Мне меньше, но, кое-что видел.
Если где-то повторюсь, не ругайте строго, автор старенький. Может быть, время стëрло воспоминания, но я не помню совсем уж большой заидеологизированности в своей юности. Нет, понятно, что коммунистический союз молодëжи и собрания частые и нудные, но сегодня это стëрлось, а молодость в памяти осталась. Хором пел лишь в пионерии, строем ходил там же. В комсомол хотели все или почти все. Если не берут, значит какой-то ущербный. Врагов народа, в моë время, уже отменили, значит не попасть в обойму ты мог лишь по своим проступкам, а не как ЧСВН. Значит и дисциплинировались. Правда, один из одноклассников, по неизвестной мне причине, сам отказывался вступать. Даже в институте (мы 15 лет вместе учились) Мишка мягко, но упорно отказывался. Ничего, на газопроводе и без этого начальником стал.
Был период, когда я, зачем-то, хотел стать комсоргом класса. Это при том, что должность была явно неблагодарная. Помню, девчонку комсорга принципиально не слушались, обзывали Комса. А комсорга школы в девятом классе, вообще выбрали самого тихого и застенчивого. На общей линейке, на вопрос, может кто хочет сам стать секретарём комсомольской организации, Лëвка Кашпуров, хулиган, вытолкал Алика вперëд. И тот, смущëнно принял должность. Кто же знал, что Алик это будущий лидер мозгового штаба команд КВН Уральские дворники и Dream Team. Сильнейших, на мой взгляд, среди лучших того времени. Он же один из создателей и редактор газеты, а позднее журнала Красная Бурда. И давно не Алик, а Сан Саныч Соколов. Может, комсомольский опыт помог. В Дворниках, кстати, одним из актëров, был Женя Миттельман, знакомый мне ещё по УПИ, но столкнулся я с ним, когда он работал в Ленинском райкоме комсомола. Он вëл дискотеку на турбазе Свердловэнерго, куда мы приехали субботничать.
Да, комсоргом класса, кто-то предлагал меня, точно помню, что эту идею отвергли учтиеля. Может и хорошо, Гек, которого тогда выбрали, слишком рано разочаровался в организации и стал циником раньше, чем нужно.
В институте такие мысли меня уже не посещали, больше хотелось стать профоргом, но с тем же результатом. Сам не лез, а народ хотел других. Было, правда, комсомольское поручение - культорг группы. Организовывал походы в театры и на концерты. По моему, успешно.
После УПИ, в отпуск, перед началом отработки, поехал на свадьбу к другу детства в Таллин. Как раз 29.10.82. А там, местные нацисты, которых тогда, как мы знаем, не было, к дню комсомола сожгли собственный Храм Нигулисте (Храм святого Николая). Его только отреставрировали, вот они подарочек сделали, угробив орган и уронив шпиль. Помните, в Семнадцати мгновениях Плейшнер любуется "Берном" со смотровой площадки. Вот, шпиль, с этой площадки смотрелся замечательно, лëжа на крышах.
В Кызылбае, куда распределили, был интересный момент. За год до этого, местком профсоюза устроил скандал по поводу свинского снабжения продуктами. Написали в газету "Труд", с Москвы прилетела, на вертолëте, через Свердловск, комиссия. Благодаря прекрасно организованному банкету с бегавшей по коридору гостиницы голой заведующей столовой, не нашла нарушений. Но, местком, осенью, не переизбрали. А заменили подросшим комитетом комсомола. Те, кстати, комсомольцами были активными, хорошими были комсомольцами. Профсоюзниками уже пассивными, сами понимаете, в каком смысле. Комсорг Вова, типичный представитель одного древнего народа с юга России, стал профоргом, а всех бывших членов месткома, его соплеменники из Галичины уволили по статье. Кто не знает, несоответствие занимаемой должности это тоже 33 статья. Это просто штрих, что в комсомоле говна хватало.
Там же был момент. Кроме комсомольских и профсоюзных взносов, заставляли покупать всякие марки, делать взносы в фонды всякие - кто возьмëт билетов пачку...
Вот новый комсорг требовал взнос в фонд Мира. А зарплата бешеная, соответственно и взнос тоже. Объясни, говорю, как этот фонд работает, куда пойдут мои деньги? Не может. Ты комсомолец, ты обязан. Чуть не в драку. Грозил из комсомола выгнать. Не выгнал. Не заплатил.
Выгнали с работы. По другой причине, правильно, но незаконно. Хотя замминистра, со смешной фамилией, подписал. Пошëл в работяги, в зарплате не теряя. Там меня, как пролетария, тут же в комсорги цеха. Сдурели, говорю, я ж под статьëй? Ничо, шанс исправиться. Исправился. Запретил парторгу посещать наши собрания. Нефиг, комсомол отдельная организация. Ну, а когда, весной, поехали субботничать на турбазу, готовить к сезону, обязали взять кого-нибудь из несоюзной молодëжи. Мол, понравится, вступят. Привëз несколько человек. Сперва, как водится, банкет, с дискотекой. Зашёл туда, с Женькой поздоровался, но, поскольку сам диджеил, чужие дискотеки не любил. Ушëл спать, завтра же вкалывать. Смортю, в коридоре двое одного моего некомсомольца мутузят. Подошëл, уронил, отвëл Расима в его комнату. Сам тоже спать. Вдруг ночью врываются трое или четверо. Повалили, попинали, связали лягухой. Оказывается, те двое - водилы с райкома. Да хоть из Кремля, мне, после Кызылбая вообще чëрт не брат. С начальством из райкома завалился мой собственный зам. Сейчас на снег, говорят, вынесем связанного, к утру сдохнешь. Ушли, на полу оставив. А меня злость берëт. Вы когда-либо лягухой связаны были? Я дважды. И оба раза, как-то развязывался. На снег, говорите? Ну ладно. Пошëл, забрал с дискотеки жену зама. На снег. А нефиг!
Короче, когда эти гады меня на комитете разбирали, наврали с три короба.
"Что хозяйку ругал, Всех хотел застращать, Будто голым скакал, Будто песни орал, А отец, говорил, У меня генерал.
А потом рвал рубаху и бил себя в грудь, Говорил, будто все меня продали, И гостям, говорят, не давал продохнуть - Все донимал их блатными аккордами."
Что дискотеку пытался сорвать и прочее. А зачем мне, с чужой дамой дискотека? Дураки чтоле?
Из комсомола не выгнали, не было у них методов против Кости Сапрыкина. Но выговор с занесением, всё же влепили. Поэтому я, тупо, на комсомольский учëт, когда новую работу нашëл, не встал. Перерос.
Был ещё субботник, после которого банкет в детском саду устроили тем же райкомом, за полгода до этого. Нескучно жили. Впрочем, это возрастное, не зависело от организации.
Там, скорее, масонский орден. Помогает в дальнейшей карьере.
Один мой друг, бывший комсорг факультета в Горном, с его слов, если что не так - я не виноват, шëл по Екату уже, будучи в отпуске. Навстречу секретарь райкома. Другого, не пугайтесь. Хочешь бизнес замутить? Набирай команду, деньги комсомол даст, вернëшь, что положено, а остальное - как развернëтесь. Ребята смогли. Сашка до сих пор в деле. Не Ходор, конечно, так им и денег меньше дали и не на том уровне. Кто-то не потянул. Жизнь.
Не жалею ни об одном шаге. Даже, когда был не прав, приобрëл опыт.