Владимир Алексеевич Гиляровский – журналист и писатель. Его главной любовью была Москва. Ей он посвятил известную книгу «Москва и москвичи».
Как Гиляровский стал бытописателем Москвы, подкасту «Про Большой город» рассказал Сергей Рахманинов, экскурсовод и автор маршрута «Москва Гиляровского».
🎧 Слушать подкаст на Яндекс.Музыке 👇
Где погулять по Москве Гиляровского
Если говорить о местах, связанных с жизнью Гиляровского, то тут практически ничего не сохранилось. Да, в Москве есть улица Гиляровского: там он жил, когда женился. Но дома Гиляровского уже нет.
Правда, есть другой дом, в Столешниковом переулке, где он жил позже, когда смог позволить себе перебраться в дорогой центр. До наших дней сохранился ресторан «Эрмитаж», хорошо описанный Гиляровским: сейчас там театр Школа современной пьесы. Никуда не делась Неглинка и подземный коллектор, в который спускался Владимир Алексеевич. Дома XIX века на Хитровке с подвалами, которые помнят Гиляровского, стоят. Есть Нарышкинский сквер, описанный им, и бывший театр Корша (сегодня Театр наций). Осталось только открыть книгу «Москва и москвичи» и начать путешествие.
Как Гиляровский оказался в Москве
Как ни парадоксально, но бытописатель Москвы родился совсем не в Первопрестольной, а в местечке Алсуфьево под Вологдой. Случилось это 8 декабря 1855 года. Его мать умерла, когда мальчику исполнилось 8 лет.
Воспитывал Гиляровского дед, потомственный казак. Он научил внука азам джигитовки. А потом к обучению ребенка подключился некий дядька Китаев. Это был удивительный человек, бывший крепостной, авантюрист и путешественник. А еще он в совершенстве знал джиу-джитсу и обучил подростка приемам восточных единоборств. У Гиляровского с детства было важное преимущество – он физически был очень сильным. И сила, и уроки дядьки Китаева ему в жизни очень пригодились. Учиться Гиляровскому не нравилось. Провалив экзамен в гимназии, он убежал из дома, устроился бурлаком. И это было только началом пестрой, почти фантастической жизни. Чего он только не попробовал! Был помощником матроса, брандмейстером, учился в школе юнкеров (не понравилось – бросил). Выступал в конном аттракционе в цирке. Воевал на Балканах в охотничьей команде, а потом переметнулся на Кавказ. Только в 26 лет в 1881 году он оказался в Москве.
Стоит ли удивляться, что человек с таким бэкграундом пошел работать в частный театр? Со временем театр разорился, но Владимира Гиляровского попросили оттуда гораздо раньше. Причиной стали его взрывной характер и два события. Первое: он дал отпор пьяному офицеру, который ворвался в театр, размахивая револьвером. Уточнение – офицер был личным адъютантом Московского градоначальника. А второй раз – выкинул из театра купчика, который не то на самом деле, не то так показалось, приобнял девушку, музицировавшую в театре. После чего Гиляровского попросили из театра: не дело гостей выкидывать. А герой-силач вскоре женился на той самой девушке. Звали ее Мария Мурзина.
Другая Москва Гиляровского
Подрабатывать журналистикой Гиляровский начал еще во время работы в театре. За свои заметки о русско-турецкой войне в «Московском листке» он получал хорошие гонорары. Это издание было предвестником будущей желтой прессы. Читатель полюбил журналиста Гиляровского. Тем более, что в своих статьях о Москве тот показывал совершенно неожиданный город. Нет, не Москву православную и златоглавую, и не древнюю столицу Руси, а город на сломе укладов.
После отмены в России крепостного права огромное количество вчерашних крестьян хлынуло в города, не все они нашли работу, появилось «социальное дно». Вот эти новые герои и «населяют» очерки Гиляровского. Они близки и понятны Владимиру Алексеевичу, ведь вся его юность прошла среди простых людей. Эти же персонажи стали его надежными информаторами. Именно поэтому Гиляровский первым оказывался на всех московских происшествиях – будь то трагедия на Ходынке или пожар на фабрике Морозова. Он знал о Москве все: что происходит, где, с кем.
Он описывал внутреннюю жизнь московских бань, спускался в притоны, где творился настоящий ад, изучил Хитровку и ее обитателей – большая физическая сила и надежные информаторы спасали его от бандитов. Описывал, конечно, с выдумкой – иначе, кто б это стал читать? Причем, читали его и в Московской городской думе. Так критическая заметка о клоаке с Неглинкой, куда спустился Гиляровской и ужасы которой описал, привела к тому, что клоаку почистили. Газета выступила – меры приняты!
Свои очерки Гиляровский собрал в одной книге «Трущобные люди». Каждый из очерков в свое время был одобрен цензурой, но выход сборника стал бомбой – Москва представала в ней жутким городом. Книга была публично сожжена на Сухаревской площади. Как ни горевал Владимир Алексеевич, а не мог не понимать – аутодафе оказалось грандиозной пиар-акцией! Популярность и гонорары стали у него такие, что вскоре Гиляровский переехал с семьей в Столешников переулок, где метры всегда были золотые.
Великий мистификатор
Одной из самых любимых новогодних легенд мы обязаны Владимиру Алексеевичу. Вот она. Был в Москве ресторан «Эрмитаж» на Трубной площади, основали его, по версии Гиляровского, француз Люсьен Оливье и некто Яков Пегов. В 1864 году было построено великолепное здание для ресторана (сейчас это театр «Школа современной пьесы»). Гиляровский любил там бывать, писал о ресторане, пиарил его, как бы мы сегодня сказали.
В советское время Владимир Алексеевич рассказывает о прекрасном французском поваре Оливье, который придумал уникальный салат. Повторить салат было невозможно: рецепт, якобы, утрачен. Но вот, оказывается, любимый ученик Оливье с «редкой» фамилией Иванов восстановил рецептуру. Такой была история любимого советского новогоднего салата. Хотя, честно говоря, что там восстанавливать? Все ингредиенты понятны, майонезный соус тоже не секрет.
Стоп, стоп! А кто такой Люсьен Оливье? По легенде повар и владелец ресторана. Писатель Михаил Генделев провел свое расследование. Изучив документы XIX века, он не обнаружил никакого Люсьена Оливье. Но вот управляющим расположенного рядом с рестораном постоялого двора был некто Николай Оливье. Похоже, история с салатом была придумана Гиляровским от начала до конца, и приукрашена знакомой французской фамилией. Будем ли мы теперь с меньшим удовольствием есть оливье на Новый год? Нет, конечно.
Как Гиляровский спас Станиславского
Когда в МХТ ставили пьесу Горького «На дне», Станиславский попросил Гиляровского организовать ему что-то вроде экскурсии в подвалы Хитровки. Это было страшное место, но связи в преступном мире у Владимира Алексеевича были колоссальные, сам он был человеком большой физической силы и в подвалы Хитровки без кастета не ходил, поэтому ему удалось как-то договориться о посещении и гарантиях безопасности. Взяли с собой художника Симонова, чтобы тот делал зарисовки.
Вначале все было спокойно, но в одном из подвалов к Гиляровскому подошел его шапочный знакомый. Он взял понюхать табачку и на ухо сказал: «Брать будут вчетвером, брать будут в темноте». И ушел. Через какое-то время один из обитателей Хитровки спросил художника: «Что это ты нарисовал? Я ничего не вижу». И снял лампу, якобы, чтобы посветить. В мгновение ока перед ним оказался Гиляровский. Прием джиу-джитсу – и тот отлетел в угол. В подвал ворвались еще два бандита, у одного в руках был большой нож, но и тут Владимир Алексеевич не сплоховал, всех раскидал.
«Я тебе по гроб жизни обязан», – сказал Станиславский, когда они вышли на белый свет. «А я знаю, чем ты мне долг отдашь, – ответил Гиляровский. – Я в душе артист. Дай мне роль в спектакле». Но нет, как ни был благодарен Константин Сергеевич за спасенную жизнь, а Гиляровского на сцену не пустил.
Как «Трущобные люди» стали книгой «Москва и москвичи»
Владимир Алексеевич «на ура» приветствовал советскую власть, ему в новой стране абсолютно все нравилось. И старая сожженная книга «Трущобные люди» стала дополняться новыми абзацами. Там, где в «Эрмитаже» обжирались купцы и чиновники, писал Гиляровский, теперь «Дом колхозника», где любой может недорого поесть. Там, где были притоны, теперь Дом просвещения. Многострадальная Неглинка дважды почищена.
С юности зная, что такое социальная несправедливость, Гиляровский глубоко сочувствовал и солдатам, и бурлакам, и городской бедноте. И вот при советской власти он видит: ликвидируется Хитровка, уходит в прошлое детская беспризорность, квартал «красных фонарей», бездомным дают жилье. Нет никакой фальши в его восхищении новой властью. А новая-старая книга получила любимое всеми название «Москва и москвичи».
Понравилась статья? Поставьте 👍 и поделитесь мнением в комментариях. Подписывайтесь на наш канал в Telegram – там еще больше интересного 🙌
---------------------------------------------
Также может быть интересно: