Найти тему

Калининград. День музеев

Разведав дорогу к станции Светлогорск-1, мы решили начать утро с прогулки по лесу. Прямо из нашего двора — по крутой тропке — мы поднялись в лес. И, наслаждаясь сосново-замшелыми красотами, быстренько дошли до станции.

Несмотря на пасмурный прогноз, Калининград встретил нас солнышком. Высокие красавцы-тополя шевелили над улицами желтовато-зелёной, нежных оттенков листвой. Мы пошагали от Южного вокзала вдоль мрачного здания почты к Бранденбургским воротам бывшего Кёнигсберга.

Кстати, это единственные из семи сохранившихся городских ворот, через которые до сих пор ездит транспорт.

Сейчас внутри Бранденбургских ворот расположился музей марципана. Цены на него там, кстати, неожиданно дороже, чем, например, в Зеленоградске. Но экспозиция довольно любопытна в части истории лакомства. А вот идея делать из него всякие сувениры и поделки, на наш взгляд, довольно странная. Это был наш первый музей этого дня, и, понятно, времени на него мы потратили меньше всего...

Чтобы не идти по улице вдоль железной дороги мы нырнули в мир каких-то задворок, гаражей, складов и рынков. Не самая яркая часть прогулки — но солнечная погода немного скрашивала её. После городской ярмарки на Портовой улице, мы, наконец, вышли к Фридрихсбургским воротам, похожим на крепость. Там тоже внури музей, посвящённый посольству в Кёнигсберг Петра I, но мы решили на нём сэкономить, а без билета на территорию, поглазеть на ворота, не пускают.

-4

Теперь на нашем пути был мост через реку Преголю.

-5

По этому мосту мы проезжали утром, и Лена жалела, что не среагировала вовремя сделать фото. Теперь такая возможность появилась. Тут было красиво — река, кораблики, краны. И даже стройка у берега — сооружался новый мост — в свете этого утра выглядела очень цветно и художественно. Хотя старый мост очень интересный, хоть и довольно ветхий по впечатлениям. Он двухъярусный для трех видов прохода — авто, поезд, пешеход. Да еще и разводной, точнее, подъёмный. Чтобы пропустить судно, среднюю часть моста поднимают на башнях-лифтах. Но случается это очень редко, пропустить корабль на ремонт, только ночью и никто не знает — когда...

А за мостом нас ждал Музей Мирового океана. И, словно символ этой темы, в палаточке со стеклянными сувенирами Лене подарили на удачу стеклянный кабошончик нежно-голубого цвета. С переливом внутри — будто морская волна.

Гидросамолёт (с аэродрома Балтийской косы, как выяснилось днём позже), мины, эхолоты, обезвреживатели мин, рубки подводных лодок, якоря… Всё это щедро заполняет обширную территорию музея. Светило солнышко, было тепло и красиво.

Мы осматривали экспонаты, прохаживаясь между корпусами музея, решая, куда бы нам сходить. А потом купили билеты на подводную лодку «Б-413».

-8

Это было очень впечатляюще! Где ещё такое увидишь? Настоящая подлодка! Мы совали носы во все самые тесные уголки. Разглядывали, ощупывали, принюхивались. Андрей как мог объяснял Лене, какой прибор для чего предназначен. И сколько же тут было всего! Трубы из потолка, сеть труб, паутина труб… Вентили, какое-то безумное нагромождение устройств. Лена хлопала глазами, пытаясь понять хоть что-то… Всё это было, помимо невозможной эмоциональности, ещё и красиво — своеобразной, чуть жутковатенькой красотой.

И, выйдя наружу, Лена тут же предложила пройти через подлодку ещё раз — благо, такая возможность была, никто не запрещал… Б-413 открыта для посетителей как музей с 2000 года. А началось всё в декабре 1997 года по инициативе директора музея Мирового океана С. Г. Сивковой министр культуры России обратилась к Председателю Правительства с просьбой о безвозмездной передаче Б-413 в качестве экспоната в музей с постоянным расположением в городе Калининград. Через полтора года Приказом Главнокомандующего ВМФ Б-413 была выведена из боевого состава ВМФ, передислоцирована из Кронштадта в Калининград, где была поставлена в док на судоремонтном заводе «Янтарь» для переоборудования под музей.

За подводной лодкой у причала Музея Мирового океана ошвартовано судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев». Это единственное сохранившееся судно из состава «Флота судов космической службы», расформированного вследствие распада СССР.

Но нас в первый визит в музей было интересней научно-исследовательское судно «Витязь». Тем более, что прямо перед ним обосновался хомлин Витя.

-12

Его романтический образ так полюбился Лене, что она, в конце концов, поселила его копию у нас дома.

Построили «Витязь» в Германии, и был он изначально «Марсом», и успело побывать и торговым судном, и военным, но в историю вошло, как исследовательское, перейдя по репарациям в СССР. Судно принимали в 100 портах 49 стран мира. На его борту ходили в экспедиции Сенкевич, Хейердал и Кусто, и именно его экипаж впервые сумел измерить глубину Марианской впадины… Потом, в девяностых, корабль ржавел и разваливался. Но в конце концов счастливая судьба спасла его от гибели. «Витязь» был восстановлен и превращён в музей.

-14

В настоящее время «Витязь» полностью открыт для посетителей, открыты все рубки, машинное отделение, трюма, каюты и лаборатории. Ну а начинается экспозиция с залов, посвящённых легендарным мореплавателям-первооткрывателям.

Мы разглядывали экспозиции, посвящённые научным исследованиям, изучению глубин, этнографическим изысканиям, исследованиям фауны... Привлекли внимание рисунки Юрия Фёдоровича Самарина, участвовавшего в 33-м рейсе. На НИС «Витязь» он был принят в качестве моториста, а в свободное время рисовал и делал заметки для газет.

Ещё запомнилась история с корабельной кошкой.

Лену заворожила коллекция кораллов! Какое богатство форм и цветов! А Андрея больше впечатлили страшилы, населяющие морские глубины.

Мы видели каюты экипажа и командира, научного руководителя экспедиций, кают-компанию и камбуз. Мы замирали у стендов, посвящённых первооткрывателям Северного и Южных полюсов, русско-американской компании… Всё невозможно было охватить, успеть прочесть, и мы фотографировали тексты, чтобы изучить их позже. И сложно было сказать, чего больше было для нас в этом путешествии по истории: фактологического материала или эмоций, плывущих в льющейся над витринами музыке из знаменитой «Юноны и Авось»…

У «Витязя», кстати, был тёзка-предшественник, совершивший в 1886—1889 гг. кругосветное путешествие под командованием контр-адмирала С.О.Макарова, каюту которого воссоздали на «Витязе»-музее.

А ещё на судне есть каюта внука Н.Н.Миклухо-Маклая, в которой в 1971 г. он путешествовал к берегу своего деда, на котором в честь столетия высадки его на острове Новая Гвинея, экипаж «Витязя» установил памятную доску.

Наконец мы вылезли на палубу «Витязя», заглянули на капитанский мостик...

и даже позвонили в корабельную рынду.

На улице всё ещё светило солнышко, но облачность уже поглощала большую часть небосвода. Приближалась обещанная синоптиками пасмурность. Мы присели на скамеечку под ивой и пообедали — время было уже к половине третьего, и есть хотелось до тошноты…

Попрощавшись с территорией Музея Мирового океана, мы направились к Художественному музею. Мимо недостроенного корпуса — огромного зеркального земного шара, мимо огромного скульптурного Николая Чудотворца — когда мы перешли мост, его фигура с воздетыми руками предстала нам на фоне той самой синей, зеркальной земной сферы… Под мостом вдоль берегов реки светились осенним золотом кроны деревьев.

У здания Художественного музея — бывшей биржи — сидели два впечатляющих льва.

-25

Совсем не похожих на Алупкинских или Севастопольских — эти львы были родом из другой страны, и это очень ощущалось… На ощупь львы оказались шершавыми, словно из песчаника.

-26

В музее мы направились на выставку, посвящённую Э.Т.А.Гофману. Тут оказалась огромная экспозиция, приуроченная к 200-летию Щелкунчика. Масса потрясающих иллюстраций, графики и керамики, эскизов персонажей. А ещё — материалы к анимационному фильму «Гофманиада», куклы и интерьеры, в которых снимался фильм. Комикс о Гофмане, иллюстрации разных авторов к его сказкам… Как-то само собой захотелось прочесть то, чего не читали! И посмотреть «Гофманиаду»…

Выставка современного искусства традиционно оставила нас равнодушными. А вот залы с искусством мастеров двадцатого века — да! Постоянная экспозиция музея оказалась хоть и неожиданно небольшой, зато разнообразной и интересной. В ней представлены как немецкие авторы, связанные с Кёнигсбергом, так и советские художники и скульпторы, причастные уже к Калининграду.

А ещё — мы разглядывали фото старого Кёнингсберга. И, кстати, оказывается на этом этаже бирже был ресторан. А от старых фотографий делалось немного грустно. Красивый был город, для нас совсем непривычный. Город, которого больше нет — и верно, что теперь это место называется по-иному. Бомбардировки камня на камне не оставили от старых зданий… Почти. Нет-нет, да и встретится среди хрущёвок старый дом, но не то, чтобы района, улочки старого города не увидеть.

А ещё была выставка фото послевоенного Кёнингсберга. Мы прошлись по коридорам — кирпичные стены, арки — всё это вполне соответствовало антуражу фотографий из разрушенного города. На том наше знакомство с музеем завершилось.

По шумному проспекту — людному, сияющему огнями, но для нас малоинтересному — мы добежали до вокзала. И «Ласточка» стремительно домчала нас до Светлогорска-1. Мы решили идти домой через лес. И это было замечательным завершением вечера! Лес пах по-прежнему — свежо и волшебно, уютно светились вдоль аллей фонари. До дома нам оставалось минут 10 пути. И вот уже за лестницей замигали огни нашего Тихого озера…

14 октября 2022 г.

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ...