Мне кажется , что каждый христианин имеет опыт переживания храмовой тишины. Сама я, в гневливом состоянии попадая в храм, ощущаю почти сразу же, что гнев спадает с меня как чешуя. А причины гнева: недовольство ближними, их " неправильное" поведение, делаются столь ничтожными по сравнению с этим спокойствием, что кажутся почти смешными.
В общем в храме мы наконец-то "приходим в себя", себя настоящих. Люди, переживающие горе, чувствуют утешение , измотанные тревогой наполняются силой.
И этому есть объяснение . В храме на престоле в дароносице постоянно хранятся Святые Дары Тела и Крови Христовых. И так присутствие Божие освящает храм, и благодать Святаго Духа осеняет каждого входящего человека .
Освящение храма подобно Крещению человека . У храма так же как и у человека есть ангел -хранитель, и он не отступает от святого места даже если храм разрушен или осквернен.
Иногда говорят, что "храм намолен". Да, отчасти это верно. Старинные храмы как бы пропитаны молитвами наших предков , некоторые из которых особо угодили Богу, став святыми.
Как было?
В Ветхом Завете приносились кровавые жертвы животных, а также хлеб, вино и золото - то есть то, что было ценно для людей . И, конечно, Храм был ценнее и важнее таких жертв.
"Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак, клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем". (Мф.23:16-22)
В Новом же Завете дар на жертвеннике ценнее храма, потому что это Тело и Кровь Христовы, они освящают храм.
Как стало?
Сын Божий упразднил животные жертвы, принеся в жертву Себя. Отныне безкровная жертва стала приноситься по всему миру, в любом городе или деревне, где жили христиане. Это также было предсказано Христом в беседе с самарянкой.
Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. (Ин.4:22-23).
тныне поклонение не было связано с конкретным местом и народом как было у евреев и самарян. Однако это вовсе не означает отмену обрядовой стороны богослужения и устроения храмов как учат протестанты.
Господь в беседе с самарянкой говорит , что "истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине". Святые отцы единодушно толкуют это место так, что иудеи имели лишь прообразы истинной веры , истинного поклонения, которое дал Христос . Поэтому в их вере было много внешнего: кровавые жертвоприношения , многочисленные запреты касательно пищи, содержания тела, дома и прочего. В Новом же Завете кровавые жертвы заменила жертва Христова, а строгое соблюдение бытовых запретов заменено борьбой с грехом в себе.
Что значит храм для нас?
Но восприятие благодатного дара зависит первую очередь от духовного состояния молящегося . Отец Иоанн Кронштадтский говорил, что если бы мы знали, какая благодать хранится на престоле, то готовы были бы целовать пол в храме!
То есть особая благодатная атмосфера храма создаётся служением Евхаристии и пребыванием Самого Христа на престоле. Поэтому для христианина совершенно не важно, где совершается Литургия: на Гробе Господнем или в деревенском деревянном храме - Христос везде Один и Тот же.