Найти в Дзене
NASEDKIN
Подписаться

Москва. ГУЛАГ

Как известно, завтра в России отмечается День памяти жертв политических репрессий, накануне которого всегда было принято проводить ставшую знаменитой акцию "Возвращение имён", когда неравнодушные граждане собираются и зачитывают имена репрессированных в годы Большого террора. Увы, в последние годы мероприятие запрещают под абсурдными предлогами вроде "ковидных ограничений". И всё же, у меня в этот раз есть кое-что не менее важное и интересное.

8 октября в Москве прошла акция под названием "Теплоход памяти" по маршруту, где находятся объекты строительства Дмитлага. Это проект сохранения исторического наследия и памяти о трудном прошлом канала им. Москвы, который, как известно, является не только сложным инженерным сооружением, но и результатом труда сотен тысяч заключенных Дмитлага НКВД, прошивающим насквозь нашу столицу. Участники проекта "Канал памяти" стремятся выработать "дорожную карту", которая могла бы привести к созданию в Москве первого в своём роде культурно-исторического ландшафта, работающего как просветительский объект памяти о трагическом наследии ХХ века и способствующего ценностному самоопределению современных горожан.

Небольшая историческая справка. Канал им. Москвы до 1947 года назывался канал Москва-Волга. Для ускорения строительства был создан Дмитлаг — Дмитровский исправительно-трудовой лагерь, входивший в систему ГУЛАГ НКВД. В первые два года стройка велась буквально голыми руками: лопата, кайло и тачка являлись основными инструментами. Каждый з/к должен был в течение 10-14-часового рабочего дня, стоя в ледяной воде, выкопать породу и поднять с берега реки на крутой скользкий пригорок 30 тачек с мокрой глиной весом до 180 кг каждая (дневная норма — 5 кубометров). Люди иногда умирали прямо за тачкой. Хоронили их тут же. На канале трудилось множество известных тогда людей и ставших известными после. Работал ветеринаром в Хлебникове будущий Патриарх всея Руси Пимен. Трудились в Талдомском районе отец и дядя первого президента России Б.Н. Ельцина. Работала в Гидротехнической лаборатории Дмитлага будущая жена и муза писателя М.М. Пришвина.

Длина канала — 128 км. Построено 8 шлюзов, 3 бетонных и 7 земляных плотин. Вынуто 154,4 млн. м3 грунта. Уложено 3,112 млн. м3 бетона. На каждые 5 м. — одна жизнь!

Итак, в назначенный час теплоход отходит от Мелового причала в районе Нагатинской набережной. Обратите внимание, сколько нашлось желающих поучаствовать в этом мероприятии. Буквально яблоку негде упасть.

-2

Внутри специальная тематическая инсталляция.

-3

Элементы быта и тяжёлого труда заключённых, найденные в разные времена в нынешнем районе Нагатинский затон.

-4

А такая картина на верхнем ярусе теплохода. Позже станет понятно, почему.

-5

Первый объект, встречающийся на пути - Перервинская плотина. В 1932—1938 году на месте старого (ещё 1870-х годов) был построен новый Перервинский гидроузел, существенно увеличивший подпор воды, что позволило открыть сквозной путь для судов.

-6

Далее подходим к шлюзам.

-7
-8

Тем временем, всем желающим раздают листки с именами заключённых и информацией об их деятельности. По сути, это та же акция "Возвращение имён", только на борту теплохода.

-9

Мне досталась история Николая Берёзкина, дожившего всего до 27 лет.

-10

Многозначительная картинка - сверху будничная современная Москва, а внизу постепенно начинает открываться поистине адская история.

-11

Просто представьте, глядя на эти стены, каково было трудиться в Дмитлаге и скольким людям там была сломана жизнь.

-12

Шлюз №10 во всей красе.

-13

Постепенно подходим к Коломенскому.

-14

Небольшой иммерсив, представленный организаторами мероприятия. Дело в том, что в 1933 году начальство Дмитлага выпустило приказ, согласно которому питание заключённых было поставлено в зависимости от процента выработки. При выполненной норме в 2,5 м3 грунта в день человек получал "достаточное для выживания" количество пищи. А если план не был выполнен, пайка урезалась до 200 граммов хлеба.

-15

Поэтому каждому участнику акции раздали мешочек с 200 граммами песка, который нужно было отнести в тачку на верхней палубе, наполнить её доверху и попытаться прокатить. Честно сказать - впечатлило.

-16

А вот и разгадка той самой иконы, про которую я упомянул вначале. Когда уже сгустились сумерки, на верхней палубе состоялось молитвенное поминовение заключённых, погибших на строительстве канала им. Москвы.

-17

После чего все желающие взяли цветы и бросили их в воду.

-18

Ну а в финале зачитали вслух имена погибших.

-19

________________________________

Дорогие друзья, спасибо за лайк этому посту! Не забывайте подписываться на мой канал!