Найти тему
Исторические мелочи

Пропагандистская живопись периода реставрации во Франции

Реставрация правления династии Бурбонов во Франции после падения Наполеона, произошедшая в 1814, а затем повторно в 1815 г. нашла отражение и в живописи, в частности в еще модном в тот период жанре аллегории. Соответствующие произведения, полные выспренной искусственности, сейчас вряд ли возможно воспринимать без иронии, тем более учитывая наличие у нас «послезнания» о том, чем кончилось очередное правление Бурбонов во Франции. Предлагаю сегодня посмотреть несколько таких аллегорических картин, относящихся к самому началу Реставрации.

Первая принадлежит авторству неизвестного художника и представляет вступление короля Людовика XVIII в Париж 3 мая 1814 г.

Главный герой готовится принять преподносимые ему королевские инсигнии – корону и скипетр, а также ключ от Парижа. Две сопровождающие короля женские фигуры в белом олицетворяют, видимо, одна – мир, с оливковой ветвью в руке, другая, скорбно закатившая глаза – исстрадавшуюся под гнетом узурпатора Францию (?). Левее Людовика XVIII и «мира» видны, судя по всему граф д’Артуа и его старший сын герцог Ангулемский, из-за них выглядывает младший сын графа герцог Беррийский.

-2

Родственники короля являются участниками интересного символического действа. Ангел в виде пухлого младенца преподносит им на блюде целый набор пылающих сердец. Пылающее Святейшее сердце Иисуса – один из важных символов Католической церкви – активно использовался в качестве своего символа роялистами, в том числе в период Вандейской войны. В данном случае этот символ, видимо, должен олицетворять сердца подданных, которые они готовы вручить членам августейшего семейства. Однако наличие на блюде символа, который изначально олицетворял единственное в своем роде Святейшее сердце Иисуса, в таком, оптовом количестве производит несколько странное впечатление.

-3

Следующая аллегорическая картина исполнена в 1814 г. Луи Филиппом Крепеном и носит название «Людовик XVIII поднимает Францию из руин»

-4

В центре произведения мы видим «нового старого» французского короля, под тяжестью своих регалий – короны, мантии, тем не менее помогающего подняться Франции, исстрадавшейся, истерзанной, но по-прежнему находящейся вполне в теле. Впрочем – нет, при внимательном рассмотрении становится ясно, что собственно подняться король Франции не помогает – одну руку он положил ей на плечи, а другой прижимает к ее телу чуть ниже груди свиток, явно долженствующий олицетворять Хартию 1814 г., даровавшую французам конституционные права. Учитывая, что Людовик XVIII страдал от подагры, у него страшно болели ноги, его способность без проблем выполнить даже столь немудреное физическое упражнение, как изображено на картине – нагнуться к Франции, прижать к ней хартию – вызывает сомнения.

-5

В центре композиции на втором плане изображены лидеры стран антинаполеоновской коалиции, которые и обеспечили Людовику возможность вернуться на трон предков. Первым, ближе всех к трону, стоит российский император Александр I. Учитывая выражение лица императора, его жест, которым он приглашает французского короля занять свое законное место на троне, выглядит, скорее, повелительным, чем приглашающим. Правее Александра прусский король Фридрих-Вильгельм III, австрийский император Франц I и английский король Георг III. Судя по выражениям на их лицах, участие в водворении Людовика XVIII на престол их уже несколько утомило.

-6

Справа и слева от центральной сцены изображены родственники французского короля. Слева стоит Луи Антуан герцог Ангулемский, рядом с ним сидит жена – Мария Тереза герцогиня Ангулемская. Правее Людовика XVIII стоит его брат граф д’Артуа, будущий король Карл X, еще правее - его младший сын Шарль Фердинанд герцог Беррийский, а еще правее с напудренными волосами и косой – один из принцев Конде, то ли отец Луи Жозеф де Бурбон-Конде, то ли сын Луи Анри Жозеф де Бурбон-Конде.

Последнюю на сегодня картину я нашел в ЖЖ-журнале https://catherine-catty.livejournal.com/824260.html. Его владелица появляется здесь в комментариях, поэтому я это специально отмечаю) Автор и этого произведения неизвестен

-7

Автор и комментаторы статьи в ЖЖ общими усилиями идентифицировали ключевых персонажей картины. Вот группа в нижнем правом углу

-8

В ЖЖ, на мой взгляд, совершенно верно атрибутировали личности персонажей, слева направо – прусский король Фридрих Вильгельм III, принц Конде-Бурбон (видимо, старший, то есть Луи Жозеф), российский император Александр I, граф Артуа (будущий французский король Карл X), французский король Людовик XVIII, австрийский император Франц I, герцог Беррийский, герцог Ангулемский.

Добавлю свои «пять копеек» в копилку распознавания сюжета и персонажей картины.

Меня не оставляет ощущение, что, несмотря на аллегорический, то есть условно-символический характер произведения, у картины есть конкретная «событийная основа». Полагаю, что таковой является знаменитый парад русских войск 29 августа (10 сентября) 1815 г. под Вертю в Шампани (тот самый, который на некоторых интернет-ресурсах почему-то называют «парадом в Париже» или «под Парижем»). Отсюда и изображение рядом с группой монархов гвардейских казаков, составлявших с 1813 г. личный конвой российского императора. Если моя догадка верна, то вполне логично присутствие за группой монархов конной фигуры герцога Веллингтона в красном мундире – английский полководец присутствовал на параде под Вертю. А вот присутствовал ли на этом параде следующий, правее от Веллингтона персонаж, я, признаться, не помню. На мой взгляд, это прусский фельдмаршал Блюхер. Фигуру правее от Блюхера, в меховой шапке – кольбаке/басби можно условно идентифицировать как Генри Уильяма Пэйджета, графа Аксбриджа – командира кавалерии в армии Веллингтона. Фигуру еще правее, под знаменем, я идентифицировать затрудняюсь.

В коляске (в левом нижнем углу картины) по окрестностям места проведения парада должна по идее передвигаться единственная на тот период значимая женщина из французской правящей фамилии – герцогиня Ангулемская.

В левом верхнем углу реставрацию Бурбонов благословляют с небес уже покойные к моменту изображаемых событий персонажи.

-9

Основные фигуры из этой группы тоже уже идентифиированы автором и комментаторами упомянутой выше статьи в «Живом журнале». В центре король Генрих IV, левее его – Людовик XVI, праве королева Мария Антуанеттта с дофином (Людовиком XVII). Троих персонажей справа, которых в ЖЖ идентифицировали просто как шуанов, думаю, можно опознать как братьев Анри и Луи де Ларошжакленов, а также Жака Кателино (???). Троих персонажей на заднем плане опознать затрудняюсь, но подозреваю, что один из них должен быть герцогом Энгиенским.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.