Найти в Дзене
История и культура Евразии

Стройка "века" Российской империи - Транссибирская магистраль

Наверное строительство Транссибирской магистрали является самым масштабным строительным проектом Российской империи, СССР и современной Российской Федерации, попеременно сменявших друг друга.

Строительство магистрали началось еще в 1891 году. А продолжают по сути строить до сих пор.

Транссиби́рская железнодорóжная магистрáль (Трансси́б), Вели́кий Сиби́рский Путь (историческое название) — железная дорога через Евразию, соединяющая Москву с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами России. Длина магистрали 9288,2 км, это самая длинная железная дорога в мире. Высшая точка пути: Яблоновый перевал (1019 м над уровнем моря). В 2002 году завершена полная электрификация.
Транссиби́рская железнодорóжная магистрáль (Трансси́б), Вели́кий Сиби́рский Путь (историческое название) — железная дорога через Евразию, соединяющая Москву с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами России. Длина магистрали 9288,2 км, это самая длинная железная дорога в мире. Высшая точка пути: Яблоновый перевал (1019 м над уровнем моря). В 2002 году завершена полная электрификация.

Идея магистрали возникла еще в середине 19 века. Бурное промышленное развитие европейской части России явно не совпадало с патриархальной Сибирью, которая во многом отставала от центральных губерний.

К тому же военное положение Дальнего Востока требовало возможности быстрой переброски войск.

Но строительство магистрали долго откладывалось, так как это требовало сотни миллионов рублей. А еще не откуда было взять тысячи рабочих рук. И это еще не учитывая тяжелых климатических условий в которых надо было строить.

Но в 1860 году был построен Владивосток, который требовал постоянного внимания как главный административно-военный центр Дальнего Востока.

Необходимость строительства Транссибирской магистрали стала очевидной.

В 1887 году снаряжаются три экспедиции - Среднесибирская, Забайкальская и Уссурийская.

Каждая экспедиция прошла огромные расстояния по труднопроходимым местам, чтобы определить наиболее лучший вариант маршрута прокладки магистрали.

Наиболее тщательную рекогносцировку провели в Среднесибирской экспедиции под руководством Н.Меженинова.

Меженинов Николай Павлович (10 марта 1838 года, Мишино, Рязанская губерния — 27 ноября 1901 года, Санкт-Петербург) — российский инженер-путеец. Начальник экспедиции по проведению изысканий и начальник строительства Средне-Сибирской железной дороги Великого Сибирского пути (1887—1896). Тайный советник (1900).
Меженинов Николай Павлович (10 марта 1838 года, Мишино, Рязанская губерния — 27 ноября 1901 года, Санкт-Петербург) — российский инженер-путеец. Начальник экспедиции по проведению изысканий и начальник строительства Средне-Сибирской железной дороги Великого Сибирского пути (1887—1896). Тайный советник (1900).

Меженинов предложил строить железную дорогу до Оби, а затем тянуть ее до Иркутска. Этот план был признан наиболее практичным.

Для строительства магистрали закупили американские землеройные машины, которые в наиболее удобных местах помогали строить дорогу. Но таких мест было мало. В основном строили вручную, так как в условиях вечной мерзлоты часто не могла проехать даже телега.

Для экономии на несколько сантиметров сузили железнодорожную насыпь, и уменьшили слой земли под шпалами. Для строительства использовались облегченные рельсы, количество шпал уменьшили в полтора раза. Большинство мостов на дороге были деревянные.

Темп строительства был задан хороший - 500-600 километров в год.

Строили дорогу все сословия, в том числе и каторжники.

Во время строительства Транссибирской магистрали министр финансов С.Витте настоял на том, чтобы средний участок магистрали проложили южнее - в Маньчжурии, которая принадлежала Китаю.

Серге́й Ю́льевич Ви́тте (17 [29] июня 1849, Тифлис — 28 февраля [13 марта] 1915, Петроград) — русский государственный деятель, министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892—1903), председатель Комитета министров (1903—1906), председатель Совета министров (1905—1906). Добился введения в России «золотого стандарта» (1897), способствовал притоку в Россию капиталов из-за рубежа, поощрял инвестиции в железнодорожное строительство (в том числе Великий Сибирский путь). Деятельность Витте привела к резкому ускорению темпов промышленного роста в Российской империи, за что его прозвали «дедушкой русской индустриализации». Противник начала войны с Японией и главный переговорщик со стороны России при заключении Портсмутского мира. Фактический автор манифеста 17 октября 1905 года, который предполагал начало трансформации России в конституционную монархию. Действительный тайный советник (с 1899 года), член Государственного совета (с 1903 года). Автор многотомных мемуаров.
Серге́й Ю́льевич Ви́тте (17 [29] июня 1849, Тифлис — 28 февраля [13 марта] 1915, Петроград) — русский государственный деятель, министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892—1903), председатель Комитета министров (1903—1906), председатель Совета министров (1905—1906). Добился введения в России «золотого стандарта» (1897), способствовал притоку в Россию капиталов из-за рубежа, поощрял инвестиции в железнодорожное строительство (в том числе Великий Сибирский путь). Деятельность Витте привела к резкому ускорению темпов промышленного роста в Российской империи, за что его прозвали «дедушкой русской индустриализации». Противник начала войны с Японией и главный переговорщик со стороны России при заключении Портсмутского мира. Фактический автор манифеста 17 октября 1905 года, который предполагал начало трансформации России в конституционную монархию. Действительный тайный советник (с 1899 года), член Государственного совета (с 1903 года). Автор многотомных мемуаров.

В 1896 году было заключено соглашение между Российской и Циньской империями о строительстве Китайской-Восточной дороги. А в 1897 году началось ее строительство, которое стало одной из причин войны между Японией и Российской империей в 1904-1905 годах. Японцы были сильно недовольны строительством российской железной дороги в Маньчжурии, которую японцы считали своей вотчиной. Но дорогу достроили к 1904 году.

К 1905 году построили и Кругобайкальскую железную дорогу. Она позволила ускорить движение поездов, так как раньше железная дорога оканчивалась на берегу Байкала и составы по ней ходили только зимой, когда прямо по озеру прокладывали временный путь. Строили ее между прочим сотни итальянских мастеров.

После поражения в русско-японской войне японцы забрали себе часть Китайской-Восточной дороги. Поэтому возникла необходимость строительства недостающей части дороги взамен утерянной в Маньчжурии по российской территории. Ее построили только в 1916 году.

Но проект Транссиба остался в мировой истории как самый протяженный из подобных, и не зря одна французская газета поставила его в один ряд с открытием Колумбом Америки.