Найти в Дзене
История и культура Евразии

Царскосельская железная дорога как начало / железная дорога Санкт-Петербург-Москва как продолжение

Оглавление

Франц Герстнер и первая железная дорога в России

К 1830-м годам, в Российской империи назрела необходимость строительства железных дорог. Этого требовали обширные пространства и прогресс. В 1834 году чугунная железная дорога открыта на заводе Демидова.

В 1834 году в Россию прибыл австрийский инженер Франц Антон фон Герстнер, который построил первую железную дорогу в Австрии. Австриец лично встретился с императором Николаем I/ Eбедил в необходимости строительства железной дороги.

Франц Антон риттер фон Герстнер (ок. 1795, Прага — 1840, Филадельфия) — австрийский инженер, строитель железных дорог; стоял у истоков железнодорожного сообщения на территории Австрии и России
Франц Антон риттер фон Герстнер (ок. 1795, Прага — 1840, Филадельфия) — австрийский инженер, строитель железных дорог; стоял у истоков железнодорожного сообщения на территории Австрии и России

Строительство железной дороги от Петербурга до Царского Села финансировала частная акционерная компания. Владел граф Алексей Алексеевич Бобринский.

Граф Алексей Алексеевич Бобринский (Бобринской; 6 [17] января 1800, Санкт-Петербург — 7 [19] октября 1868, Смела) — внук Екатерины II, крупнейший деятель сельского хозяйства, зачинатель сахарной промышленности в Российской империи
Граф Алексей Алексеевич Бобринский (Бобринской; 6 [17] января 1800, Санкт-Петербург — 7 [19] октября 1868, Смела) — внук Екатерины II, крупнейший деятель сельского хозяйства, зачинатель сахарной промышленности в Российской империи

В 1836 году строительство дороги началось силами 3000 крепостных и 1500 солдат. Рельсы и подвижной состав закупали в Бельгии и Британии. Расходы росли. Деньги в размере 5 миллионов рублей пришлось занимать у государства.

Движение на участке Царское Село — Павловск открылось 22 мая 1838 года.

Царскосельская железная дорога. Раскрашенная литография. 1837
Царскосельская железная дорога. Раскрашенная литография. 1837

Все перипетии строительства дороги отображены в юмористической форме в фильме "Чокнутые".

Москву и Санкт-Петербург связала железная дорога

В 1839 году возникла идея уже строительства железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. Для получения опыта в США послали инженеров Мельникова и Николая Крафта.

Павел Петрович Мельников (22 июля [3 августа] 1804, Москва — 22 июля [3 августа] 1880, Любань) — русский учёный-механик и инженер-генерал, один из авторов проекта железной дороги Санкт-Петербург — Москва, первый министр путей сообщения Российской империи (1865—1869)
Павел Петрович Мельников (22 июля [3 августа] 1804, Москва — 22 июля [3 августа] 1880, Любань) — русский учёный-механик и инженер-генерал, один из авторов проекта железной дороги Санкт-Петербург — Москва, первый министр путей сообщения Российской империи (1865—1869)

В феврале 1842 года Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург-Москва.

Подвижной состав решили не закупать а производить самим на Александровском чугунолитейном заводе в Санкт-Петербурге. Строительство началось летом 1843 года.

19 (31) августа 1851 года по дороге проехал сам император с семьей. В Москву добрались за 19 часов. Движение было открыто.

После этого железные дороги стали строить много, и во всех направлениях. В 1891 году началось осуществление грандиозного проекта - Транссибирской магистрали.

Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, и даже может быть подпиской! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!