Вот что ни говорите, а всё-таки стали мы очень зависимые от всяких там штучек… Ноутбуков всяких. Раньше оно как? Пришла с работы – побудь, наконец, женщиной! Полы помой там, ужин навари, постирушку какую-никакую устрой. И тебе разминка, и семье польза, и мужу в глаза посмотреть не стыдно!
А сейчас?! Я вас спрашиваю! Сейчас с работы пришла – и фактически сразу ушла. В интернеты свои. То фотки какие-то пихает, то строчит что-то. Не женщина, а печатная машинка. Зёма вон тоже недоволен: постоянно к нему в нос лезет одна там женщина с телефоном. Думает, что она, как та обезьяна… Ну, знаете… не помню кто сказал: «Если обезьяну посадить за печатную машинку и заставить ее хаотично печатать буквы, то через какое-то время она случайно напишет «Войну и мир». Цитата не точная, но женщина мечтает, что когда-то и она из десяти тысяч фотографий Зёмы создаст шедевр.
Как будто Зёма не сам по себе шедевр, ей-богу. Наивная же женщина! Из цитаты ей пока удаётся первая часть – про обезьяну. Точка.
Так вот, значит, гаджеты. Очень уж эта женщина от них зависимая. Вот, например, накрылся ноутбук – и всё, «фильм тугади». Это в Узбекистане такой фразой заканчивались все фильмы местного производства. Впрочем, и не местного тоже. Я как-то по кабельному «Терминатора» смотрела. Вот, значит, смотришь, переживаешь даже. Суровый гундосый голос говорит в конце бессмертное «Айл би бэк», ты готова утереть скупую слезу кулаком, титры пошли… И тут бац – выскакивает надпись «Фильм тугади». И так всегда неожиданно, что как-то сразу понимаешь – действительно, тугади. Встаёшь и идешь спать.
Сейчас бы тоже, по-хорошему, надо идти спать, но такая удача: сыночка в кои-то веки ушел гулять, и я ринулась за его компьютер. Радости полные штаны!
Нормальная яжмать будет ругаться, мол, куда на ночь глядя?! Ты что, там холодно, снег, дождь, ветер, надень шапку, шарф, перчатки, теплые подштанники на меху! Но когда я была нормальной?
Когда ребенок сообщил:
- Я гулять… Там сильно холодно?
Я нетерпеливо фыркнула, что нормально там, уши не отвалятся. Но можно надеть шапку. А сама на рысях рванула на кухню к компу. С тайной радостью, что сынуля погуляет подольше.
И сразу знаете что? В почту. Своего-то у меня ничего нового, как ни странно, а вот в почте давненько лежат несколько писем. И два из них – от Татьяны, подопечной Бон-Бона Великолепного.
Помнится, под ее письмами развернулись бурные переговоры и восторги Татьяниным зимним садом. Опять же, знаете, когда женщина откровенно делится своей мечтой – приобрести не колечко с брульянтом, не норковую шубку, а буровой инструмент (а может, не буровой, я точно не помню) – это не может не вызывать восхищения.
К слову, оказалось, что качественный набор слесарных, столярных и прочих инструментов – мечта не одного десятка женщин! Так что, мужчины! Бросьте переживать по поводу финансов на брульянты и яхонты. Купите вашей ба… женщине чемодан с отвертками и посмотрите на её сияющие глаза!
Считаете, не слишком женственно? Ой, ну я не знаю… Ну приклейте туда брульянт, в конце концов. Будет вах-вах-какая-красота! Это я вам как ба… женщина говорю! Я давно выцыганила себе молоточек с розовенькой прорезиненной ручкой, плоскогубцы с голубенькой и набор чудесных отверточек, блестящих таких. Ну класс же, правда? И скажите, что вы мне не завидуете!
Но продолжим. Татьяна любезно согласилась написать продолжение. Там как раз про инструмент. Шанцевый. По-моему, именно так называется лопата по-научному?
Погнали.
- Вот и купила я настоящую лопату и еще массу всяких приспособлений для работы на земле. Кое-что подарили сердобольные граждане, которые видели меня на будущей клумбе - растерянную и расстроенную. Знаете такое выражение: «Стоит, руки коромыслом»? Вот это про меня в то время.
Вообще-то, я думала, это загадка про самовар. Оказывается – нет! Про Татьяну!
А кстати. Не знаете, где взять таких соседей, чтобы вышла такая на клумбу, а тебе раз – и лопату! Я б знаете, сколько насобирала бы! Я умею делать печальные глаза и руки коромыслом! Лопата – она же всегда пригодится, правда?
- Более 20 лет в этих несчастных палисадниках никто ничего не копал и не удобрял, земля почти вся состоит из глины, утрамбованной так, будто там располагался ипподром. Но я ж настойчивая, если уперлась – не подвинешь. Однако, все же надо не только руками работать, но и головой, создать, иначе говоря, план действий. Проработать тактику и стратегию, оценить риски и перспективы, взвесить все последствия.
О! Я вспомнила. Ща будет опять про моё босоногое детство.
Было нам с подружкой лет по одиннадцать, пожалуй. Не помню, перегрелись мы или ударились обо что, но нам пришла в голову идея. Даже нет, не так. ИДЕЯ!
Решили мы с ней посадить огород. Да не просто какой-то там огород с огурцами (на кой, если этих овощей полные базары!), а прямо-таки сад. С цветами, дорожками, беседкой и фонтаном. А вокруг чтобы высокий резной забор, увитый чем-то красивым. Например, виноградом. В крайнем случае были согласны на вьюнок.
И начали, разумеется, с плана действий… Впрочем, нет. Это тянет на отдельный рассказ, и я обязательно когда-нибудь вам его расскажу! А сегодня – письмо Татьяны. Продолжаем.
- Но… гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Когда я всю зиму перед началом посадочно-посевной кампании, искала в инете разные советы и любовалась на цветущую роскошь бывалых садоводов – все было не так уж и страшно. То есть, казалось таким. Я горячо и многословно рассказывала Боне, как я все там сделаю, как расцветут цветы на альпийских горках, как я буду важно выгибать грудь и говорить: «А вот я смогла, я сделала, это все я!»
Знаете… вот на этом месте я Татьяне здорово позавидовала. Ей вот есть что выгибать, понимаете?! А я могу посадить сто тысяч левкоев, и они расцветут бурным цветом! А выгнуть-то мне нечего!!! Ы-ы-ы-ы-ы! *поплакала*
Но вообще, конечно, я понимаю. Интернеты ваши как посмотришь – всё кажется простым и незамысловатым. Подумаешь, карман вшить. Подумаешь, кошке накидку связать. Подумаешь – горшок слепить! Да это я легко! Да это мне раз плюнуть!
А потом садишься такая… Берешь в руки крючок или там спицы…
Всё, не хочу больше расстраиваться.
- Боня усмехался и откровенно не верил. Летом как-то не получалось начать основательно: то того нет, то это не выходит. Нет, я успела сломать новенькую красивенькую лопаточку, попытавшись воткнуть ее в почву, а как же.
Ну во-о-о-от! Татьяна, ну как же так?! Лопату! Новую! Ну бли-и-и-ин! Ну обидно же, ей-богу!
- Вместе с попыткой копания пришло и понимание того, что нужен помощник. Нет. Два, а лучше три. А еще шланги, поскольку красивенькой леечкой много не наполиваешь на 100 кв. м.
А вот тут не соглашусь! Наполивать можно прилично, между прочим. Это я вам как наполивальщик говорю! У моих обожаемых свекров огород – ого-го какой огород! Шлангов нет, а колодец есть. К тому же бабуля настаивает, что поливать огурцы требуется тепленькой водичкой! А то им стресс: после дневной жары да колодезная вода! Вот вы когда-нибудь видали стрессующий огурец?! А бабуля видала! У неё стаж и опыт, между прочим!
Поэтому свёкор днем наполняет много-много красивых леек водичкой, она там греется, а вечером ею поливают трепетные огурцы. Я прям так и слышу:
- О, тёпленькая пошла!
Правда, разницы во вкусе огурца бабулиного и обычного – со стрессом – я не наблюдала… Но наполивать могу. Деваться-то всё равно некуда.
- А еще куча запасных перчаток, потому что рвутся. А еще ключи от подвалов, чтобы там весь инвентарь хранить. А еще…да много чего еще надо было мне приобрести и много чего узнать и испытать. Мои мечты о том, как я выйду в палисадник и буду изящно поливать цветочки из новейшего, современнейшего шланга – понемногу испарялись.
Вот это я понимаю, у человека мечта – сад посадить! Все мои порывы что-то там посадить обычно завершаются на стадии цветочного горшка. А уж чтобы выйти на улицу и копать палисадник – это сверх моих не то что возможностей, а даже фантазий. Татьяна – мой герой!
- Да-а-а… Галошки и перчаточки, кофточка и шляпка а-ля пейзан, где вы? Сначала-то я так прямо и тащилась домой, в грязных галошках и с лопатами наперевес, чем вызывала здоровое недоумение соседей. Понимаю их, очень понимаю. Те, кто знал меня до 80-х годов, почти все ушли в иной мир, или переехали, а в 90-е меня там практически не было.
Тогда никого особо и не интересовало ничего, разве что машины, на которых приезжала, привлекали внимание. Костюмы и каблуки тоже, конечно, обсуждались – поэтому старалась побыстрее зайти-выйти. Проскочу с сумками продуктов маме и обратно. Но не заметить меня было все же нельзя.
Нулевые начались с костылей, а тут вдруг – с лопатой и в галошах. Да уж.
Костюмы и каблуки… Да, было время – обсуждалось! А мне нынешняя мода, знаете, нравится. Обескураживает порой, конечно… Но нравится! Хотя её и модой-то с натяжкой можно назвать. Главным образом потому, что вкуса в одежде у меня не было отродясь. Вот маман – да, её считали иконой стиля в пределах организации, между прочим! Всегда всё в тон, в цвет, в стиль и так далее. Если платье - обязательно каблуки. Если пиджак длинный – юбка не в пол! И никаких блестюшек! Ни в коем случае! Никаких «цыганских» штучек!
Сестра моя тоже унаследовала чувство стиля и сдержанность в одежде. Ничего лишнего – хоть на подиум.
А потом родилась я. И, как говорится, что выросло – то выросло. Маман всю мою сознательную жизни пыталась привить мне умение прилично одеваться. Прививка не сработала. Я всегда любила дикие сочетания цвета и фактуры, не говоря уж о том, что спокойно могла надеть кроссовки с вязаной юбкой. Это сейчас не вызывает ужаса, а вот три десятка лет назад выглядело, мягко говоря, моветоном. А уж то синее дутое пальто в пол маман до сих пор вспоминает с содроганием… Как я любила это синее пальто! И пусть я в нём выглядела ходячим надувным матрасом, это мне не мешало чувствовать себя сногсшибательной красоткой!
Вот сногсшибательно я действительно выглядела… правда, к красоте это не имело ни малейшего отношения. Поэтому, повторюсь, мне нравится нынешняя мода.
- Не понимал меня и Боня. Удивлялся и даже, страшно сказать, осуждал. Каждый раз после моего вваливания в квартиру, в измазанном и зачумленном виде, Боня говорил мне: «Ну что вот это такое?! Грязи-то, грязи сколько нанесла! А пахнет от тебя как! Я не люблю твои кремы и духи, но это слишком, лучше бы уж духами попрыскалась, что ли!» Что тут скажешь?
А что тут скажешь? Только то, что Боня – эстет! Мотя вон наоборот, активно радуется, когда я привожу с огорода вонючие резиновые сапоги. Это ж какие вести с полей! Минут сорок выдирает у меня обувь и не даёт помыть:
- Я еще не дочитал!
А Боня – эстет…
- А ведь потом еще и адские боли в спине и ногах, сломанные ногти, дрожащие колени, чуть не до воды из глаз. Ну, вода не вода, а искры иной раз сыпались.
Сочувствую… Пожалуй, я б точно не осилила полевые работы, если бы у меня так болели спина и ноги.
- Так вот, о глиноземе. Неподалеку от дома была в то время распивочная, там я и нашла себе «помощников». Но ведь и над ними надо было стоять чуть не с хлыстом в руке! Все норовили на полштыка лопаткой ковырнуть, нехорошие люди.
А вы бы им сказали, что у вас дедушка был пират и сто лет назад закопал где-то в этом месте несколько сундуков с ямайским ромом. Но вы точно не помните где. Где-то тут и всё! Глубоко закопал! Метра на полтора, не меньше! А бабуля рядом закопала десять банок с солониной! Бравая была старушка.
- Так прошла осень, а когда все было вскопано, выяснилось, что в мои палисадники любят забегать дети с мячом и животные без мяча, но с органическими удобрениями, которые и вываливались мне на свежевскопанный газон.
Хорошо, что из детей ничего не вываливалось. А то оно всегда как-то хуже…
- Значит – заграждение. Строительство загородки и высаживание вдоль нее остролиста – это отдельная история. На это ушло еще полгода плюс борьба с управляйкой, которая ну ни в какую не хотела обрадовать меня привозной землей.
Серьезно? У управляющей компании можно заказать грунт?! Помню, в своё время мы у них выбивали песок для песочницы, но вот чтоб грунт для палисадника – это для меня новость! Пойду, пожалуй, тоже себе потребую тонны две. А то ведь за столько лет они мне задолжали!
- Да что это, в самом деле, за такое?! Земля в России кончилась? Следующие полгода ушли на борьбу за малую землю, попутно удалось закрыть распивочную и снести лавки у подъезда.
Выяснилось также, что подвалы под домом остро нуждаются в расчистке, и я вошла в судебный процесс, где ответчиками были УО, администрация и даже… были, в общем.
УО – это «умственно отсталый»? 😊
- Опыт, который сын ошибок трудных, приходил ко мне постепенно. Подвиг, не подвиг, но что-то героическое в этом было, как говаривал мэр из фильма про барона Мюнхгаузена. Потом некоторые соседи, которые еще не замымрели окончательно, начали предлагать мне цветы на рассаду. Но чтобы сама выкопала и привезла. Я? Как? Понадобилась тележка. Теперь я обладательница порядочной коллекции лопат, грабель, совков, шлангов. И тележки, да.
Отсудила еще и ограждение палисадников, они прекрасно дополняют мое, самодельное.
Вот чего-чего, а коллекции грабель в моей жизни не случилось… Вот думаю – жаль!
- Первые цветы – какое это было счастье! Пусть маленькие, пусть не сортовые, пусть кое-как посаженные – но мои. Как горячо я благодарна женщине, живущей в моем подъезде – она не только сама приносила мне цветы, но еще и вкапывала их. Не сразу, не сразу. Когда увидела, что я стараюсь, и у меня что-то получается. Как я хвалилась Боне, как показывала ему с лоджии цветы!
У меня в подъезде тоже живёт женщина, которая на пенсии сделала смыслом своей жизни копание в палисаднике. Правда, она к этому делу подходит скромнее: и участок поменьше, и инструментарий попроще. Один кот из дворовых, свил в её хосте гнездо: всё лето спал в этой розетке из цветов. Соседка сначала пыталась кота гонять, потом уговаривать. Кот смотрел на неё снисходительно – прямо из хосты – и слегка качал хвостом.
Соседка всё поняла и махнула рукой.
- Мудрые Бонины глаза смотрели не на цветы, а на меня. Смотрели с сочувствием и пониманием. «Ты молодец, конечно, молодец, - говорил Боня, - но надолго ли тебя хватит? Их ведь еще и поливать надо, и часто. Потянешь?»
Я задумывалась и ничего не отвечала. Глупо заниматься прожектерством, сколько еще смогу таскать шланги? Каково мне будет смотреть на умирающие цветы, когда я не смогу больше заниматься этим? Не знаю, но продолжаю пробовать.
Последователей нет, желающих принять знамя из рук упавшего бойца, не вижу. Вот вредители были, о борьбе с окурочниками и про то, как я в засаде сидела, расскажу в следующий раз.
Я прочитала с «борьбе с окорочками», посмотрела на часы и поняла – пришла пора ночного дожора…
А вот как Татьяна в засаде сидела – это действительно интригует! И она даже написала! Вот отобью себе компьютер в следующий раз – обязательно напишу!