Когда я только готовилась к материнству, то краем уха слышала про неких безумных ЕМ-щиц, которые буквально растворяются в ребёнке: привязывают его к себе слингом, кладут спать в свою кровать, постоянно носят на руках и не отдают в детский сад. Это называлось «нездоровым слиянием». Каково же было моё удивление, когда я изучила основные принципы ЕМ и узнала, что в этой системе очень большая роль отведена отлучкам! А нездоровое слияние с куда большей частотой происходит в обычных нуклеарных семьях, где маме просто не с кем оставить ребёнка.
Сегодня поговорим про отлучки: что это, зачем они нужны и сколько вешать в граммах. Про свой опыт тоже расскажу.
ЕМ — это естественное материнство. Система организации жизни с ребёнком, основанная на его естественных потребностях.
Отлучки — это отрезки времени, когда мама уходит от ребёнка, чтобы заняться своими делами. Уходит она не в соседнюю комнату, а из дома — туда, где ребёнок её не видит, не слышит и не чувствует. Малыш при этом остаётся с пестуном, доверенным лицом. Пестуном обычно является женщина: няня, бабушка, любая другая мама (при взаимоняньстве). Отец ребёнка не должен быть основным пестуном, хотя допускается, что он может оставаться с малышом время от времени (разово, нечасто).
Начинать отлучки рекомендуется примерно в 6-7 месяцев и постепенно увеличивать их частоту и длительность. До полугода мама не отлучается от ребёнка от слова совсем. Ниже приведена примерная норма отлучек по возрасту ребёнка.
Зачем нужны отлучки? На них завязано сразу несколько важных моментов.
- От 6 до 12 месяцев ребёнок в отлучках учится утолять голод обычной едой, а не грудным молоком. Отлучки способствуют наступлению энергетической стадии прикорма.
- От 12 месяцев и далее отлучки нужны для того, чтобы дать ребёнку опыт засыпания без мамы и без груди. Отлучки способствуют самостоятельному засыпанию, сну в отдельной кровати и плавному завершению грудного вскармливания.
- В отлучках ребёнок учится общаться с другими людьми, кроме мамы. Отлучки способствуют социализации и сепарации.
- Мама в отлучках наполняется новыми эмоциями, занимаемся своими хобби, живёт обычной «немамской» жизнью.
Моё мнение и мой опыт.
Почти всё, что я описала выше, кажется мне очень логичным и здравым. Во всяком случае, как система это должно работать. Но на практике у нас возникли нюансы.
Прежде всего, для меня было нереально постоянно находиться с ребёнком первые полгода после рождения. Но у меня вообще было бурное вхождение в роль матери, и, возможно, узнай я о ЕМ раньше (а не на 2-м месяце жизни дочери), мне было бы гораздо проще. Так или иначе, в первые 6 месяцев отлучки у меня были. Они были необходимы мне чисто эмоционально, чтобы прийти в себя, немного отдохнуть или провести время с мужем. Я понимала, что ребёнку тогда не нужно было от меня отлучаться, но по-другому я бы не выдержала. Поэтому примерно два раза в неделю к нам приходила свекровь и забирала Лиду на сон в коляске на 2-3 часа.
После 6 месяцев мы также начали пробовать отлучки на бодрствование, тоже со свекровью. В районе 8 месяцев у нас случился переход на энергетический прикорм, и мы это заметили как раз во время моей отлучки, когда дочка съела целую банку йогурта 😋
В 9 месяцев мы с мужем и дочкой переехали в Сербию и остались совсем без помощи родственников. Через пару месяцев я поняла, что не вывожу, и стала искать няню. По финансовым причинам мы не можем предложить большую загрузку, поэтому с нянями у нас постоянный разброд и шатание. В лучшие периоды получается 3 раза в неделю на 2-3 часа, плюс ещё 3-4 раза в неделю с дочкой сидит Андрей, когда у меня уроки (я преподаю английский). Даже если сложить всё это вместе и закрыть глаза на то, что пестуном не может быть папа, всё равно получается гораздо ниже возрастной нормы.
Дочке сейчас год и восемь. В этом возрасте у меня должны быть дневные отлучки 3-4 раза в неделю от 3 до 10 (!) часов, а также периодические отлучки на ночь и на двое суток. У нас этого нет, и совершенно закономерно страдает самостоятельное засыпание, сепарация и моё эмоциональное состояние. Недавно писала про один из наших дней и поняла, что вот такими должны быть как минимум половина наших дней. Я чувствовала себя прекрасно и занималась своими делами, а дочка получала новый опыт и развивалась.
К сожалению, такие дни для нас — скорее исключение, чем правило. И я пока не представляю, что с этим делать. Родственники далеко, няня — дорого, а в садик рано. Будем думать и выкручиваться, другого не дано.