У Светланы Лавровой в сентябре вышло сразу две новые книги, обе в издательстве "Нигма": сказка для дошкольников и младших школьников "Поросята не летают" и сказка для подростков "Деревья слышат тебя". Сегодня расскажу про первую из них, "Поросята не летают", и это уже четвёртый обзор на книгу Светланы Лавровой в этом году. Ну что тут поделать, если новинки автора выходят быстрее, чем я успеваю о них писать?
Сказка "Поросята не летают", в отличие от большинства книг Светланы Лавровой, адресована не подросткам, а маленьким читателям, думаю, что в основном 6-8-летним детям, прежде всего девочкам. Это история о том, как у болезненного и неуверенного в себе ребёнка появляется домашний питомец, и с его помощью этот ребёнок обретает уверенность в себе, здоровье и заодно учиться дружить и играть с другими детьми. Теперь подробнее.
Главную героиню книжки зовут Маруся, и она не ходит в детский сад, потому что слишком много болеет. Из-за этого она сидит дома с бабушкой, в отличие от родного брата (они двойняшки). Марусе, конечно, скучновато и одиноко, она мечтает хоть о каком-нибудь домашнем питомце, но у нееаллергия на шерсть, так что ни котёнка, ни щенка родители не заводят. Однажды папе приходится взять с собой Марусю на работу, а работает он в НИИ, где проводятся исследования с помощью машины времени. Вот он отправляется с этой машиной времени в миоцен, и там из-за сочетания случайных обстоятельств и неслучайного вмешательства Маруси в кабине их машины времени оказывается доисторический полосатый поросёнок.
А потом они пошли дальше и увидели такое! Такое! У дикой свиньи родились поросята! Настоящие! Много! Они бегали по вольере, как неправильные полосатые котята - полоски располагались не поперёк, а вдоль.
- Почему они полосатые? Они же свинюшки! Или у них папа тигр? - закричала восхищённая Маруся.
- Нет, у них папа кабан. По крайней мере, я надеюсь. А полосочки потом сойдут, когда поросята подрастут. Эти полоски - подарок современным поросятам от древних предков. Когда-то предки свиней были полосатые. И на память об этой расцветке современные поросята рождаются с полосками, - объяснил папа.
- Жалко, что люди не рождаются с полосками, - заметил Матвей. - Если бы дети были полосатые, а взрослые нет, было бы круго! Вот иду я в садик, весь такой полосатый. «P-р-р-р!» - это я рычу, и все думают, что я тигр. И как зарычу на Прохора... Нет, Прохор тоже полосатый.
- И сразу было бы видно, кто ребёнок, а кто взрослый, - подхватила идею Маруся. -
Полосатый - это ребёнок. Полоски сошли - всё, взрослый. А если полоски закрасить...
Тут хочется сделать паузу в рассказе и отметить два обстоятельства, которые мне в этой несерьёзной в общем-то сказке понравились. Первое - это папа детей. Не то чтобы он был слишком погружённым в жизнь детей папой, он вполне обычный - в основном работает и занимается своими делами, но он же учёный! Из-за этого и разговоры у него необычные, а его диалоги с детьми превращаются в целый образовательный марафон. Чего стоит сцена, когда он со своими двойняшками идет в зоопарк и, глядя на современных зверей, рассказывает им какими были звери в миоцене (надо сказать, что вся эта информация не взята с потолка, Лаврова действительно разбирается в доисторической фауне). Эта информация может быть несколько избыточна, даже я запуталась слегка во всех этих палеотрагусах, но ведь умные взрослые так и ведут себя с детьми: не всегда могут разумно дозировать информацию для маленьких, а те всё равно впитывают эти рассказы и умнеют. Второе - это идея машины времени. В большинстве детских сказок, в которых дети пользуются машиной времени, та переносит их в самую гущу событий, даже если дети эти нашли машину времени в провинциальном американском городке на 1000 жителей. Здесь же автор задает очень разумные ограничения: это не машина пространства, а машина времени, так что переносит она в одной и той же точке только во времени, но не отправляет путешественников в Древний Египет или на казнь Жанны Д'Арк. Ну и про эффект бабочки автор читателям мягко напоминает, тоже важная концепция.
- Это сомнительный проект, но вы настаивали, - говорил начальник. - В нашей местности миоценовые отложения отсутствуют, кости гиппарионовой фауны никогда не были найдены. У нас слишком холодно для гиппарионов и палеотрагусов.
- Их просто не искали! - горячился папа. - Все зациклились на брахиоподах и конодонтах, которые могут указывать на полезные ископаемые. Пора заняться наукой, наконец, а не прислуживать нефтегазовым компаниям!
- Нефтегазовые компании финансируют науку, возразил начальник. - А ваших мастодонтов и платибелодонов никто финансировать не будет, потому что какая от них польза экономике? Но вы заинтересовали меня и убедили комиссию, и один запуск в миоцен мы сегодня произведём. Постарайтесь извлечь из него максимум информации, второго не будет.
Возвращаемся к сюжету. Вот у Маруси появился поросёнок, и оказалось, что на доисторического зверя у нее аллергии нет. Так что поросёнка разрешили оставить. С этого момента жизнь Маруси начинает меняться: она больше гуляет, заводит друзей во дворе, вообще становится более активной, самостоятельной и волевой. В конце книги Маруся благодаря одной необычной встрече становится здоровой и идёт в первый класс. И здесь можно сделать еще одно короткое отступление и похвалить автора за очень хорошее описание детской игры, когда ее сюжет выходит за пределы повседневности и дети могут совершать кругосветные путешествия, даже не вылезая из песочницы (некоторые главы как раз посвящены описаниям вот таких "путешествий").
Поросёнок Мика в этой сказке - классический сказочный персонаж. Во-первых, она умна не по-поросячьи, а прямо-таки по-человечьи, даже понимает человеческий язык с первого дня общения с людьми. Во-вторых, она может делать то, что ни одна свинья не умеет, например, летать, когда это очень уж нужно. По сути Мика - это такой волшебный помощник, благодаря которому главный герой добирается до неожиданных высот и добивается всего, что только можно. И хотя у Лавровой свой стиль и своеобразные персонажи, во время чтения этой сказки я неоднократно вспоминала тексты Успенского: у него тоже постоянно встречается это сочетание ребенка, жизнь которого исправляется, юмора, в том числе не вполне детского, и фантастических допущений, в том числе совершенно гиперболизированных. Если уж летать - то даже поросятам.
Бабушка никогда Марусю одну дома не оставляла. Она считала: как только ребёнок останется без взрослых, так сразу случится пожар или придут воры и всё в квартире украдут. Бабушка лишь иногда, не каждый день, спускалась с восьмого этажа на первый за почтой. И Маруся оставалась одна минуты на три, а то и на четыре. Это называлось «воспитывать в ребёнке самостоятельность». Перед этим бабушка всегда рассказывала Марусе, что нельзя открывать дверь незнакомым людям, что вот одна девочка открыла дверь, а там Бармалей... или Серый Волк, или воры и бандиты - варианты разные. Сегодня была очередь воров-бандитов. Бабушка рассказала очередную страшную историю про девочку и воров-бандитов и выскочила за почтой.
Но Лаврова не была бы собой, если бы не стала поднимать в книжке вполне серьёзных тем. Этих тем тут как минимум две, обе довольно острые и болезненные.
Первая - это взаимоотношения сиблингов. Я уже выше упомянула, что у девочки Маруси есть брат, родившийся на 45 минут раньше нее, который ходит в детский сад. В отличие от Маруси, он сильный, высокий, здоровый, шумный. Однако он постоянно подозревает, что родители любят Марусю больше, чем его: бабушка с ней сидит, в сад её ходить не заставляют, и Мика, хотя и живёт со всей семьёй в квартире, всё же животное Маруси. Мальчику обидно и он ревнует! Затем в сюжете описывается ситуация, в которой брат с сестрой сблизились и сдружились, однако остается понятным, что у ситуации нет ни окончательного, ни идеального решения. Да, в большинстве случаев сиблинги делят родительское внимание и порой подозревают, что кого-то из них любят больше.
Вторая тема еще сложнее и связана она со смертью. Здесь я перескажу сюжетный эпизод, надеюсь, что читатели простят меня за этот спойлер. Все же в основном мои статьи о детской литературе читают родители, которые выбирают книгу детям, а не те, кто читает сказки для удовольствия. В одной из глав Маруся с бабушкой встречаются с бабушкиной одноклассницей, которая приглашает их к себе в гости. Во время встречи подруга оставалась весёлой и беззаботной, все время говорила, что ничем и никогда не болеет и будет жить 300 лет. В конце же подарила Марусе множество ценных подарков. Вернувшись домой, Маруся с бабушкой показали эти подарки родителям, и из намёков и недоговорок взрослый читатель книги поймет вполне однозначно: видимо, у подруги терминальная стадия рака или другой опасное заболевание, жить ей осталось совсем недолго, своих детей нет - вот ей и в радость было одарить Марусю. Поймёт ли читатель-ребёнок, я, честно говоря, не знаю, зависит от ребёнка и его опыта.
Признаться, я сначала даже расстроилась из-за этого эпизода, он мне показался каким-то ненужным в этой сказке. Ну как будто автору просто очень важно было поговорить на эту тему - и она вставила в историю дополнительный сюжет, никак эту историю не двигающий. А потом я подумала еще немного и поняла, что была не права. Ведь этот эпизод реально двигает сюжет: благодаря одному из случайных подарков этой бабушки Лены девочка Маруся перестала болеть. То есть в этой сказке работают типичные сказочные мотивы: волшебные помощники, волшебные дары, а герой, если правильно на них реагирует, получает всё сполна. И дары эти понятно, почему оказались волшебными: бабушка Лена в двух шагах от ухода в другой мир, она очень искреннее хотела порадовать ребёнка. Вот и получилось неожиданное и хорошее волшебство! И ушла она из жизни не бессмысленно, а сделав большое доброе дело для ребенка.
В заключение стоит добавить, что сказка, как и обычно у Лавровой, полна юмора и шуток, это очень весёлая история, несмотря на все серьёзные вопросы, которые автор решает предложить своим читателям.
***
Напомню, что в прошлый раз я рассказывала о сказка Светланы Лавровой "Семь дней до сакуры", адресованной младшим подросткам.
***
Заинтересовала ли вас эта сказка? Какие современные сказочники нравятся вашим детям?