Найти тему

Античные романы "Дафнис и Хлоя" и "Эфиопика"

Продолжаю плавать по волнам античной литературы. Прочитала «Дафнис и Хлоя» Лонга и «Эфиопику» Гелиодора. Обе книги – истории идеальной, увенчивающейся счастливым концом, любви. Звучит, казалось бы, уныло, но древность текстов, написанных во времена, когда мир был юн, а волшебная пыльца, вылетающая вместе с капельками воды Гиппокрены из-под копыт Пегаса, еще не улеглась на землю и не была втоптана в грязь, придает этим историям сияние невинности, еще не утраченной, но зардевшейся от пробудившейся чувственности. Современному читателю трудно представить, что это такое, поэтому хотя бы для расширения диапазона читательской сенсорной системы – очень рекомендую. Такого вы еще наверняка не пробовали.

Главные герои Лонга – прекрасный чернокудрый юноша Дафнис и не менее прекрасная Хлоя. Волею судьбы оба они еще в младенческом возрасте оказываются вдалеке от своих благородных (на самом деле довольно сомнительных с точки зрения современной морали) родителей. Они были бы обречены на погибель, если бы не сама природа живописнейшего из островов, Лесбоса, пришедшая на помощь малюткам.

Подобно Зевсу, вскормленному молоком чудесной козы Амалфеи, был вспоен козой Дафнис и овцой – Хлоя. Затем их взяли на воспитание добрые пастухи, и вскоре уже сами мальчик и девочка стали пастухом и пастушкой. Постепенно между ними возникает, растет и крепнет любовное чувство.

Не все так просто даже на прекрасном Лесбосе. Возлюбленных пытаются разлучить – то холодная зима, положившая конец их безмятежному упоению новым чувством, то пираты, то испорченные, развращенные (приехавшие из города, что любопытно) поклонники и поклонницы. Но даже когда читатель с волнением следит за этими перипетиями, его не покидает чувство неги и истомы, подобное тому, которое размягчает все наше тело, когда оно простирается под властью солнечных лучей, а слух услаждается шелестом и плеском волн и шуршанием песка, рассыпающегося под ленивыми движениями пальцев. «Дафниса и Хлою» идеально читать именно на пляже, возле моря или реки, где вода, песок и синее небо остаются точно такими же, какими они были и остаются тысячи лет.

«Эфиопика» Гелиодора – это уже не пастораль, как «Дафнис и Хлоя», а отличный приключенческий роман, который, хотя и написан то ли в третьем, то ли в четвертом веке нашей эры, и сегодня можно просто брать и читать.

Там не будет описаний обшивки корабля на пять страниц, не будет тянущихся строка за строка пейзажных описаний с десятком придаточных. Будут, правда, обильные слезы главных героев, проливающиеся по поводу и без, но поток этих «как жить, баб Шур», прерывается не читательским укоризненным «однако, потоп сейчас будет», а каким-нибудь следующим захватывающим приключением. Правда, я немного запуталась, кто там кому приемный отец, потому что автор выбирает «шкатулочный» способ повествования (это когда почти каждый герой от первого лица начинает рассказывать свою долгую историю), но это не так важно, потому что в конце все распутывается, да и сами вставные истории интересные.

Ужасные опасности и страшные приключения, благородные разбойники и коварные искусительницы, темное колдовство и роковые случайности, ночные кладбища и морская синь – все это валится на прекрасных, чистых и невинных Хариклею и Теагена, которые хотят только одного: соединиться в законном и счастливом браке – или умереть! Эту книгу до лета и пляжа откладывать не нужно, для осенних вечеров она самое то.

Есть что-то чрезвычайно утешительное в чтении подобных прелестных произведений, где чистота – чиста, добродетель – нерушима, и даже огонь отказывается жечь ну такие безупречно невинные создания, а зло и подлость обязательно будут наказаны именно потому, что само мироздание не потерпит их на своем лазурном небосклоне.