Найти тему

На острове рыцарей и лжецов. Кто завёл крокодила? Олимпиадная задача.

Привет, друзья! Я снова хочу отправить вас на остров рыцарей и лжецов. Об этом замечательном острове, любимце математиков, я уже рассказывал в одной из своих статей:

Здесь живут только рыцари( они говорят правду) и лжецы( они всегда лгут). Нам предстоит сегодня выяснить, кто же завел крокодила.

Задача:

Какой вопрос вы задали бы жителю острова, чтобы узнать, живёт ли у него дома крокодил?

Спешу сразу уточнить, что по внешности мы не можем отличить рыцаря от лжеца.

Предположим, мы напрямую спрашиваем у жителя: "Есть у тебя крокодил?" Тогда схема 1 задачи выглядит так:

Схема 1
Схема 1

По схеме видно, что услышав ответ "да", мы не можем утверждать, что у ответчика есть крокодил( "да" мог сказать лжец). Поэтому этот вопрос не подходит для правильного решения задачи.

А для правильного вопроса схема должна выглядеть так:

Схема 2
Схема 2

Нам нужно так задать вопрос, чтобы и лжец, и рыцарь ответили бы на него "да", если у них есть дома крокодил. Для этого нужно попытаться вынудить лжеца дважды солгать( двойное отрицание в математической логике даёт истину). Давайте, например, надстроим вопрос следующим образом: "Что бы ты ответил на вопрос: " Есть ли у тебя дома крокодил?" ( да/ нет)? "

- Если на этот вопрос будет отвечать рыцарь, у которого есть крокодил, то он ответит утвердительно.

- Если на этот вопрос будет отвечать лжец, у которого есть крокодил, то он будет вынужден солгать дважды: первый раз при непосредственном ответе на вопрос " Есть ли у тебя крокодил"( его ответ - "нет"), второй раз при рассказе про свой ответ на этот вопрос( его ответ - " да").

Схема к этому вопросу будет выглядеть так:

Схема 3
Схема 3

Таким образом, задав вопрос так, как описано в схеме 3, мы ответим на вопрос задачи.

Очень всё хитро с этими крокодилами получается😊.

До новых встреч! 🐻🐻🐻❤️❤️❤️

#математика

# олимпиадные задачи

#школьные олимпиады