Некоторые авторы специально вводят в сюжет невезучих персонажей, которые несут сплошные неудачи и самим себе, и окружающим... тем самым делая страницы книг / кадры фильмов интереснее.
И тут возможны 2 варианта:
1) в особо закрученных сюжетах доходит до интеллектуальных, эстетических и прочих изысков;
2) в наиболее примитивном же плане это выглядит как постоянные неудачи героя, который не только сам поскальзывается на банановой кожуре, но и других подталкивает к подобному.
Давайте рассмотрим 5 интересных примеров западных авторов.
№ 1. «Вся жизнь прошла, пора судьбой заняться!»
Герой книг Александра Дюма д’Артаньян – просто воплощенный анти-талисман. Он всем приносит неудачи… даже себе. Вот судите сами:
- в книгах Дюма говорится, как наш гасконец чуть что – кидается в драку, но по факту описаны лишь 4 его дуэли. Конечно, он в них везде выходит победителем, хотя далеко не всегда – по праву. Так, де Жюссак просто делает неудачный выпад и затем еще более неудачно выпрямляется; граф де Вард довольно серьезно изматывает Д’Артаньяна, а сраженным падает только после 3-го удара;
- бахвалящийся тем, что «любой гасконец с детства – академик», и мечтающий о карьере военного, д’Артаньян особых успехов не достигает.
Конечно, его назначают-таки маршалом. Но до этого он за добрых 30 лет максимум, чего добивается, – звания лейтенанта; жезл маршала он получает не просто в конце, а в самом конце – держит его каких-то несколько минут в руках, пока его ни настигает последняя в его жизни пуля;
- вмешательство гасконца в интриги серьезно подтачивает силы и в итоге окончательно «выводит из строя» блистательную Миледи. Впрочем, как раз эту героиню не жаль – она получает поделом.
Причем он не только фактически, но и мopaльно ее yнижaет – обманом проникнув в ее (по книге) пocтeль. Представьте, с какой неприязнью она потом вспоминает такой обман;
- а вот Констанции д’Артаньян приносит (хотя бы косвенно) не просто ранний, но напрасный уход из жизни. Если бы не он – благоверная галантерейщика Бонасье могла бы прожить еще долго, а может быть, даже счастливо;
- еще одна обманутая холеричным гасконцем девушка – служанка Кэтти;
- наконец, список таких особ можно пополнить хозяйкой постоялого двора из книги Дюма «Двадцать лет спустя». Она, вполне возможно, испытывает к гасконцу чувства, а тот с нею рядом «лишь ради того, чтоб не платить за комнату»;
- мы уж молчим о том, сколько палок в колеса вставляет д’Артаньян кардиналу Ришелье и его помощникам…
Честное слово, порой возникает ощущение, что все успехи, которые так или иначе встречает гасконец, придуманы Дюма сугубо для того, чтоб сгладить витающий вокруг его героя душок невезучести…
№ 2. «Нет идеальных планов. Всегда нужно импровизировать»
Да-да, проницательная Джессика Флетчер помогает всем встречным-поперечным разгадывать преступления. Но многие из таких преступлений происходят в аккурат после того, как туда... попадает эта героиня.
Данную особенность замечают многие из смотревших детективный телесериал с Анджелой Лэнсбери «Она написала yбийcтво».
Впрочем, это общая судьба разных детективов – хоть профессиональных, хоть частных, хоть таких вот самопальных…
№ 3. «…я ему понравилась. Почему понравилась – неизвестно, может, у него плохой вкус..»
Иоанна Хмелевская про свою героиню Алицию говорит, что «она очень рассеянная особа, а такие обычно служат украшением сюжета».
Но еще больше этими словами можно охарактеризовать прообраз самой писательницы – героиню Иоанну, которую Хмелевская в детективах во многом рисует с самой себя.
Эта азартная полячка, хоть и обаятельная и рассудительная, но постоянно попадает в передряги. А вместе с ней в них попадают многие другие. Доходит до того, что в книге «Что сказал пoкoйник» гангстеры ее увозят за океан и держат там много месяцев.
Но и там Иоанне не сидится на месте. Она сначала от Южной Америки проплывает на шикарной яхте той самой банды через весь океан до Европы. Потом, попав в плен к шефу, умудряется из подземелья выкопать подкоп. В конце концов неуемная оптимистка оставляет без капиталов и даже без свободы всю шайку-лейку: по наводке Иоанны их всех до единого вылавливают и садят в тюрьму…
Впрочем, она не сдает единственного из них. Просто потому, что какое-то время, не зная о его причастности к банде, проводит с ним романтичные ночи под средиземноморской луной. Но какая жизнь ждет этого красавца без постоянных прибылей, как бывало раньше, при заказах шефа?
№ 4. «– На карте в этом месте нет зыбучих песков.
– Похоже, мы их открыли»
Апофеозом неудачливости и для себя, и для всех остальных выступают сразу 2 героя французской комедии с Пьером Ришаром и Жераром Депардье «Невезучие».
Правда, персонаж Депардье – как раз один из тех, на кого влияет ореол невезучести.
Причем его герой Жан Кампана до мозга костей рационалист, «поклонник Декарта». Но и он со временем подпадает под влияние незадачливого Франсуа Перрена: Кампану кoлoтят, обстреливают, лишают машины и нормальной одежды, даже засаживают в тюрьму.
Ну, а 2-я неудачница – дочь главы фирмы. Эта скромная очаровашка – просто стихийное разрушение. Только костер в индейской деревушке чего стоит… жители потом долго вздрагивают, услышав имя Мари…
№ 5. «Пустяки, дело житейское!..»
Ну, и на закуску – один из любимых героев сказок нашего детства.
Куда ни попадает Карлсон из 3 книг Астрид Линдгрен – там обязательно происходят какие-то не самые удачные события:
- у Малыша взpывaется паровая машина, раскалываются люстры, ломаются все игрушки и проч., проч., проч. Причем, узнав, что может последовать строгая реакция папы, летающий озорник попросту смывается;
- у фрекен Бок пропадают тефтельки, плюшки и какао с молоком. Еще ей постоянно треплют нервы, а для женщины в возрасте это не самое лучшее дело. А уж сколько раз ей приходится лишний раз устраивать приборку после озорства Карлсона;
- даже у воришек Филле и Рулле – сплошные обломы в их «профессии». Оно ясно, что в данном случае Карлсон правильно не дает им поживиться за чужой счет. Но:
1) сам он постоянно делает почти то же самое (питается за счет родителей Малыша и каких-то фермеров, о которых он вскользь упоминает в 3-й книге Линдгрен, и т. п.);
2) конкретно анти-талисманом для Филле и Рулле он выступает.
Надо сказать, Карлсону очень везет, что окружающие его так любят и всё ему прощают. Ну, подумаешь, мама Малыша пару раз шлепает этого «нахаленка» за проказы. Но ведь несильно и несерьезно. Зато все время дружбы Карлсона с Малышом этого «беспризорника» кормят-поят, частенько обеспечивают одеждой (когда он ночует у друга) и спасают от слишком назойливых журналистов.
П. с. В продолжение темы читайте мои посты «4 анти-талисмана – героя комедий СССР и РФ, которые всем приносили неудачи», а еще «Дети-актеры из французских комедий с Ришаром и Депардье».