Найти тему
Древности нашей ойкумены

Амфора и кабанчик, овеянные дурной славой нечистоплотных арт-дилеров

В коллекции покойного американского коллекционера Христоса Бастиса - в той ее части, что наследники отправили на аукцион Кристис, - оказался минимум один потенциально сомнительный артефакт. А второй, потенциально зашкварный на тех же торгах, принадлежал к коллекции немецкой антикварной лавки. Почему же так решили?

Оказывается, оба предмета засветились в фотоархивах арт-дилеров Беччины и Саймса. И Саймс, и Беччина имеют подпорченные репутации, связанные со скандалами с незаконной продажей культурных ценностей. Это и мутный провенанс предметов, и однозначное происхождение из незаконных раскопок или законных, но с провалом между объявлением археологов и появлением на аукционе, и с цепочкой неизвестных коллекционеров в провенансе (которые обычно появляются для отбеливания происхождения), и прочее подобное.

Архивы эти недоступны для журналистов и широкой публики, однако доступ есть у некоторых экспертов. И вот эти эксперты ведут самую настоящую охоту за оступившимися арт-дилерами. А таких не слишком много, но зато они ворочали такими объемами контрабанды, что у них покупали даже крупнейшие мировые музеи типа Бостонского музея изящных искусств или Метрополитен.

Результаты этой охоты выплескиваются в большой мир уже многие десятилетия - обычно в виде возвращения артефакта в страну происхождения. Самое громкое расследование вылилось в Дело Медичи - я о нем тоже рассказывала.

Так вот, амфора из коллекции Бастиса - этрусская чернофигурная шейная амфора первой половины VI века до нашей эры, расписанная Мастером Суда Париса (по-английски его называют Paris Painter) - есть на двух фотографиях из архива Беччины. Она там запечатлена до реставрации - разбитая на куски и покрытая солью и грязью.

-2

На аукционе Кристи амфора должна была уйти за 30-50 тысяч долларов США. Она указана как приобретенная владельцем, что продавал, в галерее во Фрайбурге в 1993 году. Имени Беччины в провенансе не указано.

-3

По результатам волны в прессе, а главное информации, которую эксперт отправил в Интерпол и окружную прокуратуру Манхеттена, амфора была снята с продажи.

Сюжеты на амфоре - какая-то дикая оргия, включающая и собаку (именно поэтому рисунок в Дзене заблюрен, но в телеге у меня можно глянуть оригинал - и это не реклама). Реально этруски такое любили, а апулийцы рисовали? Может, это вообще подделка?

Второй артефакт - бронзовый кабанчик I-II веков - эксперт (греческий археолог Цирогианнис) нашел на фотках из архива Саймса и Михаэлидиса. Это тоже очень тревожный признак. Однако кабанчик выстоял и был продан с торгов по верхней границе продаж - за 15 тысяч долларов США.

-4

Почему амфору сняли с продажи, а кабан ушел с молотка? Неизвестно, представители аукциона не давали комментариев. Предположительно, потому что Беччина, говорят, был совсем неразборчив по части происхождения артефактов, а Саймс и Михаэлидис не так наглели и продавали вполне законные вещи.

-5

Кроме того, имя почтенного и уважаемого Христоса Бастиса, из коллекции которого кабанчик попал на Кристис, тоже добавило скульптуре "очков". Этот метод, как я, кажется, упоминала, присутствует в арсенале "обеления" происхождения артефакта.

Хочу напомнить, что у меня есть телеграм-канал "Помпеи изнутри" и, конечно же, подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"!

Еда
6,93 млн интересуются