Найти тему

Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста

Автор: А. Н. Митина (учитель-дефектолог МБУ «Центр «Леда», г. Архангельск)

Добавьте описание
Добавьте описание

Содержание термина «дискалькулия» определяется в литературе как специфическое нарушение овладения счетными операциями (А. Гермаковска, Р. И. Лалаева, С. Ю. Кондратьева), как правило, обнаруживаемое на начальной стадии обучения счету. Рассматривается дискалькулия у детей и как специфическое, стойкое нарушение овладения счетными операциями, обусловленное недоразвитием высших психических функций, обеспечивающих процесс овладения математикой у детей (Л. Б. Баряева) [3].

В исследованиях ученых обращается внимание на то, что дискалькулия, как и другие нарушения, ведущие к школьной неуспеваемости (дислексия, дисграфия), чаще всего является следствием психической недостаточности, сенсорных нарушений, нарушений речи, особенно у детей с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД), детским церебральным параличом (ДЦП), задержкой психического развития (ЗПР) [4].

Среди факторов риска по дискалькулии выделяются недоношенность, токсикоз первой и второй половины беременности, асфиксия во время родов, нарушение питания, нарушение раннего психомоторного развития, перенесенные инфекции, хронические болезни, соматическая ослабленность детей.

Симптомы дискалькулии в дошкольном возрасте

  1. Проблемы с обучением счету.
  2. Проблемы, связанные с пониманием, что такое числа.
  3. Неспособность к классификации и измерению: сложно соотнести число с количеством предметов, с реальной жизненной ситуацией, например связать число с возможностью иметь две карамельки, две книги, две тарелки и т. д.
  4. Проблемы с распознаванием цифровых символов, например неспособность связать число «4» с понятием «четыре».
  5. Неправильное написание цифр при их списывании или диктовке.
  6. Дети путают зрительный образ цифр, например 9 с 6 или 3 с 8.
  7. Коверканье почерка: такие дети могут писать цифры вверх тормашками.
  8. Звуковые ошибки: дети путают числа, которые похожи по звучанию, например «девять» и «десять».
  9. Когда просим ребенка с дискалькулией сосчитать, например, от одного до пяти и остановиться, очень часто он не способен определить лимит, дойдя до пяти, и поэтому продолжает считать.
  10. Симптомы, связанные с порядком: при счете от заданного числа, например от 4, ребенок не может начать с данного числа и перечисляет всю последовательность тихим голосом или записывает ее.
  11. Ребенку сложно узнавать и классифицировать объекты по их размерам и формам.

Диагностировать дискалькулию нелегко. Поэтому ответственность ложится прежде всего на сами семьи, которые должны быть начеку при первых симптомах патологии. Необходимо сразу же обратиться к специалисту для постановки диагноза.

Профилактика дискалькулии — это предупреждение возможных отклонений в формировании счетной деятельности, нарушений в овладении лексико-грамматическим строем речи на основе математической терминологии, нарушений в овладении и понимании математической символики.

Особое внимание в профилактике дискалькулии необходимо уделить развитию пальцевого восприятия.

С самых ранних лет необходимо проводить устный счет на пальцах. Ребенку дается задание посчитать свои пальчики. Если ребенок развивается хорошо, то для него это не составит труда. Страдающий дискалькулией путается в своих пальцах, не может провести аналогию с пальцами взрослого.

I. Направления развития пальцевого восприятия:

— подражание с помощью рук и пальцев;

— развитие динамики и координации движений с помощью игр и считалок («Ладушки», «Сорока», «Как пьет птичка» и т. п.);

— пересчет пальцев — прямой и обратный счет.

II. Развитие зрительного восприятия:

— нахождение геометрических фигур;

— сбор пазлов;

— классификация фигур по нескольким признакам;

— ориентирование в пространстве с использованием слова;

— имитация различных действий;

— работа с рисунками — найди лишнее, дорисуй картинку, пройди по лабиринту;

— передача образа на листе бумаги по словесной инструкции.

III. Развитие познавательных функций:

— зрительное восприятие;

— образное восприятие;

— умение классифицировать предметы;

— речеслуховое восприятие — выполнение заданий, воспринимающихся на слух: повторение и имитация различных звуков.

Игровые упражнения для развития познавательных функций: «Дорисуй рисунок», «Сложи рисунок из трех фигур», «Подбери размер и форму», «Сделай так, как я», «Проведи зарядку», «Напой мелодию», «Расставь правильно числа в ряд», «Найди ошибку в ряде чисел».

Способы развития количественных представлений при диагнозе «дискалькулия»

  1. Научить автоматически воспринимать на глаз определенное количество предметов. Они могут являться натуральными объектами или могут быть изображены на рисунке. Главное — они должны иметь разную расцветку и форму.
  2. Учить сравнивать предметы по их количеству, где больше, меньше или равно, по форме, цвету. Главное — все действия проговаривать вслух.
  3. Учить измерять предметы с помощью линейки, весов, проводить сравнение между собой, определять размеры на глаз.

Мы предлагаем вам несколько домашних увлекательных игр и упражнений, которые могут помочь детям с дискалькулией [2].

«Вместе готовим»

Изучите вместе с ребенком рецепт блюда, которое вы собираетесь готовить, и попросите подготовить необходимые ингредиенты. Например, нам нужны 3 картофелины, 3 луковицы, 6 кусочков колбасы. Нарезать овощи на 5 кусков и т. п.

«Часики»

Попросите ребенка, чтобы он сообщил вам определенное время, похвалите его, скажите, что он взрослый и ответственный, наградите ребенка.

Обсудите с ребенком цены. Если мы хотим сэкономить, какие йогурты мы купим: те, что стоят 25 рублей, или за 30 рублей? Похвалите ребенка за помощь.

«Счетовод»

Посчитайте, например, все красные машины, которые вы встретите на своем пути, или ступеньки, или лестницы, по которым вы поднимаетесь и т. п.

«Найди цифру»

Пока вы гуляете, поиграйте с ребенком с цифрами, например, попросите его найти цифру 7 среди номеров домов, номерных знаков автомобилей и т. п.

«Накроем на стол»

Поставьте на стол и распределите тарелки, приборы, стаканы, салфетки, хлеб, чтобы ребенок понял, что каждому нужен полный набор.

Попросите ребенка помочь вам распределить количество чего-либо. Например: как разделить пирожное на 4 одинаковые части для четырех членов семьи?

«Магазин»

Представьте, что ребенок — продавец в магазине. Ему нужно выбрать вещи в доме, которые он хочет вам продать, и установить цену, а также написать ее на ценнике. Вы — покупатель. Это очень полезная игра, с помощью которой вы сможете повторить с ребенком числа, цифры, операции сложения, вычитания. Вы даже можете использовать деньги. Это очень увлекательный подход, чтобы приятно провести время в кругу семьи и учиться играя.

Источники

1. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью. — Киров: МЦНИП, 2013.

2. Воронина Т. П. Дискалькулия, или Почему ребенок плохо считает? — Ростов н/Д: Феникс, 2016.

3. Дискалькулия у детей. Коррекция, упражнения, причины, симптомы, виды дискалькулии, диагностика и определение. — [Электронный ресурс] // cognifit.com: [сайт]. — URL: https://www.cognifit.com/ru/pathology/dyscalculia.

4. Цырулик Н. С. Исследование подходов к происхождению и механизмам дискалькулии в контексте проблемы профилактики трудностей обучения у детей // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: исследования и практика: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых, 14 апреля 2014 г. / под ред. Т. В. Артемьевой. — Казань, 2014.

В нашем издательстве выпущены книги по математическому развитию:

Добавьте описание
Добавьте описание

https://detstvo-press.ru/catalog/po-programmam/1-programmnoe-obespechenie-vospitatelno-obrazovatelnogo-protsessa-v-doo-v-sootvetstvii-s-fgos-do/1-1-obrazovatelnye-programmy1/1-1-1-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-detstvo-i-metodicheskiy-komplekt-k-ney1/УТ000002146/?sphrase_id=146270

Добавьте описание
Добавьте описание

https://detstvo-press.ru/catalog/po-programmam/1-programmnoe-obespechenie-vospitatelno-obrazovatelnogo-protsessa-v-doo-v-sootvetstvii-s-fgos-do/1-1-obrazovatelnye-programmy1/1-1-1-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-detstvo-i-metodicheskiy-komplekt-k-ney1/УТ000002620/

Добавьте описание
Добавьте описание

https://detstvo-press.ru/catalog/po-programmam/1-programmnoe-obespechenie-vospitatelno-obrazovatelnogo-protsessa-v-doo-v-sootvetstvii-s-fgos-do/1-2-partsialnye-programmy/1-2-2-partsialnaya-programma-vmeste-uchimsya-schitat-i-metodicheskiy-komplekt-k-ney1/УТ000000241/?sphrase_id=146271