ЧАСТЬ 2-я ПРИВАТИЗАЦИЯ
Россия – странная страна. Такое впечатление бывает, что ей и уроки собственной истории – не впрок! Капиталистический безжалостный рынок дважды пытался изничтожить Федоскино. Ясно, что скрупулезный, творческий труд – не рентабелен, что по понятиям населения, выживающего при диком рынке, дорогие безделушки – не нужны.
Капитализм, машинное производство – добили фабрику, и в 1904 году она закрылась (в Брауншвейге и в Бирмингеме – ещё раньше). В 1910 году известный меценат Савва Тимофеевич Морозов выделяет крупную денежную ссуду, и десять художников-федоскинцев организуют небольшую артель, буквально подняв промысел из мертвых. Один из них, Сергей Матвеевич Бородкин, потерял руку в годы Первой Мировой войны, но освоил письмо левой рукой. В 30-е годы при советской опеке – новый взлёт. Тогда и открыли училище, которое стало теперь институтом. В годы Великой Отечественной войны вышло постановление Совнаркома от 7 февраля 1943 года № 128, которое предписывало отзывать с фронта художников и лучших преподавателей, чтобы артель работала в полном объеме. Вероятно, нужны были подарки военачальникам и по линии дипломатического ведомства, да и валюту надо было зарабатывать. Художники 50–60-х годов создали "золотой век" федоскинской миниатюры.
В 70-е годы ХХ века построили новое, семиэтажное здание фабрики, где трудилось более 300 художников, выполняя и перевыполняя план. Товар шел на экспорт в 11 стран — в Европу, Японию, Латинскую Америку, США. В 80-е годы федоскинскую шкатулку купить в СССР можно было за валюту в магазинах для иностранцев "Интурист" и в "Березке", но и в художественные салоны она попадала. В 90-е с открытием границ пришел огромный спрос на художественные изделия. Конкурс в Федоскинское художественное училище достигал 7 человек на место! «На дорогах при подъезде к селу стояли бандиты, не пуская дилеров, покупающих у нас шкатулки», — рассказывал художник Олег Шапкин. Но бум схлынул – кто бьётся за выживание, тот не может позволить приобретать безделицы.
Как написал сайт «Русского мира» несколько лет назад: «На фабрике числятся 54 художника, от 23 до 80 лет. В среднем фабрика выпускает 50–90 шкатулок в месяц. Очень мало, но таков спрос. Государственной помощи нет, тогда как без помощи в расширении рынка сбыта фабрике не выжить. Государственная форма собственности только мешает — к примеру, выходу на международный рынок. «Частный хозяин более свободен, — поясняет Елена Моисеева. — Он может, например, под честное слово отправить товар за границу и ждать денег. Мы не можем. У нас во всем куча формальностей, работать с нами трудно».
Буржуазный фонд «Русский мир» внука советского вождя Молотова – Вячеслава Никонова гнул свою рыночную политику и как бы готовил в пространном очерке к приватизации Федоскино, цитировал известных художников. Художники почему-то верили в поколение внуков крупных современных капиталистов. «Родившись в обеспеченной семье, окончив Гарвард, имея бизнес, они уже не захотят недвижимости, — пророчествует Сергей Козлов. — Они будут покупать антиквариат и произведения искусства, их души потянутся к родному, незаграничному. Начнут возрождать промыслы, но нас, носителей, хранителей традиции, уже не будет».
То есть сами художники мыслят «по дореволюционному», как бы отбрасывая самый плодотворный советский период, ориентируются на богачей-покупателей, которые от коллекционирования иномарок почему-то перейдут на собирание предметов искусства, в том числе – традиционного. Но не узок ли круг для будущего спроса? А потом я сомневаюсь, что внуки Авена-Михельсона набросятся на Федоскинкую миниатюру.
Но – свершилось! Мытищенские коллеги-журналисты сообщили, что Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи продали в рамках программы приватизации имущества Московской области. Акции предприятия ушли по стартовой цене. «Победителем аукциона признан участник № 1 — Гладкин Сергей Сергеевич, предложивший цену приобретения акций — 119 861 000 рублей», - передаёт ИА REGNUM со ссылкой на протокол. Победитель торгов приобрел все 100 процентов. Предприятие имеет в активе девять объектов недвижимости в одноимённом селе, в том числе шесть нежилых зданий. За 2020 год АО указало выручку в размере более 16 млн рублей. Фабрику с более чем 200-летней историей продали за 1,2 млн долларов. Что и говорить, удачное время выбрано для приватизации». А много ли выиграла область? Добавлю, что доходы бюджета Подмосковья в 2023 году запланированы в сумме 867,9 млрд рублей. Если взять основные параметры госпрограммы «Культура Подмосковья», то на 2022-й год было запланировано более 5,6 млрд. рублей расходов. Так что эти 120 млн рублей – крошечная капелька в бюджете, тем более что, повторяю - это же не убыточное предприятие! Но продажа позволяет скинуть всякую заботу с властей и чиновников Подмосковья. А может, и пополнить чьи-то карманы.
С удивлением узнал, когда стал вникать, что главные хранители традиций – народные промыслы вообще не находятся в ведении министерства культуры. Это с опозданием осознали и депутаты Государственной думы. Сегодня народно-художественные промыслы России регулируются законом, который приняли ещё в 1999 году. Обновить документ решили полтора года назад, но эта работа так до сих пор и не закончена. Вся проблема в том, что власти не смогли определиться, чем же именно считать гжель и хохлому — товаром или искусством, считают в Госдуме. Поправки в закон «О народно-художественных промыслах» готовили в… недрах Минпромторга, рассказал «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Дмитрий Певцов.
Вы представляете безумное распределение обязанностей на государственном уровне: министерство культуры не курирует, не направляет исконное искусство, вообще не хранит русские традиции – они ж прежде всего заключены и запечатлены в народно-декоративном искусстве, в художественном слове, в русской песне, где главное – поэзия. А литературное творчество и книгоиздание почему-то отданы минцифре. И этот бред – продолжается! Потому и проходит приватизация всемирно прославленного искусства на областном уровне – местная промышленность, мать честная!
Самый знаменитый владелец фабрики Николай Лукутин служил в войсках Соболева на Балканах, играл в спектаклях Станиславского, дружил с Шаляпиным. Когда стал надворным совтс6ником купил дом на Тверской, который мы знаем сегодня как Дом Сытина. Фасад декорирован по эскизам художника Ивана Билибина. Про сегодняшнего владельца вековой красоты известно немного. В интернете написано, что бизнесмен и бывший (весьма неоднозначный) страховщик, экс-глава "Проминстраха" Сергей Гладкин консолидирует земельные участки рядом с особо охраняемой территорией "Лосиный Остров" в Москве.
Но мы – про Федоскино! Жена предпринимателя – Евгения Гладкина – теперь член совета директоров фабрики. Недавно она стала акционером предприятия, приняв такое решение весной 2022 года, и планирует вложить в его развитие все свои знания и опыт. Она намеренно выбрала для инвестиций проект внутри страны и с «русской душой» – посчитала своей миссией вложить средства и силы во что-то действительно значимое, глубинное. «Первым этапом станет фундаментальный капитальный ремонт. Затем на мануфактуре будет установлено современное оборудование, созданы высокоэффективные подразделения. Также я планирую максимально улучшить условия труда сотрудников с фокусом на экологичность и безопасность производства. Все это – со скрупулезным сохранением традиций, без нарушения культурного ДНК бренда», – рассказала Евгения Гладкина, а буржуазный канал РБК дал вот такую пышную рекламу, наверное, оплатную.
Специально запечатлел это скромным литераторским пером, чтобы потом посмотреть, сравнить реальность с обещанным, если доживу.
На первый материал откликнулся Александр Р.
«Народные промыслы - это очень грустная тема. Без поддержки государства это всё быстро исчезает или превращается в дешёвый бизнес массовых поделок и китча. Я застал Гжель в период распада, общался с последним настоящим директором - Героем соцтруда Виктором Логиновым, слышал от него про попытки сохранить производство и сбыт, взять кредит под залог музея Гжели, продажу помещения фирменного магазина в Москве. Знаю, во что это вылилось, с попытками найти инвестора, продажей пакета акций и т.д.
Да, я тоже не раз общался с Логиновым, снимал его. Понимаете, даже выдающиеся руководители бессильны против дикого рынка!
Посмотрим… Федоскино – на перепутье