Найти тему
Мекленбургский Петербуржец

🔴🇩🇪📰(+)SZ: «Постколониализм: если бы все мы были коренными жителями» (перевод с немецкого)

Обзор немецких медиа

🗞(+)Süddeutsche Zeitung в статье «Постколониализм: если бы все мы были коренными жителями» рассказывает о то, что постколониальные левые проявляют солидарность против Израиля вместе с автократами, мясниками и шарлатанами. О конце освободительного движения. Уровень упоротости: высокий 🔴

Когда речь идёт о Палестине, культурная апроприация допускается в исключительных случаях: демонстранты на митинге в Мадриде © David Canales/Imago/Zuma Wire
Когда речь идёт о Палестине, культурная апроприация допускается в исключительных случаях: демонстранты на митинге в Мадриде © David Canales/Imago/Zuma Wire

Есть вещи, о которых не плачут: ты растерян, потрясён, голова гудит, как можно плакать. Например, недавно в Instagram распространилась картинка, на которой были изображены силуэты трёх мужчин с парашютами, а под этой аллюзией на террористический рейд ХАМАСа было написано: «Вот как выглядит деколонизация».

С тех пор Instagram удалил это изображение, оно исчезло из сети, но не исчезло из памяти. И в руинах старых уверенностей всплывает в памяти отрывок из Мишеля Фуко. Главный вдохновитель сегодняшних постколониальных левых писал в 1984 году, что по отношению к власти не существует «единого места Великого Отказа - души бунта, средоточия восстаний, чистого закона революционера». Но есть индивидуальные сопротивления: возможные, необходимые, невероятные, спонтанные, дикие, одинокие, согласованные, просящие, насильственные, непримиримые, компромиссные, заинтересованные или жертвенные сопротивления.

Если посмотреть на всемирный энтузиазм борцов за свободу ХАМАС, то якобы именно там находится «очаг восстаний», где наконец-то можно что-то сделать против власти, против угнетения как такового. Что приводит к вопросу о том, где, чёрт возьми, постколониальная теория свернула не туда.

Вот, например, женщина, разместившая фотографию с парашютистами. Согласно её самоописанию, она - «деколониальный» микробиолог, чьи исследования микробиологических сообществ призваны способствовать пониманию того, как можно ликвидировать «угнетающие системы». В природе, пишет она, не существует бинарных различий: «Мы используем такие ярлыки, как положительный/отрицательный или хороший/плохой, чтобы обозначить людей как отличных от нас, что создаёт иерархию высшего/низшего».

Она пропагандирует в кривых шрифтах осознание того, что человек един с природой, укоренённость в сообществах и местных традициях, «космическую анархию». Она сообщает о «современной» медицине, используя перевёрнутые запятые, которая, по её словам, является конструкцией, придуманной для угнетения, которое должно быть преодолено, как и законы, капитализм и особенно: «колониальное государство поселенцев» Израиль. Замечательно: всё едино, всё могло бы быть едино, если бы только Израиль был уничтожен.

Другой пример: Индия. Правящая там партия, националистическая BJP, в настоящее время превращает страну в автократию. Легитимность этого она черпает из трансформации индуистской традиции. Согласно государственной интерпретации, индийское мышление, в отличие от западного, характеризуется монистическим, «холистическим» взглядом на мир, не исключающим божественного начала. Критика этого с позиций западного секуляризма, указание на то, что конечные принципы почти неизбежно ведут к авторитарному правлению, является актом гегемонистского насилия, утверждают теоретики постколониальной Индии.

BJP, обрадованная поддержкой, внедряет «ведические науки» в образование и медицину. Во время пандемии государство пропагандировало аюрведические псевдолекарства и преследовало критиков, указывавших на неэффективность препаратов, опасность поражения печени. Для «деколониального» микробиолога эти критики, вероятно, были бы расистами, а обращение к местным сообществам - успешной «деколонизацией» медицинского знания.

Существует также выступление в сентябре 2022 года, процитированное Адамом Собочинским в его недавно вышедшей книге «Страна грёз». В ней речь шла о «неоколониальной системе», которая грабит мир «во имя господства доллара и технологического диктата». Процветание Запада «не основано на собственном труде», его агрессия направлена «против независимых государств, против традиционных ценностей и независимых культур». Он разрушает целые страны, несёт ответственность за «гуманитарные катастрофы, нищету, руины, миллионы разрушенных человеческих судеб, террористические анклавы, зоны социальной бедности, протектораты, колонии и полуколонии» [а чО, не так? 🤔— прим. «Мекленбургского Петербуржца»]. Разговоры западных элит о демократии лишь способствуют развитию деспотизма и апартеида; их структурная характеристика - лицемерие. В конце речи, которая не привлекла бы внимания на студенческом конгрессе по постколониализму, докладчик объявил о присоединении четырёх украинских территорий к российской территории. Его звали Владимир Путин.

Российский президент понял, где можно нанести удар Западу на сцене международной дипломатии: в своей «антиимпериалистической» самокритике, которая заходит так далеко, что из-за неё он предаёт свои собственные ценности - например, гуманизм. Слишком много левых сегодня холодно подсчитывают человеческие жизни по обе стороны забора между Израилем и Газой.

Пришло время противопоставить постколониализму внутри левых: идею общего человечества, «радикальный универсализм» (Омри Боэм), утопии прощения. В противном случае постколониализм будет всё больше превращаться в то, чем он отчасти уже является сегодня, - в теоретический цемент между русофобами, конспирологами, эзотериками и «критиками Израиля», между империалистами и антиимпериалистами, левыми и правыми.

Его достоинства неоспоримы: В 1961 г. Франц Фанон в книге «Проклятые земли» призвал жителей «третьего мира», как его тогда ещё называли, освободиться от интернализованных расистских приписываний Запада. В 1978 г. палестинский теоретик литературы Эдвард Саид обвинил западный мир в изобретении идеи «Востока» - тёмного, знойного, полного приключений и мистицизма места, якобы далёкого от разума и просвещения, на которое они претендуют исключительно сами.

В западном представлении «Восток» означал не только чувственную привлекательность, но и опасность © imago images/Pictures From History
В западном представлении «Восток» означал не только чувственную привлекательность, но и опасность © imago images/Pictures From History

Постколониальное мышление вернуло доверие к народам, покинутым колониализмом. Оно также освободило Запад от некоторых предрассудков, научило его смирению. Оно растворило расистские атрибуции - но затем создало новые. Постколониальные теоретики и кураторы часто увлекаются другими формами знания, ритуалами и духовностью. Рационалистические традиции чужих народов вызывают меньший интерес, возможно, из-за боязни узнать в другом только себя. Рационализм - это якобы презумпция Запада. Таким образом, ориентализм возвращается через чёрный ход.

Согласно этой логике, настоящих универсальных стандартов не существует. А если и существуют, то это якобы замаскированные манёвры той силы, которая пытается установить контроль над миром, задавая стандарты и правила игры - как это делал и продолжает делать Запад, сам не придерживаясь этих правил. Когда универсальные категории посредничества отброшены, остаётся бинарность: Запад против глобального Юга, привилегированные против угнетателей, поселенцы против колонизированных. Между ними - укреплённый военными силами забор.

Если закрыть глаза на детали, эту матрицу можно практически идеально применить к конфликту в Газе. Таким образом, он отрывается от своей конкретной политико-исторической формации и приобретает абсолютный характер - борьба добра со злом. Перспективы примирения нет, есть только полная победа Израиля.

К чему приводит недоверие к объективному описанию, демонстрирует один из постов в Instagram климатического движения «Fridays for Future». Активисты, призвавшие в январе к «интифаде» против Израиля, теперь объясняют «промывание мозгов» западными СМИ, которые якобы «НЕ нейтральны», и никогда не узнают правду о том, «как Израиль стал государством через поселенческий колониализм и кражу коренных палестинских земель». (Разве евреи, проживающие на этой территории около 3000 лет, не должны также иметь право на почётное звание «коренных»? Или это часть «расистской повестки дня» «прессы»?)

Или Джудит Батлер. После серии убийств, совершённых ХАМАС, она опубликовала в London Review of Books текст, в котором написала, что можно оплакивать погибших, но при этом не нужно размышлять о сложной истории конфликта, не нужно ссылаться на страдания палестинцев, не нужно «контекстуализировать». В то же время, необходимо осмыслить контекст и поставить под сомнение «фрейминг» конфликта в СМИ. Так что же теперь, контекстуализировать или нет? Наверное, это тоже зависит от контекста.

Текст Батлер «Компас скорби» - это отголосок постколониальной теории. Анна Майр в Die Zeit нашла, что в нём «ничего нет». Возможно, потому, что Батлер сама затронута - она еврейка. Это её собственное горе, её собственный страх, который она должна контекстуализировать. Возможно, это просто не работает.

Если да, то постколониализм, как проект Запада, преисполненного уверенности в себе и опьянённого дикими восточными мучениками, непреднамеренно деколонизировал бы себя от мира. Это было бы началом.

Автор: Филипп Боверманн. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец».

@Mecklenburger_Petersburger

P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: честно сказать, я вроде бы не дурак и с учёной степенью, а так до конца и не понял, что этот заумный автор-интеллектуал хотел сказать. 🤔

🎚Об упорометре канала «Мекленбургский Петербуржец» 🟤🔴🟠🟡🟢🔵

🤝Поддержать проект «Мекленбургский Петербуржец»