Найти в Дзене
Пойдем, посмотрим!

Три вокзала. Ленинградский. Ярославский. Казанский. После реконструкций.

В Москве 10 железнодорожных вокзалов! Ленинградский, Ярославский, Казанский + Москва-Пассажирская-Казанская 1862г (теперь Казанский вокзал), Киевский., Рижский, Белорусский, Павелецкий, Курский+Нижегородский (второй в Москве, временный, 1861г. С него уехала Анна Каренина. Был объединен с Курским. Существовал до 50х годов. Обслуживал военные грузы. Был снесен за ненадобностью), Восточный вокзал (2021, Черкизово. Первый новый за 100 лет), Савеловский (Бутырский, 1902? Единственный, с которого не идут поезда дальнего следования). Ну, был еще план создания Евровокзала. И поговаривают о секретном Правительственном. Зимой этого года открылась смотровая площадка на башне Казанского вокзала. Записалась на экскурсию, потому что стало интересно, как выглядят вокзалы и бывшая "Комсомольская площадь, вокзалов созвездье" после реставраций. Была в предвкушении увидеть что-то интересное. Да, и не стоит забывать, что вокзал- сокращение от "вокальный зал", где в ожидании поезда изначально пассажиры

В Москве 10 железнодорожных вокзалов!

Ленинградский, Ярославский, Казанский + Москва-Пассажирская-Казанская 1862г (теперь Казанский вокзал), Киевский., Рижский, Белорусский, Павелецкий, Курский+Нижегородский (второй в Москве, временный, 1861г. С него уехала Анна Каренина. Был объединен с Курским. Существовал до 50х годов. Обслуживал военные грузы. Был снесен за ненадобностью), Восточный вокзал (2021, Черкизово. Первый новый за 100 лет), Савеловский (Бутырский, 1902? Единственный, с которого не идут поезда дальнего следования).

Ну, был еще план создания Евровокзала. И поговаривают о секретном Правительственном.

Зимой этого года открылась смотровая площадка на башне Казанского вокзала. Записалась на экскурсию, потому что стало интересно, как выглядят вокзалы и бывшая "Комсомольская площадь, вокзалов созвездье" после реставраций.

Была в предвкушении увидеть что-то интересное. Да, и не стоит забывать, что вокзал- сокращение от "вокальный зал", где в ожидании поезда изначально пассажиры слушали музыку. А значит, по идее, вокзал- место культурное, и красивое, и удобное. Особенно в крупных городах. Логично? Логично.

Ну, это по идее. А на практике на моей памяти было - суета, толчея, плохой запах, грязный пол, и вообще- некогда смотреть, а то вещи уведут. А скверик на площади- приют асоциальных личностей с пагубными привычками. Я старалась на вокзале не дышать.

Погода была февральская, с сильным ветром. Плюс гололед. Советую посмотреть в более теплый период. И фото будут по-интереснее. Но народу в теплое время еще больше.

Ну, а у меня было как-то так...

1. КОМСОМОЛЬСКАЯ ПЛОЩАДЬ. СКВЕР.

Справка. Площадь трех вокзалов - главные ворота столицы. Здесь находятся три из десяти вокзалов. А в XVIII веке здесь было Каланчевское поле, поэтому и площадь первоначально называлась Каланчевской. С пуском и строительством Московско- Петербургской жд и строительством Николаевского (ныне Ленинградского) вокзала, началась биография площади. Вскоре рядом с ним появился Ярославский вокзал, а затем Рязанский (ныне Казанский). А когда была проложена соединительная ветка Николаевской и Курской жд, Каланчевская площадь стала крупнейшим транспортным узлом Москвы.

В 1930-е годы началось строительство метрополитена. И первая ветка метро проходила под Каланчевской площадью. По случаю 15-летия комсомольской организации площадь была переименована в Комсомольскую.

Недавно, при запуске МЦД 2 на карте появилось новое официальное название- "Площадь трех вокзалов".

Сквер, наконец, благоустроен. Выход № 10. Фонтан. Памятник (2002г) Павлу Мельникову- инженеру, автору проекта жд Санкт-Петербург- Москва и министру путей сообщения России. Схемы магистралей на каменной карте страны. Памятник железнодорожникам, героям войны. Лавочки. Красиво, особенно, когда все в зелени.

Вид зимой. Листайте.

Летом по случаю тоже сделала фото и добавила в эту публикацию для полноты восприятия. Высотка рядом с площадью - гостиница Ленинградская (1949-1954). 21 этаж. 139м высотой (самая маленькая сталинская высотка). Бронзовая люстра внутри высотой в 4 этажа занесена в Книгу рекордов Гиннеса. В гостинице Ленинградская даже проводятся экскурсии с чашечкой кофе на смотровой площадке.

Фонтан выглядит старинным, но информацию по нему не нашла ( в мою коллекцию). Два вокзала с одной стороны площади- Ленинградский и Ярославский. Между ними- павильон м."Комсомольская", рядом с которым стоит еще один фонтан "Георгий Победоносец" ( в мою коллекцию).

Фото автора.
Фото автора.

Ленинградский вокзал. (Бывший Николаевский). Памятник архитектору К.Тону (автору Николаевской военной богадельни на Измайловском острове, Большого Кремлевского Дворца и Оружейной палаты) рядом. Знакомый стиль-приставные колонны между окон, центральная часть, арочные окна на первом этаже, сдвоенные на втором. Направления на Петербург, Таллин, Хельсинки, Мурманск. Давно не была, но не ожидала серьезных изменений. Однако, они были- эскалаторы на второй этаж, деревянное арт-панно в мозаичной технике (2019) Дм.Аске в честь 10-летия запуска "Сапсан", лифт. И отсутствие запаха.

Гид обратила наше внимание на сохранившуюся чугунную лестницу и быстренько повела группу дальше. Так что насколько изменились залы ожидания, камеры хранения и туалеты узнаю, когда соберусь в Питер. ( Продолжение последует...) А пока вот что могу показать.

Снаружи. Листайте.

И внутри. Листайте.

Ярославский вокзал стоит на этой же стороне площади и отделен от Ленинградского вокзала павильоном станции метро "Комсомольская". Рядом бюст архитектора Ф Шехтеля, который возвел вокзал в начале XX в. на месте сгоревшего старого вокзала 1862г. застройки. Тут и модерн, и традиционная архитектура Севера. Мощная крепостная башня и изящная кремлевская башня, и угловое закругление, традиционный московский элемент. Направление в Ярославль и Архангельск. Урал, Сибирь, Дальний Восток, Владивосток. Нарядный фасад. Даже советская символика вписалась органично. Дело в том, что по мере увеличения перевозок, надо было вокзал расширять. А как? А куда? Ф. Шехтелю удалось. И получился эклектичный оригинальный ансамбль. Вроде из кусочков, но единый.

Так Ярославский вокзал выглядит снаружи. Листайте.

А внутри декор поскромнее. Стилизован под резьбу по кости с северными животными. В ходе реставрации были обнаружены картины Коровина тоже с северной тематикой в какой-то кладовке. Оригиналы сейчас в Третьяковке, а на стены вернулись копии. Сейчас покажу. Листайте.

А вот чтобы возродить колонны вокзала в первоначальном виде, пришлось углублять пол на полметра. Заодно увеличилась высота дверных проемов первого этажа.

И выяснилось, что арочные двери не повторяются. К счастью, двери тоже сохранились в какой-то кладовке. Не все, но многие.

Фото автора
Фото автора

На втором этаже выделена граница прежних размеров вокзала для наглядности работы Ф.Шехтеля по расширению. Оставили и восстановили пару стен с декором. Листайте.

Здесь соединились времена. Капсульные отели, эскалаторы и лепнина с колоннами.

Ну, и еще в знак уважения установлены памятная табличка и скульптура в честь первых комсомольцев-строителей БАМа, которые уезжали на стройку с этого вокзала.

Павильон м. "Комсомольская площадь" находится между Ленинградским и Ярославским вокзалами. Арх. А.Щусев 1952г. Имеет шлемовидный верх, в стиле Ярославского вокзала ( Ф.Шехтель). А росписи в метро- отклик на росписи Казанского вокзала. Смотрите сами.

Ремарка. Росписи на станции метро- не росписи, а мозаичные панно на тему революционного прошлого площади трех вокзалов.

На другой стороне площади- Казанский вокзал. Бывший Рязанский (1863-1894гг.) Нынешнее здание построено А. Щусевым в 1913-1940 г.г. Сплошная линия единого ансамбля. Как бы несколько зданий, типичных для разных районов России. "Сестра" Кутафьей башни Кремля, центральная башня напоминает башню Сююмбике Казанского кремля, рядом надвратная башня Нижегородского кремля, рязанские палаты, ярославские терема. Дом Культуры железнодорожников (1937) соединяется со складами таможни. Башня с часами с зодиакальным циферблатом Щусева заканчивается колоколом с двумя молотами, которые отбивали каждые полчаса. Сейчас не слышала. В оформлении вокзала снаружи и внутри принимали участие известные художники- Б.Кустодиев, Н.Рерих и др. Вокзал соединяет Москву со Средней Азией, Уралом, Поволжьем, Сибирью.

И все такое разное образовали какой-то уникальный целостный ансамбль площади. Кажется, что все так и должно быть, и никак по-другому.

Фасады вокзала, выходящие на сквер, резко отличаются от красного цвета боковых стен вокзала.

Виды Казанского вокзала снаружи зимой. Листайте.

И немного летом. Листайте.

Виды изнутри.

Красивый ресторан.

Фото автора
Фото автора

Комфортная платная зона отдыха в зале с росписями.

Памятная чеканка о студенческом отряде, отправившемуся на целину в 1959 г. с Казанского вокзала.

Фото автора
Фото автора

А затем мы поднялись на башню Казанского вокзала и полюбовались видами на Москву. Посмотрели на золотой флюгель центральной башни в виде дракона Зелана с казанского герба. Это можно сделать и самостоятельно через дежурного по вокзалу группой желающих в 3-4 человека. Лестницы тесноваты, притолока низковата. Листайте.

Расширять вокзалы в условиях плотной застройки на площади было уже тогда сложно. Почему у каждого вокзала бюст архитектора? Потому, что всем им удалось не только не испортить, но и создать ансамбль площади.

Позже, чтобы многочисленные советские пассажиры не разбегались по столице в поисках дефицита, на Комсомольской площади был построен крупнейший универмаг "Московский". С любого вокзала по подземному переходу приезжий мог попасть сначала в Гастроном, а потом и в Универсам (22 тыс.кв.м).

Построить такое, не прерывая работу вокзалов- большой труд и мастерство, поэтому и памятники стоят.

В последнее время я вижу Площадь трех вокзалов со стороны МЦД-2. И виды интересные. Не знаю, возможно ли это технически, но захотелось увидеть эту площадь пешеходной зоной. Делюсь. Листайте.

И добавляю фото торцевой стороны Казанского вокзала (арх. Алексей Щусев) с высоты D2. С улицы в таком ракурсе не видно.

Вот такие прогулки по вокзалам можно себе устроить.

Буду благодарна за подписку, она поможет продвижению канала. А гостям канала не пропустить новые публикации.

Спасибо, что дочитали, подписались, отреагировали. Хороших всем прогулок и ярких впечатлений!