FIA закрыла потенциальный «черный» ход для производителей Формулы-1, позволяющий завладеть интеллектуальной собственностью конкурентов на двигатели 2026 года через поставщиков топлива.
Автопроизводители Формулы-1 в настоящее время работают над разработкой новых турбо-гибридных силовых агрегатов, которые вступят в силу с 2026 года.
Хотя базовая формула 1,6-литрового турбогибридного двигателя ДВС останется прежней, баланс мощности между сгоранием и электрической энергией изменится. Ф1 отказывается от MGU-H и стремится к прямому распределению мощности 50/50 между батареями и ICE.
Изменения потребуют совершенно новых конструкций двигателей, и это открыло двери для «Audi» и «Red Bull Powertrains», которые могут присоединиться к производителям в качестве поставщиков, что усиливает конкуренцию в чемпионате мира.
Но по мере продвижения работы над силовыми агрегатами FIA опубликовала поправки к правилам двигателей 2026 года, которые закрыли любую возможность для производителей, получающих незаконное преимущество за счет использования топливных партнеров, чей вклад важен для максимизации потенциала новых элементов.
Изменения в правилах ограничили возможность поставщиков топлива проводить стендовые испытания двигателей с полным двигателем V6, что выходило бы за рамки ограничений, которые должны соблюдать сами производители.
Дополнение к статье 2.8 спортивных правил силовых установок Ф1 2026 года гласит: «Существующему или потенциальному поставщику топлива/масла производителя не разрешается использовать испытательный стенд силовой установки в целях разработки мотора для 2026 года или разработки топлива и/или топлива/масло для 2026 года, за исключением одного одноцилиндрового динамометра исключительно для разработки топлива и/или масла, при условии, что это один из одноцилиндровых динамометров, заявленных производителем силового агрегата в FIA».
Это постановление исключит возможность получения производителем углубленных знаний о конструкции двигателя в результате стендовых испытаний, проводимых поставщиком топлива, что раньше не имело ограничений. Дополнительные ограничения также были наложены на любую передачу интеллектуальной собственности на двигатель 2026 года через поставщиков топлива и любого персонала, который мог перемещаться между компаниями.
В пересмотренном Приложении 2 технического регламента 2026 года FIA излагает элементы IP двигателя, которые не могут быть переданы поставщикам топлива.
Это включает в себя: любой чертеж и/или CAD и/или любые физические части (например, помимо прочего, поршень, головка цилиндра и т. д.) камеры сгорания; любая информация, касающаяся газообмена внутри камеры сгорания (например, помимо прочего, кулачки, каналы, камера сгорания, выхлопы, синхронизация кулачков и т. д.), за исключением данных о давлении в цилиндре, результатов моделирования и динамометрических испытаний.
Кроме того, существуют ограничения на то, что персонал поставщиков топлива может взять с собой интеллектуальную собственность в случае смены присяги.
Новые правила гласят: «Ни один производитель не может использовать перемещение персонала (будь то сотрудник, консультант, подрядчик, прикомандированный или любой другой тип постоянного или временного персонала) с существующим или потенциальным поставщиком топлива/масла или другим производителем, напрямую или через внешнюю организацию с целью получения передачи интеллектуальной собственности и/или обхода требований настоящей статьи. Для того, чтобы FIA могла убедиться в том, что любое такое перемещение персонала соответствует настоящей статье, каждый производитель должен информировать FIA обо всех соответствующих перемещениях персонала в конце каждого календарного квартала, используя шаблон, который можно найти в Приложении. Техническому и Спортивному регламенту и должны продемонстрировать, что они приняли все разумные меры во избежание раскрытия интеллектуальной собственности, включая, помимо прочего, то, что явно указано в настоящей статье, между производителем и действующим или потенциальным поставщиком топлива/масла».
В обновленных правилах для двигателей также изменены формулировки некоторых статей, чтобы внести ясность. И хотя большинство изменений исправляют то, что многие могут посчитать в первую очередь словесным салатом, есть ряд дополнений, которые будут иметь смысл с точки зрения долгосрочной разработки силовых агрегатов. Основные из них включены в Технический регламент.
5.7.2 Общая масса двигателя должна быть не менее 185 кг (ранее в этом разделе был указан только ДВС, при этом масса составляла 130 кг).
5.8.3 На геометрическом пути воздуха, выходящего из выпускного отверстия компрессора и идущего в любой цилиндр, должно быть не более одной бабочки или вращающегося цилиндра, как описано в статье 5.1.33.
5.11.7 Топливный насос высокого давления может приводиться только от одного из распределительных валов, приводящих в движение впускные или выпускные клапаны.
Статья 6.4.2, касающаяся температуры топлива в машине, также была переработана: увеличено время регистрации эталонной температуры окружающей среды перед спринтом или гонкой. Теперь перед этими заседаниями будет трехчасовое окно вместо двух. Расходомер топлива был назначен датчиком, записывающим эту информацию.