Найти в Дзене

Про нейрофизиологию стыда и зависти

Сегодня слушала прекрасную лекцию Вячеслава Дубынина про зависть, стыд и ревность. 

Не секрет, что многие чувства, которые испытываем мы, испытывают и животные. Стыд, например. Все, у кого есть собаки, знают это страдающее выражение морды и кающийся взгляд) 

У приматов стыд есть, тем более. В лекции фигурировал забавный пример про одного шимпанзе, который вопреки статусу заманил в кусты любимую самку альфача и спарился с ней. Вопиющий поступок остался в тайне, но весь день шимпанзе был замкнут и напряжен, заискивая перед альфой. Стыд?

Стыд.

С эволюционных позиций, стыд – это сочетание страха осуждения сообщества, снижения статуса и пассивно-оборонительной стратегии. Эволюционный механизм поддержания порядка и иерархии в обществе. А раз это эволюционно обусловленное чувство, значит есть и участки мозга, которые за него в ответе. Оказалось, что существует обратная корреляция между 

интенсивностью переживания чувства стыда и толщиной орбитофронтальной коры (лобные доли), поясной извилины и объемом миндалины. Чем меньше эти зоны мозга, тем сильнее, чаще и интенсивнее переживаемый стыд. При низком уровне стыда толщина орбитофронтальной коры стабильная, если стыда много – орбитофронтальная кора истончается, ведет к нейродегенерации, а значит менее адекватному поведению. Неприятная взаимозависимость – недостаточность объемов некоторых участков мозга ведет к дезадаптивному переживанию стыда, а стыд, в свою очередь, ведет к нейродегенерации. В общем, долой лишний стыд – это в буквальном смысле выедает вам мозг. 

Теперь зависть. Задействованы те же центры, но к ним присоединяются нейроны социального сравнения ("справедливости") и возбуждается островковая кора, которая отвечает за сравнение своего выигрыша с выигрышем другого и участвует в обработке информации о нарушении общепринятых норм поведения. да, если бы альфач-шимпанзе узнал, что его самку поимел омега, его островковая кора взорвалась бы. 

Кстати, в ситуации злорадства, когда субъект того же ранга или ступенькой выше облажался, островок тоже активизируется. Вот почему зависть люди испытывают зависть только к тем, кого они считают выходцами из своей социальной группы. Мало кто завидует Мадонне и Биллу Гейтсу, а вот более удачливым соседке или коллеге – запросто. 

Задействованная островковая кора меняет пассивно-оборонительную стратегию на активно-агрессивную. Забавный пример был с обезьянками, которые выполняли одну и ту же работу, но одной дали огурец, а другой виноград. Сначала та, которой дали огурец, не поняла, что произошло, потом начала волноваться, а на третий заход уже трясла клетку и вопила из-за такой несправедливости. Здоровое чувство зависти, которое появилось в ситуации несправедливого распределения ресурсов. 

С точки зрения морфологии мозга все еще интереснее. 

Чувство зависти, несмотря на негативные эмоциональные переживания, помогает мозгу развиваться – увеличивается объем дорсолатеральной префронтальной коры и верхней височной извилины. Еще бы – надо ведь формировать новые стратегии достижения цели и борьбы с конкурентами. 

Так что стыд мозг разрушает, а зависть мозг развивает, особенно, если это белая зависть, которая не фонит деструктивными эмоциями.

текст от Екатерины Люльчак