Найти тему

Знакомый звуковой почерк. Тест и сравнение автомобильной акустики Xcelsus XP6.2B и Xcelsus XU6.2Ci

Оглавление

Вот всё же чувствуется, когда у разной акустики есть один автор – при ближайшем знакомстве с этими двумя моделями начал явно вырисовываться знакомый почерк Дэвида Конярски. Кто не в курсе, это настоящая легенда проектирования динамиков и, на минуточку, один из основателей бренда DLS. Многие олдскульные модели DLS – именно его творения, а уж на них-то в своё время была собрана не одна чемпионская SQ-система. Но время идёт, и сегодня Дэвид имеет свой бренд Xcelsus.

На изучение приехали две модели компонентной акустики – серий Primum и Ultra. Сразу для понимания и ориентира укажу цены на момент этого теста:

Xcelsus XP6.2B (серия Primum) – 11200 рублей

Xcelsus XU6.2Ci (серия Ultra) – 21550 рублей

-2
-3

И первый же вопрос – зачем рассматривать их вместе при разнице в цене чуть ли не в два раза? А в этом и фича – модели имеют очень близкий звуковой почерк, но явно разведены по применимости в системах разного толка. Какую модель под какие задачи лучше выбирать – на эти вопросы как раз и постараюсь ответить этим тестом.

XCELSUS XP6.2B. КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Серия Primum. Динамики собраны на фирменных штампованных корзинах – с характерными перекрещивающимися полукольцами из логотипа. Моторы – средних размеров, на ферритовых кольцах диаметром 9 см.

-4
-5

Диффузоры – прессованная целлюлоза с волокнистой фактурой пульпы и явно какими-то упрочняющими добавками. Они не слишком толстые, но неожиданно жёсткие – назвать их просто «бумажными» язык не поворачивается. С лицевой и тыльной стороны имеют одинаковую фактуру. Подвесы – резиновые. Центральные колпачки – мягкие.

-6

Звуковые катушки имеют калибр 1 дюйм. Их геометрию описание не приводит, но, судя по видимой части, непосредственно в магнитном зазоре находится больше трети намотки (высота зазора, судя по толщине верхней шайбы магнитопровода, около 6 мм) – это очень хорошо для контроля динамика усилителем.

-7

Акустика комплектуется твитерами Xcelsus XT25 с шёлковыми полупрозрачными куполами (как тут не вспомнить прежние модели DLS топовых линеек). Вместо защитных сеток – снова перекрещивающиеся дуги, отсылающие к логотипу. Такая открытость куполов – хорошо для звука, но ткнуть случайно пальчиком – дело нехитрое, нужно быть осторожней.

-8

По умолчанию твитеры «заправлены» в чашки для врезного монтажа, но есть в комплекте и чашки для наружного. Даже не чашки, а чашечки – очень компактные и аккуратные.

-9

Кроссоверы имеют скромные габариты – примерно 5х7х3 см.

-10

Полосы разделены первыми порядками, добавлен аттенюатор твитера (джампер на два положения), а ещё – переключатель полярности твитеров. На самом деле очень полезная настройка: можно выбирать наилучший вариант в зависимости от того, где и как установлены высокочастотники – это позволяет получать более слитное звучание, чтобы ВЧ не выделялись и не звучали отдельно от всего остального.

-11

XCELSUS XU6.2CI. КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Серия Ultra. Те же фирменные корзины, разве что в другом цвете. А вот моторы… Они тяжёлые и по меркам традиционных динамиков просто огромные. Собраны на ферритовых кольцах диаметром 11 см. В нижних шайбах магнитопроводов – проточки, увеличивающие механический ход диффузоров. Ну чисто сабвуферы в миниатюре.

-12

Диффузоры – из непрессованной целлюлозы. Правда, потоньше, нежели используются в сабах. Подвесы – резиновые. Центральные колпачки – мягкие.

-13
-14

Калибр звуковых катушек как бы намекает на способность работать с повышенными мощностями – 1,5 дюйма. И опять же имеем геометрию, при которой львиная доля намотки находится в зазоре и работает, а не болтается вне зазора.

-15

Твитеры Xcelsus XT28 внешне очень похожи на XT25 из серии Primum, но немного крупнее.

-16

Вот так разница немного наглядней:

-17

Комплектация – чашки для врезного монтажа и компактные «шарики» – для наружного.

-18

Кроссоверы уже покрупнее, имеют «классические» габариты.

-19

Здесь имеем фильтры второго порядка с аттенюацией твитеров и опять же дополнительным переключателем полярности – удобный инструмент настройки ВЧ уже после установки.

-20

Ну и мельком упомяну грили в комплекте обеих серий. В последнее время не так актуальны, но иногда могут пригодиться.

-21

ИЗМЕРЕНИЕ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ

Формально XP6.2B (серия Primum) названы 4-омными, но на деле они ближе к 3-омным: посмотрите на параметр Re, да и импедансная кривая как бы намекает. А вот для XU6.2Ci (серия Ultra) всё «по-чесноку»: в описании их номинальный импеданс указан 3 Ом.

Для обоих моделей очевидно, что в моторах используются кольца Фарадея –выше частоты резонанса импеданс не стремится улететь ввысь, а лишь слегка подрастает. Это облегчает взаимодействие усилителя с динамиком: компенсируется их индуктивная составляющая.

Из замеченных особенностей – лёгкие локальные резонансы: у XP6.2B – в районе 800 Гц, а у XU6.2Ci – немногим выше 1 кГц. Точно сказать их причину не возьмусь, но предположу, что слегка шалят центрирующие шайбы.

-22

Измеренные параметры Xcelsus XP6.2B (серия Primum):

  • Fs (собственная резонансная частота) – 60 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 14 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,32
  • Qes (электрическая добротность) – 0,60
  • Qts (полная добротность) – 0,54
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,2 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 2,3 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 89,1 дБ
-23

Измеренные параметры Xcelsus XU6.2Ci (серия Ultra):

  • Fs (собственная резонансная частота) – 57 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 11 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,26
  • Qes (электрическая добротность) – 0,44
  • Qts (полная добротность) – 0,42
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 16 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,7 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 2,5 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 89,2 дБ

Замечу, что Xcelsus XU6.2Ci (Ultra) позволяют поиграться с оформлением. Да, им будет нормально в дверях (и не нужно пугаться низкого значения Qts, это далеко не главный параметр при выборе оформления). Но ещё их можно попробовать в корпуса.

Если ЗЯ, то не слишком тесные. Для ориентира, в 10 литрах резонанс Fc поднимается до 80 Гц – высоковато. А вот ФИ может показать интересные результаты. Те же 10 литров «чистыми» плюс порт на 55 Гц (скажем, щелевой с сечением 15х2 см и длиной 25 см) – и по басовой отдаче НЧ/СЧ звено становится сопоставимым пусть не с полноразмерным сабом, то уж точно с парой «подседельников»:

-24

АНАЛИЗ РАБОТЫ ДИНАМИКОВ. XCELSUS XP6.2B (СЕРИЯ PRIMUM)

АЧХ НЧ/СЧ динамиков спокойная, без крутых перепадов. Подъём отдачи на верхнем краю диапазона пологий. Похоже на «побочный эффект» от применения кольца Фарадея в моторе. Он легко нивелируется кроссовером – чуть дальше увидите сами:

-25

Чтобы хоть к чему-то придраться, вспомню про упомянутый выше резонанс центрирующей шайбы в районе 800 Гц, который чутка «съел» отдачу около этой частоты (узенький такой провальчик, ну и небольшая ступенька на ФЧХ):

-26

По искажениям – ничего особенного, всё норм:

-27

Твитеры – с относительно ровной и предсказуемой АЧХ. Горизонтальна при направлении в сторону слушателей, и с контролируемым завалом при развороте:

-28

Купол не ломает, каких-то криминальных резонансов нет:

-29

По меркам твитеров умеют играть достаточно низко. Обратите внимание, при снижении частоты искажения растут плавно-плавно, едва-едва:

-30

А вот так кроссовер стыкует полосы. Частоты настройки ФНЧ и ФВЧ растащены довольно широко (горб на импедансной кривой чуть ли не выше резонанса самого НЧ/СЧ динамика):

-31
-32

АНАЛИЗ РАБОТЫ ДИНАМИКОВ. XCELSUS XU6.2CI (СЕРИЯ ULTRA)

АЧХ мидбасовых динамиков тоже не создаст проблем при настройке – без резких «эверестов» и «марианских впадин».

-33

Ну разве что снова можно вспомнить лёгкий «торчок» какого-то локального резонанса на импедансной кривой немногим выше 1 кГц. На самом деле тоже так – чтобы хоть к чему-то придраться.

-34

По искажениям – ничего криминального. С понижением частоты рост плавный. Но он обусловлен, скорей всего, не потерей контроля (с этим-то как раз всё нормально, это и на слух хорошо заметно), а особенностями внутренней геометрии мотора. По крайней мере, соотношение 2 и 3 гармоник в этом диапазоне не начинает скакать, как это часто бывает:

-35

Твитеры – шикарны. Абсолютно горизонтальная АЧХ по оси, укладывающаяся в узкий коридор шириной в 3 дБ:

-36

Резонансов излучающего купола не замечено. Оно и по АЧХ это понятно, но на ФЧХ просто наглядней.

-37

И снова способность играть низко по частоте (по меркам твитеров, разумеется). Если отказываться от кроссовера и собирать поканалку, то это очень полезное свойство, дающее свободу настройки:

-38

Штатные пассивные кроссоверы делят полосы в районе 3-4 кГц. И электрически, и акустически стык получается примерно в этой области:

-39
-40

ПРОБА НА СЛУХ. ОБЩЕЕ В ЗВУКОВОМ ПОЧЕРКЕ

Самое интересное, что и Primum, и Ultra показали очень близкий характер звучания, который и правда можно назвать «фирменным». Да, несомненно, Ultra выше классом (выше перегрузочная способность, выше разрешение), но именно сам почерк у них похожий.

Если коротко, то на СЧ и ВЧ имеем открытую и лёгкую звуковую подачу без ощущения «накинутого покрывала». Но при этом естественную и даже тёплую, без малейших признаков колючей жёсткости.

Твитеры однозначно направлять в салон – больше деталей, больше «воздуха». Для лучшей слитности с НЧ/СЧ звеном можно поиграться с переключателем полярности в кроссовере. Сильные развороты им противопоказаны – звучание теряет прозрачность и как-то тускнеет. Джамперы на кроссоверах слегка меняют отдачу на ВЧ, но не так, чтобы радикально – скорее на уровне вкусовых предпочтений.

Внизу звучание основательное, нехватки баса абсолютно не ощущается (как некоторые могли бы подумать, глядя на параметр Qts). Бас не сухой, а достаточно «мясистый» и, главное, собранный, ни капли дряблости.

Особо – про перегрузочную способность. Наглядный пример – даже будучи распущенными в полную полосу снизу, обе акустики спокойно выдержали трек Hedegaard – Ratchets (он есть в подборке CM Cup 2023), не выплёвывая диффузоры даже на приличной громкости.

Причём вот тут Ultra более явственно показали свой характер. Они могут и любят «давать жару», не зажимаясь даже на серьёзных уровнях громкости. В этом смысле запас у них не просто достаточный, как у Primum, а вот прямо внушительный.

КОРОТКО ПО ДЕЛУ. В ЧЁМ ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ МОДЕЛЯМИ?

Xcelsus XP6.2B (серия Primum) – шикарный выбор для SQ-систем, причём уровнем даже выше, чем просто начальный. Хорошая чувствительность, далеко не самая тяжёлая подвижка – и, как результат, они хорошо работают с усилителями небольшой мощности. Но фишка в том, что когда захочется большего, они переварят и мощность повыше.

Как итог, Primum хорошо подходят в том числе и для поэтапного апгрейда штатки – сначала простой заменой динамиков, а потом, например, добавлением процессорного усилителя – это раскроет возможности динамиков ещё больше.

Xcelsus XU6.2Ci (серия Ultra) – выбор в системы с запасом громкости. Причём именно в традиционном понимании – речь не про сверление ушей пронзительными эстрадными «оручками», а именно когда в классической системе нужен запас энергетики звучания, и стоит задача создания в автомобиле концертной или, скажем, клубной атмосферы. Но, что важно, с сохранением музыкальности и без каких-то явных жанровых ограничений.

Плюсы:

  • Музыкальность, жанровая универсальность
  • Переключать полярность твитеров можно прямо в кроссоверах
  • Xcelsus XP6.2B: подходят в том числе для поэтапного апгрейда штатки
  • Xcelsus XU6.2Ci: большой запас по перегрузочной способности

Минусы:

  • Твитеры с открытыми куполами требуют осторожности в обращении