В журнале «Крылья Родины» №10 за 1985 год была опубликована статья инженера-конструктора И. Галиева «Небесная блоха» об авиетки конструкции Б. Шереметьева и А. Борина. Автор подробно описал конструкцию авиетки весьма оригинальной схемы, уделив внимании ее дешевизны, простоты и доступности. Предоставляю слово автору:
«Небесная блоха»
Известный конструктор планеров Б. Шереметьев и инженер А. Борин пятьдесят лет назад, в 1935 г., построили на планерном заводе самолет с мотором мощностью всего 18 л.с. Авиетку назвали «ЗАОР» по аббревиатуре нагрудного знака Осоавиахима «За активную оборонную работу», утвержденного ЦИК СССР 25 декабря 1934 г. Она привлекла внимание авиаспециалистов и воздушных спортсменов в первую очередь своими малыми размерами. Размах ее несущих поверхностей был всего 6,16 м, длина – 3,9 м.
Необычной была и компоновочная схема аппарата – бесхвостный биплан-тандем. Заднее крыло площадью 6,5 м² цельноповоротное, управляемое ручкой пилота, вращалось по оси на четверти хорд. Консоли крыла одновременно выполняли функции рулей высоты и элеронов. Переднее крыло площадью 6 м² крепилось неподвижно поверх маленького фюзеляжа на пилоне с подкосами. Относительно большой и широкий руль поворота управлялся из кабины педалями летчика. Взлетный вес «ЗАОР» превышал 250 кг, вес пустого самолета – 150 кг. Максимальная скорость авиетки-малютки достигала 115 км/ч, потолок 2 тыс. м, а дальность полета до 300 км.
Дешевизна, простота и доступность были главными слагаемыми успеха «воздушного мотоцикла». Созданная Шереметьевым и Бориным авиетка летала устойчиво и была вполне надежна. В шутку ее называли «небесной блохой».
© И. Галиев, инженер конструктор
Источники:
И. Галиев – Небесная блоха, журнал «Крылья Родины» №10 за 1985 год