Найти тему
КИНО TALK

Кем на самом деле был Козодоев в "Бриллиантовой руке"?

В комедии Гайдая "Бриллиантовая рука" режиссёр решил отказаться от знаменитого трио "Трус-Балбес-Бывалый", заменив их на Лелика, Козодоева и Шефа. Конечно, интересно было бы посмотреть на версию, где знаменитая троица бегает по улицам Стамбула, но в итоговом варианте фильм приобрел чуть более серьезный, может даже реалистичный настрой (самую малость).

При этом сложно поспорить с тем, что герой Андрея Миронова, Геша Козодоев получился невероятно фактурным, благодаря тонкому актёрскому мастерству и харизме, которую Миронов внёс в своего персонажа. И если честно, то "...рука" один из немногих фильмов, где Миронов действительно раскрывает свой талант в полном диапазоне: вот он элегантен, как аристократ. А вот нелеп и неуклюж, и все-то у него из рук валится. Даже монтировка. И роль-то не простая. Со стороны Козодоев выглядит как карикатурный контрабандист, фарцовщик.

-2



Но что, если герой Миронова на самом деле является двойным агентом? Он был завербован советскими спецслужбами задолго до событий фильма с целью проникновения в преступную организацию. Геша был вынужден поддерживать видимость работы на злодея, чтобы получать информацию изнутри и передавать её советским спецслужбам. Потому как деятельность организации гораздо ширше и глубже, чем то, что нам показали в фильме. Предположим, что Шеф был всего-лишь одним из звеньев, ведущих к более крупной рыбе?

Сложная задача требовала от него особой хитрости и актёрского мастерства, и в этом ему помогал его натуральный талант к перевоплощениям. Возможно, его "нелепые" планы и "неудачные" действия были на самом деле частью большого плана по дестабилизации преступной организации изнутри. А официальная работа "манекенщиком" идет только на руку этой легенде. Судите сами: свободное время в наличии есть, никто не удивится, если вчера его увидели в Москве, а через пару дней - в Сочи, или еще где. Плюс "сомнительные" личности больше будут доверять человеку с такой "легкомысленной" (в глазах советского человека) профессией.

Таким образом, Геша остается не раскрытым двойным агентом, который исполнял свою миссию до самого конца, сохраняя конфиденциальность, пусть и ценой своего достоинства: вынужден он по долгу службы попадать в разные нелепые ситуации, жертвуя своим стилем, внешним видом.

-3



Вот несколько аргументов в пользу этой теории.

Во-первых, Козодоев никогда полностью не показывает свои истинные мотивы. Его действия часто кажутся нелепыми и непродуманными, но это может быть всего лишь хитроумной маской, скрывающей его настоящую роль в событиях. Ведь слишком уж странно, что у злодея, держащего в руках контрабанду бриллиантов, находится такой "неуклюжий" и "некомпетентный" подручный. Возможно, всё это часть хитроумного плана Козодоева, который является двойным агентом, как мы выяснили ранее.

Во-вторых, нельзя не отметить особое внимание, которое Козодоев уделяет деталям. Он знает "матчасть", разбирается во многих вещах, знает планы и маршруты, и даже придумывает сложные схемы для перевозки бриллиантов (в фильме напрямую не сказано, кто придумал схему перевозки, вполне возможно что и он). Это наводит на мысль о том, что он далеко не так прост, как может показаться на первый взгляд.

-4

В-третьих, Козодоев ни разу серьезно не пытается навредить Горбункову, хотя имеет для этого множество возможностей. Тут важно понимать: в случае неизбежной ситуации, чтобы сохранить легенду, разумеется, он пошел бы на крайние меры. Но в душе он явно не хотел вредить Семен Семенычу - и это отлично передается игрой Миронова. Даже находясь на так называемой рыбалке, он не может решится сделать то, чего требует шеф: отсюда и видимая неуклюжесть, которой всегда можно оправдаться в случае провала.

В общем, глубина и фактурность персонажа Козодоева могут быть не просто результатом талантливой игры Андрея Миронова, но и отражением скрытой сюжетной линии, которую мы можем только догадываться. Ну, хорошо: возможно Гайдай сотоварищи и не закладывали такого подтекста. Но ведь он не противоречит ни сюжету, ни логике фильма, и более того: делает персонажа Миронова неоднозначным, можно сказать героическим.