В России могут ввести новый налог. В необходимости внедрения такой меры и к чему она может привести разбирался ForPost.
Зачем нужен налог?
На сайте законодательного собрания Кубани мы узнаём, что на данном этапе власти рассматривают возможность изменения федеральных законов для ограничения въезда в курортный город и внедрения сбора за использование личных автомобилей туристами в Сочи.
К такому решению властей побудила проблема доступности транспорта на курортах Краснодарского края. Этот вопрос пытаются решить в регионе уже несколько лет.
Предполагаемые даты введения и размер налога пока не сообщаются.
Стоит отметить, что в данный момент в Краснодарском крае уже имеется один курортный сбор – за проживание в объекте размещения более 24 часов.
Он оставляет 50 рублей в сутки с человека в Сочи и Сириусе, и 30 рублей соответственно на других курортах края.
Как в Сингапуре?
Исследователи из Казанского государственного энергетического университета рассказали о том, что подобная система используется в Сингапуре. Власти города-государства стремятся сделать транспорт безопасным для окружающей среды и максимально удобным для жителей города.
Исследователи отмечают, что площадь страны совсем небольшая – всего 719 квадратных километров. Большая часть населения Сингапура пользуется общественным транспортом, так как места для личных авто здесь недостаточно.
Также власти города-государства, стремясь предотвратить пробки на дорогах, регулируют как владение, так и использование личных автомобилей. Так, существует плата за использование дорог, а в самые загруженные часы взимается повышенный тариф.
В 1975 году в Сингапуре создали «Схему лицензирования Сингапурской территории». Это обязывало въезжающих покупать лицензию.
В 1998 году заработала «Электронная тарификация дорогопользования», которая позволяет оплатить въезд на конкретную территорию в указанное время.
Сингапурская система позволяет разгрузить трафик в час пик и повысить среднюю скорость движения потока, объясняют исследователи. Кроме того, эта модель позволила навсегда лишить город пробок.
Эта система обошлась Сингапуру в 198 миллионов сингапурских долларов. При этом, в год она приносит приблизительно 80 миллионов сингапурских долларов при расходах на её обслуживание в 16 миллионов, рассказывают исследователи из Казанского государственного энергетического университета.
Туристов заставят платить за воздух
Идея властей краснодарского края взимать плату за въезд иногородних машин противоречит законам РФ, утверждает политолог Андрей Гусий.
Кроме того, такой налог может коснуться не только тех, кто приезжает в Сочи на отдых. Есть определённая часть людей, живущих или имеющих недвижимость в городе, но при этом ездящих на автомобилях с иногородними номерами. Такая мера будет нарушать права этих граждан, считает Гусий.
Политолог обращает внимание, что власти региона хотят взимать средства с туристов на фоне федерального финансирования строительства дорог в городе.
Андрей Гусий иронизирует, говоря, что такими темпами можно дойти до «налога на морской бриз»:
«Ещё можно справку о доходах при въезде в Сочи проверять, чтобы уже наверняка получать только определённый сегмент туристов», — пишет Гусий в личном телеграм-канале.
Эта мера обоснована?
Согласно Налоговому кодексу РФ, у регионов есть право устанавливать на муниципальном уровне налоговые сборы, если есть источник их обеспечения и соответственная целевая направленность, говорит доцент кафедры «Экономика, финансы и менеджмент» Новороссийского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Татьяна Марцева.
«Причиной этого проекта, возможно, является попытка уменьшить загруженность дорог в Сочи, поскольку сама законодательная инициатива направлена на автомобили с номерами других регионов», — предположила собеседница ForPost.
Экономист уверяет, что все решения, которые принимают власти, серьёзно обоснованы.
Данная мера, несмотря на её невыгодность для туристов, может помочь разгрузить городской трафик. А это важно как для местных жителей, страдающих от постоянных пробок, и для коммерческого транспорта.
«Поскольку Сочи — это не только курорт, но и регион, который транзитом пересекает коммерческий транспорт», — объясняет Татьяна Марцева.
Эксперт считает, что на данный момент не просто спрогнозировать возможную реакцию россиян на введение такого налога. Но определённо можно сказать, что противники у него будут.
«Думаю, повышение стоимости отдыха на 1-2% для тех, кто будет отдыхать в Сочи, будет той статьей расходов, которую им нужно будет запланировать в семейном бюджете», — успокаивает Татьяна Марцева.
А для тех, кого всё-таки будет волновать данный налог, проблему поможет решить возобновление воздушного сообщения, которое может переориентировать часть недовольных туристов на другие курорты, например, в Анапу.
Сочи – не первый сборщик денег
Неправильно считать, что власти Краснодарского края первые решились на подобную меру.
Въезжая на бурятский курорт Аршан, туристы оплачивают въезд на территорию, рассказывает эксперт аналитического центра Университета «Синергия» Екатерина Федюкович.
Важно сказать, что на этом курорте проложены экологические тропы и он находится под патронажем государства. Подобные сборы призваны помочь в развитии и обеспечении таких мест, говорит эксперт.
«Нужны средства для строительства дорог, вывоза мусора, поддержания чистоты и так далее», — объясняет Екатерина Федюкович
Екатерина Федюкович считает, что общественное недовольство возможно только в том случае, если власти введут слишком большой налог.
Эксперт отмечает, что введение подобных налогов является нормальной практикой в случае нехватки у государства средств для поддержания региона:
«Чем больше людей на своих авто въезжает в туристическую зону, тем больше, соответственно, нагрузка на инфраструктуру. И подобные налоги вводятся потому, что у регионов не хватает своих средств на развитие».
Устали от бесконечных пробок
Представители туротрасли напомнили, что во времена СССР существовал экологический сбор при въезде на курорт туристов на автомобиле.
Основатель российского сервиса бронирования жилья для отдыха ТВИЛ.РУ Алексей Черепахин утверждает, что нескончаемые автомобильные пробки во время летнего сезона в Сочи давно побуждали к принятию каких-то решений.
«По нашим данным, число бронирований жилья в Краснодарском крае в летнем сезоне 2023 года выросло на 55% по сравнению с прошлогодним сезоном. При этом, по данным заявок, наличие автопарковки в месте размещения — требование, которое находится на третьем месте туристических запросов», — говорит Алексей Черепахин.
Эксперт отмечает, что наличие автопарковки является для туристов более важным условием, чем близость моря.
При этом город не способен уместить в себе столько автомобилей, даже несмотря на построенные к Олимпиаде-2014 дорожные развязки.
«''Аппендициты'' остались достаточно узкими, в том числе поэтому на улицах Сочи есть заторы», — комментирует ситуацию Алексей Черепахин.
Помимо курортного сбора, власти Краснодарского края предлагают ряд других мер, решающих проблемы с инфраструктурой.
Так, планируются реконструкции парковок, внедрение «умных» систем управления дорожным движением, рассказал эксперт.
Алексей Черепахин затрудняется однозначно дать ответ на вопрос, какую реакцию спровоцирует платный въезд в Сочи у туристов, так как в социальных сетях на данный момент встречаются разные мнения. Однако замечает, вряд ли они смогут найти достойную замену отдыху в Сочи.
«На сегодня альтернатив Большому Сочи мало — и по климатическим, и по комфортным условиям», — заключил эксперт.
Ещё по теме: «Военный налог»: как помочь участникам СВО, не отбирая деньги у всех без разбора