называемый "ленивый дворецкий" или служебные помещения.

Расписные потолки в коридорах прекрасны.( 5 фото).

Виды из окон на патио чудесные. Надо сказать, что окна с видами на улицу занавешены так, что ничего и не увидишь другого. Только патио.

Фото автора.
Фото автора.

Расписные коридоры ведут к центральному холлу.

Фото автора.
Фото автора.

Ну, и покажу потолок центрального холла, "мозаичный". Еще роскошнее. (7 фото).

В чем ирония судьбы этого особняка на мой субъективный взгляд? Не в имитации богатых интерьеров. Сейчас тоже из гипсокартона такое могут сделать, от мрамора не отличишь. Главное же общий стиль создать. Кого может интересовать цена ремонта, если все выглядит дорого и стильно?

Оказывается, были такие люди. Они начисляли, например, налог на наследство. Был в России такой налог. Чтобы наследники не торопились предыдущее поколение на тот свет провожать.

Здание было построено в 1912. А Г.Тарасов, владелец, умер в 1911. Сыновья потратились, достроили. Но им назначили после объявления об окончании строительства налог на наследство такой, как будто материалы натуральные, а картины итальянские. Так "налоговики" оценили прекрасную работу архитектора, мастеров и художников. Как сыновья не объясняли, что здесь вместо гранитного фасада- бетонный, вместо картин итальянских мастеров- росписи местных художников и студентов, и мрамор не мрамор, и дерево- не дерево, все было тщетно. Отпихнуться не удалось. Налог братья не заплатили. Жить в здании не смогли по закону.

Выдвинули здание на золотую архитектурную премию. На 100% здание было бы победителем. Можно было бы из премии налог заплатить. Так и планировалось. Но... достроен в конце 1912, а присуждали премию зданиям, построенным в 1913г.! В 1917 братья уехали в Европу и следы их в истории затерялись.

Но у Г.Тарасова было 2 племянника. Они могли бы стать хозяевами особняка. Но...Один прославился тем, что еще до 30-летнего возраста стал миллионером по наследству от родителей, и считал, что все хотят его денег. И не дал денег отвергнувшей его женщине, которая пришла просить огромную сумму, чтобы погасить карточный долг своего любовника. Любовник от отчаяния застрелился на ее глазах. В шоке женщина никому ничего не сказала, приняла и проводила гостей и пыталась застрелиться. Умерла в больнице на следующий день от потери крови. Ее подруга позвонила Тарасову и обвинила в смерти двух человек из-за жадности. Тот взял и застрелился. Москва была в шоке- три самострела за три дня. Второй племянник стал писателем в 50 лет, сменив имя и эмигрировав.

Их дальний родственник Тарасов, в 90-е годы занялся политикой, решил заплатить то ли подоходный, то ли на бездетность налог на сумму 150000р при средней зарплате в 120р. А потом просил мэра Лужкова выселить Институт Африки и отдать ему особняк под музей меценатства на первом этаже и личное жилье на втором. Лужков отказал под предлогом, что налог на наследство сыновья прежнего владельца Г.Тарасова не заплатили.

Великая ирония. В этом особняке НИКТО не жил. Но все пытались...

Попасть можно только в составе организованной экскурсии. Реставрация здесь затягивается из-за отсутствия финансирования. Стиль- "дорого-богато и недорого". Сплошная имитация. Но это по меркам тех времен. По нашим, обычно-человеческим меркам людей из квартир- РОСКОШНЫЙ ОСОБНЯК с интересной историей.

Вокруг особняка тоже есть осколки итальянского стиля. Я так, мельком глянула, пока не замерзла и не посинела как девушка у стены.

Фото автора.
Фото автора.
Итальянский отель и ресторан. Фото автора.
Итальянский отель и ресторан. Фото автора.

Прекрасный итальянский особняк! Жаль, что не стал никому домом, не обжился. Посмотрела с удовольствием.

Буду благодарна за подписку, она поможет продвижению канала. А гостям канала не пропустить новые публикации.
Спасибо, что дочитали, подписались, отреагировали. Хороших всем прогулок и ярких впечатлений!