Найти тему
Журнал «Баку»

Сокровищница: история Музея Востока и его азербайджанской коллекции

Искусство Азербайджана – одна из центральных коллекций Государственного музея Востока, которому сегодня исполняется 105 лет. В его богатейшем собрании в Доме Луниных на Никитском бульваре представлены памятники более чем 100 стран и народов Азии и Африки.

Сначала он назывался Ars Asiatica и состоял всего из двух отделов – искусства Дальнего Востока и Востока Ближнего. Между прочим, именно Ars Asiatica стал одним из первых музеев, организованных большевиками (из декрета о создании музея видны не только грезы о мировой революции, но и реальные хлопоты об обустройстве красной империи), который собирался и открылся «с нуля» уже при новой власти.

30 октября 1918 года – официальный день рождения Ars Asiatica. Именно в этот день, предпоследний день октября, на заседании Президиума Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Народном комиссариате просвещения докладывали концепцию собрания, принципиально важного Стране Советов. Одним из выступавших тогда был Павел Муратов – декадент, эстет и автор настольной книги многих поколений искусствоведов «Образы Италии», которому пять лет назад, в честь столетнего юбилея Музея Востока, открыли памятную доску в главном фойе ампирного особняка Луниных (родственников декабриста).

Эта изящная усадьба, ассоциирующаяся у нас с выставками нэцке и африканских масок, передана Музею Востока относительно недавно – в 1970-х, а теперь под завязку забита артефактами и художественными богатствами, накопленными за столетие. Хотя, как рассказывает гендиректор Музея Востока, доктор исторических наук Александр Седов, начиналось все более чем скромно: «Коллекции нового собрания формировались в основном предметами, реквизированными из барских домов и частных собраний; что-то поступило из Национального музейного фонда, какими-то предметами «не по профилю» пришлось поделиться Эрмитажу и ГМИИ им. Пушкина, собраниям Политехнического и Исторического музеев. Первые экспонаты, связанные с Азербайджаном и закавказскими коллекциями, поступили из национализированных ковровых магазинов фирмы Липперта и Петросова, со складов «Северной компании» и знаменитого антикварного магазина Aux Amateurs…»

Генеральный директор Музея Востока Александр Седов
Генеральный директор Музея Востока Александр Седов

Седов отмечает, что важнейшим элементом комплектования фондов стали этнографические и археологические экспедиции 1920–1930-х годов, в том числе на территории Азербайджана.

К началу XXI века Музею Востока, хранящему и выставляющему у себя уже более 140 тысяч экспонатов, стало тесно в стенах лунинской усадьбы, особенно после того, как здание основного фондохранилища, разместившееся в церкви Илии Пророка на Воронцовом Поле, решено было вернуть верующим. Но сейчас, кажется, проблема хронической тесноты решена: незадолго до столетнего юбилея Музей Востока получил в свое ведение здание на ВДНХ. Здесь, в павильоне № 13 (бывшее «Здравоохранение»), на площади чуть менее 3000 квадратных метров представлены коллекции из фондов музея и экспозиция «Музей Рерихов на ВДНХ».

Впрочем, планы Музея Востока связаны не только с расширением территорий, но и с широкой выставочной деятельностью. Александр Седов рассказывает об отлаженных постоянных связях с бакинскими и – шире – азербайджанскими музеями. Так, в Баку показали два важных экспозиционных проекта из фондов Музея Востока: в выставочном зале Союза художников представили японскую гравюру эпохи Эдо, а в Центре Гейдара Алиева – рукопись XVI века «Бабур-наме» – воспоминания основателя империи Великих Моголов, проиллюстрированные чудесными миниатюрами, один из самых известных и хрупких шедевров московского собрания.

При переезде в новое фондохранилище сотрудники отдела научной реставрации Музея Востока обратили внимание на несколько первоклассных образцов советской пластики конца 1940-х – 1950-х годов – их авторами были азербайджанские скульпторы Эльджан Шамилов, Фуад Абдурахманов, Гусейн Ахмедов, Джалал Каръягды и Пинхос Сабсай. В 2022-м музей при поддержке Фонда Гейдара Алиева отреставрировал эти скульптуры и показал широкой публике.

Да и Александр Седов Азербайджану не чужой: он здесь родился, когда его родители работали в геологоразведочной партии на строительстве Мингячевирской АЭС. Воспоминания гендиректора музея о своих первых годах самые теплые – как о наиболее радостном и светлом периоде жизни: «До сих пор вспоминаем с сестрой, как мы жили здесь, точно в раю. Очень хорошо помню наш дом и двор с виноградником, даже дворовую собаку помню, как она виляет хвостом…»

-3

С Баку, между прочим, связана и судьба старшего сотрудника музея, кандидата исторических наук Лидии Рославцевой, большого специалиста по декоративно-прикладному искусству Закавказья. Прадед ее, архитектор Иван Васильевич Эдель, до революции построивший в Баку более полусотни зданий, в том числе несколько церквей и знаменитый дом Гаджинского на набережной Александра II, в советские времена работал простым чертежником. Лидия Игоревна, родившаяся в Баку, устроила мне экскурсию по залам, в которых хранятся уникальные сокровища из коллекции музея, связанные с азербайджанской историей и культурой. Здесь есть оружие и старинные костюмы, посуда и украшения, драгоценные ларцы, ткани, ковры, а также «посольские скатерти», то есть вышивки, соединенные с аппликацией и служившие дипломатическими подарками в особо торжественных случаях.

Старший научный сотрудник музея Лидия Рославцева
Старший научный сотрудник музея Лидия Рославцева

Лидия Рославцева показывает изысканную женскую утварь, предназначенную для праздников и будней. Переходя от витрины к витрине, она объясняет, что азербайджанская невеста к своей свадьбе должна была подготовить до 100 предметов – некоторые из них теперь представлены в постоянной экспозиции второго этажа. Например, такие «банные принадлежности», как медные ларцы хамам-тасы, покрытые тонкой гравировкой, в которые женщины набирали косметические средства, мази и благовония: баня служила своеобразным «женским клубом», где знакомились и общались, обсуждали новости, просватывали невест, устраивали дела родственников, детей и, порой, как подчеркивает Рославцева, решали дела своих мужей.

Миниатюра из рукописи «Бабур-наме».  Церемония освящения знамени перед выступлением в поход деда Бабура – монгольского хана
Миниатюра из рукописи «Бабур-наме». Церемония освящения знамени перед выступлением в поход деда Бабура – монгольского хана

Старший научный сотрудник музея, заслуженный работник культуры Светлана Хромченко, отвечающая в Музее Востока за закавказские художественные коллекции, рассказывает, что за 100 лет здесь сформировалось еще и объемное собрание азербайджанского искусства: «Только картин и графических листов у нас более 300. Однако обстоятельный красочный каталог, изданный в 2011 году при поддержке Caspian Capital Limited и Гасана Ризаева, уже не может считаться полным. Коллекция, к счастью, динамично растет, поскольку современные мастера Азербайджана работают активно и самобытно, а выставочные и творческие связи музея с ними становятся более прочными».

Старший научный сотрудник музея Светлана Хромченко
Старший научный сотрудник музея Светлана Хромченко

Первыми картинами, положившими начало живописному собранию «Советского Востока» в 1931 году, стали именно произведения художников Азербайджана. «Сейчас в нашей коллекции живописи и графики мастеров Кавказа и Средней Азии азербайджанский раздел – один из самых значительных в количественном и качественном отношении. У нас есть живопись первой половины прошлого века, оригинально переосмысливающая опыт европейских постимпрессионистов, и добротные соцреалисты, топовые, говоря современным языком, картины Таира Салахова, вслед за которым сформировался мощный шлейф художников «сурового стиля», и ошеломляющие цветовой мощью полотна неофициальных художников «абшеронской школы» – теперь всемирно известных. Наши специалисты, как и в легендарном музее узбекского Нукуса, прозорливо выбирали лучшее».

«Располагая всего шестьюстами рублей», как значится в документах, музей более 90 лет назад приобрел работы Салама Саламзаде, Лазаря Гурицкого. Чуть позже в коллекции появились рисунки Азима Азимзаде и работы тогдашних учеников и выпускников бакинского Художественного техникума Мамеда Гасан оглы Алиева, Амины Мамедовой, Камиля Ханларова, а также замечательные сюжетные вышивки, рисунки и аппликации учениц прикладного отделения этого техникума Фатьмы Алиевой, Гюльбике Искандеровой, Латифы Мисаутовой. В них классическими средствами рукоделия девочки изображали приметы нового времени: занятия в школе, пионерские собрания, снятие паранджи, женщин на тракторах…

Уже тогда московские критики изумлялись органичности, с которой молодежь, выросшая в атмосфере классического искусства Востока, осваивала непривычные сюжеты и способы передачи советской действительности. Хромченко подчеркивает: «Эти работы и сегодня не утратили художественной актуальности и восхищают энергией, звучностью цвета, оригинальностью композиций, юмором. А еще неподдельным интересом к жизни и ощущением радости бытия».

А. Азимзаде. Карикатура. Подоходный налог члена партии и беспартийного бедняка;
А. Азимзаде. Карикатура. Подоходный налог члена партии и беспартийного бедняка;

Главное здание Музея Востока занимает городскую усадьбу «Дом Луниных» в самом центре Москвы, на Никитском бульваре. На месте палат начала XVIII века архитектор Е. С. Назаров построил в 1787 году трехэтажный дом для князей Путятиных. В 1802 году этот участок земли со строениями приобрел генерал-лейтенант П. М. Лунин (дядя известного декабриста М. С. Лунина). Московский пожар 1812 года оставил от дома только подвал, после чего в 1814-м началось строительство на этом месте нового двухэтажного флигеля, который уже через четыре года стал жилым домом семьи Луниных. В 1818–1822 годах строительство нового комплекса проводилось архитектором Д. И. Жилярди. В 1821 году недостроенный дом Луниных продали Коммерческому банку, и в начале 1823 года банк полностью откупил все владение. Банк размещался здесь до революции 1917 года.

Читайте еще:

Единицы хранения: азербайджанские экспонаты Музея Востока

Музей Востока отреставрировал и показал азербайджанскую скульптуру 1940–1950-х годов

Текст: Дмитрий Бавильский

Фото: Дмитрий Терновой; Государственный музей Востока

Иллюстрация: Виктория Семыкина

https://baku-media.ru