Я много пишу на тему инвалидов в обществе.
Вероятно, потому что у нас в доме три ребенка с инвалидностью. Двое младших с диагнозом аутизм. И старшая дочь с фетальным алкогольным синдромом.
Задумываясь о их будущем, я невольно радуюсь, видя инвалидов встроенных в общество.
Их вывозят группами в магазины, бассейн, парки и развлекательные центры.
Они все работают настолько, насколько это возможно в их состоянии.
Живем в Канаде
Мама шести детей
Тиму 7 лет
Эле 4 года
Диагноз аутизм
Уровень возможностей человека с особенностями оценивается проверкой, которая называется SIS. Длится она в течение нескольких часов. В опросе учавствуют родители и люди, знающие ребенка/подростка/взрослого в течение нескольких лет.
Недавно мы проходили SIS в школе, с нашей старшей дочерью Катей. Оценивались, как ее физические, так и эмоциональные возможности.
Это очень разные сферы. И если физически она способна сама себя обслуживать, то эмоциональный фон очень и очень не стабилен. И во многих аспектах, Катя не в состоянии находится без присмотра.
Темы во время проверки разделены на подтемы. Вопросы на подвопросы.
Например, чтобы оценить возможность самостоятельно постирать одежду, было заданно миллион вопросов.
— Понимает ли Катя, что ее одежда грязная?
— Может ли самостоятельно принять решение постирать ее?
— Сможет ли разделить вещи по цветам?
— Сможет ли выбрать правильную программу?
— Сможет ли добавить порошок?
— Установить нужное количество порошка?
— Сможет ли включить машинку?
— Вынуть вещи?
— Положить в сушилку?
— Включить сушилку?
— Вынуть из сушилки?
— Сложить в шкаф?
Это так, наброски, чтобы было представление о том, как проходит SIS.
После опроса, решается, на каком уровне может проживать человек. В чем нужна помощь. Как часто и как долго.
Например, сначала решается нужен помощник или куратор.
Куратор - это человек, который поможет заполнить аппликацию для поиска работы.
Помощник - это человек, который будет заполнять аппликацию сам.
Значит, определились с уровнем (куратор /помощник). Затем определяемся с частотой (раз в день / раз в неделю / раз в месяц).
Определились с частотой, определяемся с долготой (24 часа в сутки / от двух до четырех часов…/ тридцать минут в день).
Это для чего нужен тот самый SIS.
После его прохождения решается, где будет жить человек. Это может быть групповой дом с совместным проживанием помощника 24/7.
А может быть отдельная квартира, куда раз в неделю будет приходить куратор, чтобы помочь сделать покупки, приготовить еду, оплатить счета…
Если есть желание и возможности, человеку помогают закончить колледж или курс. Устраивают на работу. Организуют подвозку.
Так, в садике Эли, работает женщина с синдромом Дауна. Ее привозит на работу машина для перевозки инвалидов. Из машины выкатывают каталку, на которую женщина опирается и идет в группу.
Я не знаю, что она делает в течение дня. Но вечером, когда мы забираем детей домой, я вижу, как она убирает снаряжения в спортивном зале.
Женщина очень приветливая и воспитанная. Всегда здоровается с родителями.
С их же стороны, полное принятие ее, как персонала.
Возвращаясь к Кате, я уже однажды писала более подробно о том, что мы можем ожидать, на что надеяться и расчитывать.
Если кратко, то Катя останется в школе до 21-го года.
А дальше, все будет зависеть от результатов проверки, которую мы с ней прошли.
О чем я обязательно расскажу в будущем.