На этом портрете Карл I поворачивается к зрителю в расслабленной, но царственной позе. Позади него рядом с его лошадью стоят двое слуг: один заботится о благополучии животного, другой внимательно смотрит в далекое небо. В неторопливом и неформальном обращении ван Дейка король изображен непринужденным, а не официальным портретом. Как отметил искусствовед Ричард Дормент, "когда вы видите его ярко натуралистичные портреты рядом с чопорными и иератичными работами его английских предшественников, именно театральность Ван Дейка поражает". Перчатки, которые он держит в левой руке, трость, напоминающая скипетр, и латинская фраза "Карл I, король Великобритании", начертанная на камне на правом переднем плане, подчеркивают его статус суверена. Здесь Чарльз играет роль идеального придворного, "идеального джентльмена", каким он был описан в Книге придворного Бальдассаре Кастильоне (1528), трактате, который влиял на придворную жизнь по всей Европе на протяжении почти двух столетий.
Одежда короля - в частности, его широкополая шляпа и серебристый камзол, переливающийся на свету, - роскошна, а обстановка на открытом воздухе передает ощущение единства с природой. Портреты Ван Дейка считались предшественниками стиля Grand Manner, а его пропаганда декораций на открытом воздухе позволила создавать интимные портреты, которые передавали врожденные достоинства натурщика. Как отметил искусствовед Кит Томас, "почти все великие портретисты 18-говека, от Помпео Батони и Аллана Рамзи до Томаса Гейнсборо и Джошуа Рейнольдса, копировали костюмы, позы и композиции Ван Дейка".
Король Шассе (Карл I на охоте)
29 октября 202329 окт 2023
3
1 мин