Наверное строительство Транссибирской магистрали является самым масштабным строительным проектом Российской империи, СССР и современной Российской Федерации, попеременно сменявших друг друга.
Строительство магистрали началось еще в 1891 году. А продолжают по сути строить до сих пор.
Идея магистрали возникла еще в середине 19 века. Бурное промышленное развитие европейской части России явно не совпадало с патриархальной Сибирью, которая во многом отставала от центральных губерний.
К тому же военное положение Дальнего Востока требовало возможности быстрой переброски войск.
Но строительство магистрали долго откладывалось, так как это требовало сотни миллионов рублей. А еще не откуда было взять тысячи рабочих рук. И это еще не учитывая тяжелых климатических условий в которых надо было строить.
Но в 1860 году был построен Владивосток, который требовал постоянного внимания как главный административно-военный центр Дальнего Востока.
Необходимость строительства Транссибирской магистрали стала очевидной.
В 1887 году снаряжаются три экспедиции - Среднесибирская, Забайкальская и Уссурийская.
Каждая экспедиция прошла огромные расстояния по труднопроходимым местам, чтобы определить наиболее лучший вариант маршрута прокладки магистрали.
Наиболее тщательную рекогносцировку провели в Среднесибирской экспедиции под руководством Н.Меженинова.
Меженинов предложил строить железную дорогу до Оби, а затем тянуть ее до Иркутска. Этот план был признан наиболее практичным.
Для строительства магистрали закупили американские землеройные машины, которые в наиболее удобных местах помогали строить дорогу. Но таких мест было мало. В основном строили вручную, так как в условиях вечной мерзлоты часто не могла проехать даже телега.
Для экономии на несколько сантиметров сузили железнодорожную насыпь, и уменьшили слой земли под шпалами. Для строительства использовались облегченные рельсы, количество шпал уменьшили в полтора раза. Большинство мостов на дороге были деревянные.
Темп строительства был задан хороший - 500-600 километров в год.
Строили дорогу все сословия, в том числе и каторжники.
Во время строительства Транссибирской магистрали министр финансов С.Витте настоял на том, чтобы средний участок магистрали проложили южнее - в Маньчжурии, которая принадлежала Китаю.
В 1896 году было заключено соглашение между Российской и Циньской империями о строительстве Китайской-Восточной дороги. А в 1897 году началось ее строительство, которое стало одной из причин войны между Японией и Российской империей в 1904-1905 годах. Японцы были сильно недовольны строительством российской железной дороги в Маньчжурии, которую японцы считали своей вотчиной. Но дорогу достроили к 1904 году.
К 1905 году построили и Кругобайкальскую железную дорогу. Она позволила ускорить движение поездов, так как раньше железная дорога оканчивалась на берегу Байкала и составы по ней ходили только зимой, когда прямо по озеру прокладывали временный путь. Строили ее между прочим сотни итальянских мастеров.
После поражения в русско-японской войне японцы забрали себе часть Китайской-Восточной дороги. Поэтому возникла необходимость строительства недостающей части дороги взамен утерянной в Маньчжурии по российской территории. Ее построили только в 1916 году.
Но проект Транссиба остался в мировой истории как самый протяженный из подобных, и не зря одна французская газета поставила его в один ряд с открытием Колумбом Америки.