О. В. Ильина (воспитатель «Школы разговорных языков», г. Санкт-Петербург)
Проектирование — замечательная вещь! Замечательная в свободе выбора. Сначала такая свобода обескураживает, но потом в ее бесконечном просторе начинает проявляться нечто конкретное.
Конкретным явлением в моей группе (дети 3,5—4 лет) оказалось нежелание детей рисовать. Обычно после выполнения программного задания по ИЗО я говорила: «А теперь рисуйте, что хотите!» и все чаще слышала: «А я не хочу!» Это настолько меня изумляло, что я в конце концов решила разобраться в причинах и изменить ситуацию.
Дети этого возраста еще не обладают достаточным сенсорным опытом для создания «объемного» зрительного образа с множеством мелких деталей. Кроме того, у них еще слабо развита зрительно-моторная координация, позволяющая реализовать замысел в рисунке. Может, неуверенность в собственных силах является причиной нежелания рисовать? Слишком сложно, непонятно, поэтому и скучно!
А если отойти от привычного метода научения рисовать конкретные предметы и дать детям возможность пропустить через себя этот разноцветный мир? Цвет есть цвет, он не может не получиться.
Так созрел замысел проекта «Разноцветный мир».
В рамках этого проекта я проводила занятия со всей группой с октября по февраль (включительно), 1 раз в неделю. Итого, вычитая праздники и каникулы, набралось 18 занятий.
Я поставила следующие цели.
1. Вызвать и укрепить интерес детей к изобразительной деятельности.
2. Задействовать различные сенсорные стимуляторы для развития зрительного восприятия как части всей сенсорной системы.
3. Обогатить жизненный опыт детей знанием и умением видеть «разноцветность» окружающего мира и сформировать связь реальных цветов с реальными объектами.
4. Показать возможность отобразить через рисунок свой внутренний мир.
Мой подход включал:
— замотивированность как механизм активизации интеллектуального и эмоционального потенциала детей;
— исследование как способ познания;
— свободу выбора как условие самостоятельности творческого процесса.
Это определило несколько принципиальных правил, которые я полагала необходимыми для успешности проекта.
1. Предоставлять максимально возможную свободу выбора. Это касалось выбора цвета, техники исполнения, темы и количества рисунков.
2. Стимулировать самостоятельность и помогать (скорее в виде психологической поддержки) только в крайних случаях острой неуверенности и растерянности ребенка.
3. Никак не оценивать результаты работ. Мои реплики относились скорее к процессу, к радости познания, удивлению открытия и т. д.
Начали мы с игры «Узнай цвет!» Игра простая, для разминки. Дети уже хорошо знали эталоны цветов. Но они не знали о «ловушке», которую я им приготовила. Когда все нашли и назвали цвета (это были кусочки цветной бумаги), я попросила собрать вместе все красные кусочки, все зеленые и т. д. И тут оказалось что красный бывает разный: розоватый, бордовый, рыжеватый. С другими цветами то же самое. Это стало для детей открытием и вызвало радостное удивление. А меня порадовало, что удалось сдвинуть ребят с примитивной, однозначной точки видения.
В другой раз мы рисовали яблоко. Обычный круг (с черенком) красного, желтого или зеленого цвета — на выбор. Потом я достала настоящие яблоки и дети увидели, что они не просто одного цвета: у желтого яблока был красный бочок, да еще с оранжевым краем; у красного яблока оказались желтые и зеленые места. И опять я увидела в глазах детей блеск удивления. Ну не у всех, конечно, но общая атмосфера чуть изменилась.
Затем больше месяца мы занимались «вкусными» цветами. Оказывается, бывает «вишневый», «персиковый», «земляничный», «шоколадный» цвета! Мы рассматривали картинки, вспоминали всякие вкусности, и дети рисовали — кто что любит или хочет нарисовать. Форма предмета не имела особого значения, поэтому и не было страха, что не получится. Ребята начали придумывать свои цвета, ведь они не знали общепринятых названий. По большей части это были названия любимых продуктов. А если встречались неоднозначные названия, например «цвет мороженого», мы вместе обсуждали, какой же это все-таки цвет. Так потихонечку расширялись границы цветового восприятия.
Конечно, подобные встречи требовали большой подготовки. Надо было смешивать цвета, создавая новые, да еще и в большом количестве: вдруг все захотят рисовать землянику или персик. Но меня уже саму захватила эта тема, и было не жалко потраченного времени.
Кроме того, я придумывала вводные сказочные сюжеты. Например, про гномов, которые жили под землей, и поэтому все цвета казались им темными и тусклыми. Но однажды случайный странник вывел их из подземелья, и они увидели, как ярок и разноцветен мир. Это тема «Темные тона».
Для понимания понятия «светлый тон» мы «помогали бабушке варить компот». Это происходило следующим образом. Ребята выбирали ягоды или фрукты (готовые формы), затем заполняли (закрашивали) банки «сиропом». «Сироп» того же цвета, только гораздо светлее, для чего краску разбавляли водой. Сверху приклеивали фрукты, и, пожалуйста, — компот готов! Рассказ о бабушке, насобиравшей в саду так много ягод и фруктов, что сама не смогла сварить из них компот, конечно, плавно перетекает в воспоминания о своих бабушках, садах, компотах, вареньях и т. д. Сюда же вплетается пальчиковая игра-стишок «Компот». Таким образом, создаются определенный настрой и подъем энтузиазма: «Давайте же, наконец, сделаем это!»
Подобная вводная часть занимала значительную часть времени каждой нашей встречи. Иногда все шло по плану, а иногда получался некий экспромт.
К теме «Светлый и темный» мы подходили с разных сторон, с различными сюжетами и закончили космической историей про инопланетян: «В далеких просторах космоса есть две планеты — темная и светлая. Жители темной планеты любят светлые цвета и сами они светлые. Жители светлой планеты, наоборот, любят все темное». Ребята вырезали из бумаги и наклеивали на черный и белый фоны жителей, их космические корабли, другие предметы. Чем меня привлекла идея инопланетян? Во-первых, тема современная и детям интересная. Во-вторых, никто не знает, как выглядят инопланетяне и окружающие их предметы, поэтому можно вырезать, что хочешь или что получается — все будет «правильно», ведь самостоятельность воплощения художественного замысла и радость от результата — важные условия проекта. По моему глубокому убеждению, такие условия активизируют и развивают психические процессы сознания у детей, поскольку ощущения «делаю, что сейчас хочется» (в рамках темы) и «мне нравится, что у меня получилось» являются мощным стимулом для желания и дальше познавать окружающий мир.
Наступила зима, а с ней и время знакомства с холодными и теплыми цветами. Здесь уместной была сказка о девочке и мальчике, которые отправились на прогулку в лес: «Как холодно было в лесу, и какие холодные цвета были вокруг! Погуляв, дети вернулись в дом. В доме горел камин и освещал все теплым уютным цветом». Мы рисовали зимние узоры, выбирая по желанию цвета из «холодной» палитры.
Новый год дал нам повод нарисовать «праздничное настроение». Надо признаться, что некоторые ребята не поняли эту идею и не увлеклись ей. Тогда я посвятила несколько занятий беседе и рисованию «грустного и веселого настроения». Результаты были разнообразными и неожиданными — на то и проект, а не программное обучение! Зато я лучше поняла внутренний мир некоторых детей.
Были и занятия-эксперименты. Дети смешивали цвета, изображали ими нечто, а потом рассказывали, что, нарисовали и каким цветом: зеленым и немного желтым, темно-красным и т. п. Оказалось, что если смешать много цветов, получится непонятный «грязный» цвет. И все с удовольствием рисовали «грязь на улице». Интересно было наблюдать, как менялся цвет воды в стакане, когда дети мыли кисточку после разных красок. Эта забава продлилась до конца года и так всех увлекала, что периодически приходилось возвращать детей от изготовления «коктейлей» к рисованию на бумаге.
Надо признать: зачастую то, что рисовали дети, без долгих объяснений показывать никому было нельзя. Непосвященным это могло показаться жуткой мазней — цветные пятна, линии. Поэтому завершить наш проект я решила чем-то более конкретным — мы рисовали радугу. Конечно, перед рисованием была сказка о гномах, стихотворение К. Чуковского и гимнастика для рук «Радуга». Настроение было приподнятое. Рисовать радугу оказалось несложно, рисунки получились аккуратными, привлекательными и порадовали родителей. Потом каждый выбрал свои цвета и нарисовал что-то свое. Проект завершился.
Дальнейшие занятия по ИЗО показали, что дети стали довольно хорошо ориентироваться в широкой цветовой гамме, легко понимать и использовать оттенки цветов, придумывать свои комбинации, имеют к ним свое отношение (нравится, не нравится). Постепенно исподволь у детей формировались энтузиазм и особый интерес к рисованию.
В один прекрасный весенний день я позвала часть группы, чтобы завершить начатую два дня назад композицию. И тут услышала, что остальные тоже ХОТЯТ! Мы договорились, что композицию доделают дети, ее начавшие, а потом будем рисовать все вместе. Ребята рисовали, рисовали много и с увлечением, и я рисовала вместе с ними.
В нашем издательстве выпущены книги по художественно-творческому развитию: