Большой процент детей оправдывают отсутствие интереса к учебе тем, что преподаватели неинтересно излагают материал. Принятие закона об ограничении пользования телефоном в школе только обострит полемику и взаимные обвинения.
Истина как всегда где-то рядом. Есть проблема, связанная с качеством преподавания. И есть проблема, связанная с тем, что телефон достаточно прочно вошел в жизнь людей. Тут же таится следующая опасность: большое количество учителей и родителей воспринимают телефон как средство развлечения, хотя он уже давно стал необходимым элементом нашей жизни.
Телефон — это не средство развлечения и даже не средство связи, а способ социального бытия. Это не просто некий гаджет, который отвлекает ребенка, а некий систематизирующий и поведение, и жизнь ребенка фактор. Когда-то таким фактором выступала книга. Никому же сейчас не приходит в голову говорить, что книга — это способ развлечения, просто картинки. Это определенное хранилище информации, которое помогает человеку систематизировать накопленный опыт, категоризировать его, облегчает обращение к этому опыту.
Исходя из этого смартфоны — следующий уровень классификации и работы с информацией.
Это необходимо помнить тем, кто призывает, чтобы ребенок хранил все в уме. Я предлагаю им отказаться от конспектов, учебников, книг и компьютеров и попробовать самим хранить все в уме. Количество информации, которую воспроизводит наша культура — это гигантское количество терабайтов, которое уже не умещается в существующее хранилище книг. Поэтому и возникла острая необходимость по-другому зашифровывать информацию. Поэтому и возникли компьютеры, внешние носители, искусственный интеллект и нейронно-подобные компьютерные сети. Когда же люди пытаются использовать только одно внешнее качество смартфонов, они пытаются вместе с водой выплеснуть ребенка.
Смартфон — атрибут прогресса, движения общества вперед. Бичевание же смартфонов идет вразрез с попытками государства прививать компьютерную грамотность, готовить IT-специалистов. Невозможно, чтобы ребенок только играл на свежем воздухе в подвижные игры, рисовал от руки, а потом вдруг каким-то образом почувствовал желание писать программы, взаимодействовать с современной компьютерной техникой. Все это как раз закладывается с детства, и это не может быть врожденной предрасположенностью, но может быть результатом повседневного опыта. Сначала ребенок с детства с компьютером на «ты», а потом сам пишет программы и становится востребованным специалистом, а потом открывает что-то новое в сфере IT.
Нельзя воспринимать смартфон как некое зло, сетуя потом, что в стране не хватает продвинутых айтишников. Необходимо более вдумчиво подходить к этой инициативе. Она может породить серьезный конфликт и не способствует прогрессивному мышлению ни детей, ни преподавателей.