Наверное, когда-нибудь ученые найдут причину, почему из нашего кино исчезла настоящая музыка. Не перевелись же композиторы. И снимают сейчас снова много. И отличные фильмы у нас появляются. Но нет в кино таких мелодий, какие были у Дунаевских, Рыбникова, Зацепина, Артемьева, Петрова, Шнитке и, конечно, Гладкова. Может, исключения встречаются, но на память мне ничего заметного не пришло.
Недавно ушел от нас Геннадий Гладков - человек, много работавший с театром и кино. Поэтому его композиции известны лучше, чем если б это была симфоническая музыка для филармоний. Гладков прожил долгую жизнь, оставил немало шедевров, которыми мы можем наслаждаться и сегодня. О таких людях Василий Жуковский сказал:
О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет;
Но с благодарностию: были.
Тяжело выбрать лучшее из богатого творческого наследия Геннадия Игоревича. Каждый может расширить список. Я подобрал десятку на свой вкус.
“Джентльмены удачи”
Тема к народной комедии является, по-моему, просто одной из лучших мелодий, когда-либо написанных для кино. Юмор в музыке - это высший пилотаж. А этот мотив искрится смехом.
“Добрый зритель в девятом ряду”
Аркадий Райкин точно не певец, но под эту музыку его речитатив звучит великолепно и очень душевно.
“Умри, гусар”
Как минимум, половину успеха, конечно, надо разделить с поэтами, которые сочиняли замечательные стихи для этих песен. Вечная тема: “Пуская подлец из грязи в князи вышел”.
“Неаполитанская песенка”
Гладков здесь и слова сочинил, и спел вместо Семена Фарады. "В общем, все умерли".
“Была не была”
“Наш зритель нас рассудит”, - сказал человек с бульвара Капуцинов мистер Фёст. Уже рассудил!
“Песня Остапа”
Вокал Миронова божественен, текст восхитителен. Но я все же прошу вслушаться именно в богатство музыки. Многие шедевры Гладкова родились именно в сотрудничестве с режиссером Марком Захаровым.
“Любовь, зачем ты мучаешь меня?”
А как виртуозно Гладков делал стилизацию под старинную музыку!
Вступление к “Обыкновенному чуду”
А большой талант и есть обыкновенное чудо. Вроде, он не выходит за рамки человеческих возможностей, а попробуй, повтори. Всякое значимое достижение в искусстве - это всегда чудо.
“Серенада Трубадура”
В мультипликации Гладков тоже оставил заметный след. Все “Бременские музыканты” держатся на его музыке.
“Песня кота”
А вы замечали, что в “Бременских музыкантах” пес синего цвета. Может, это голубой щенок вырос?
“Алло, дорогая”
Может быть, мой выбор не объективен. В таком случае простите, любимые, так получилось.
Все равно никто не заметил, что вместо обещанной десятки я представил 11 композиций Геннадия Гладкова. Почему? Да потому что для гения любые рамки будут тесны.