Найти тему

Фильмы, повествующие о событиях одной ночи

Два фильма из сегодняшней тройки — несомненные представители большого кино; третий я посмотрела сегодня, и это чистой воды развлекательный мейнстрим, но зато с Юрой Борисовым в главной роли. Их объединяет общий хронотоп — все истории разворачиваются в городах на протяжении одной ночи.

"После работы" Мартина Скорсезе (After Hours, 1985). Больше всего люблю фильмы Скорсезе, в которых нет гангстеров: утончённо-литературную "Эпоху невинности" и приключенческий, чёрно-юмористический, даже немного трешевый "После работы", о котором и пойдёт речь. Мне кажется, Скорсезе изобрёл в рамках одной этой работы уникальный и никем не повторенный киножанр. Фильм рассказывает о том, как простой служащий Пол Хаген встречает в кафе очаровательную блондинку, поклонницу Генри Миллера. Кто бы на его месте не захотел продолжить знакомство с начитанной красоткой? Чуть позже Пол звонит по оставленному девушкой номеру, и этот его поступок влечёт за собой невообразимую цепочку причин и следствий, вынуждающую героя всю ночь не спать в поисках выхода из неудобных, странных, а иногда и страшных ситуаций. "После работы" — уникальная вязь событий, которая нанизывается на хронометраж одной ночи как петли на спицу, и полностью иссякает к утру.

Кадр из фильма "После работы"
Кадр из фильма "После работы"

"Ночь на земле" Джима Джармуша (Night on Earth, 1991). Пять городов, пять ночных таксистов, у которых возникает особенная связь с их пассажирами. Хрупкое подобие отношений, построенное на сиюминутности знакомства и меланхолично-лиричном ночном волшебстве — позволяющем больше и настраивающем на философский лад. Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Париж, Рим и Хельсинки. Моя любимая история происходит в Нью-Йорке. Добродушный, простой и в буквальном смысле слова нездешний (родом из Дрездена) таксист Хельмут Грокенбергер берёт пассажира — парня по имени Йо-Йо — при том, что и города не знает, и водить как следует не умеет. Возмущённый пассажир сначала ругается и даже сам садится за руль, но постепенно проникается к Хельмуту добрым чувством. Оказывается, таксист — в прошлом цирковой клоун и совершенно не практичный человек, тоскующий по своей прежней работе. "Мне нужны деньги, но они не имеют значения" — говорит Хельмут, принимая плату за проезд и не пересчитывая её... Остальные истории узнаете, посмотрев кино.

Кадр из фильма "Ночь на земле"
Кадр из фильма "Ночь на земле"

"Кентавр" (2023) Кирилла Кемница. У режиссёра есть чему поучиться. Когда не получается снимать кино — надо просто пригласить на главную роль артиста, который в кадре — как кошка на сцене: на все недостатки можно закрыть глаза и просто смотреть на Юру Борисова.

Таксист по имени Саша работает только ночью, чувствует машину как самого себя и видит (или думает, что видит) насквозь своих клиентов. Убийственно спокойным голосом он беседует с каждым своим пассажиром. (К сценаристу есть большие вопросы, но Борисов своей игрой вытягивает местами откровенно убогую драматургию.) Завязка происходит в тот момент, когда к Саше в такси садится эскортница Лизавета и просит покатать её всю ночь за хорошее вознаграждение. Так ей и хлопот с вызовом такси меньше, и безопаснее — поскольку в городе орудует маньяк, а Саша, сразу видно, парень безобидный...

Все пишут про леденящий душу триллер и сюжетный твист. Мой вам совет: многого не ждите. Но игра Юры Борисова великолепна как всегда, ни одной фальшивой ноты. Ради неё точно стоит посмотреть.

Официальный постер к фильму "Кентавр"
Официальный постер к фильму "Кентавр"